Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















О судействе выездки

Судейство по выездке очень сложное дело, требующее огромного нервного напряжения судьи, так как соревнования длятся часами, да и каждая схема, начиная с Малого приза и кончая Большим, выполняется в течение 7-9 мин с большим набором исполняемых элементов и их сочетании. Поэтому судья для таких ответственных езд должен быть высококвалифицированным, способным правильно расставить участников по местам, тем самым отдав должное кропотливой работе тренеров и всадников с их партнерами-лошадьми.
Прежде всего всадник и его тренер должны быть твердо убеждены в правильном понимании судьями принципов оценки езды, которым они следуют в своей работе. Только такое единство взглядов судей, тренеров и всадников может привести к успеху и позволит подняться к вершинам искусства выездки.
Судья должен руководствоваться в своих суждениях о степени выездки лошади, посадке всадника и качестве выполняемого упражнения исключительно требованиями, изложенными в Правилах по конному спорту СССР и Правилах ФЕИ.
Задача судьи-быть справедливым ко всем без исключения выступающим. Незыблемым законом судейства должно стать - судить то, что судья видит, а не то, что он хочет видеть или предполагает увидеть. Объективность - единственный критерий, который должен стоять во главе всякого судейства.
Судья должен иметь быстрый глаз, то есть видеть всю картину исполняемого упражнения, а не только отдельные детали. Если упражнение состоит из нескольких элементов, нельзя упускать все составляющие этого упражнения, хотя, конечно, какая-то часть его может быть и главной, основной. Судья должен видеть движения, гармонию, связь всадника с лошадью.
Внимание судьи фиксируется на точности исполнения элементов езды и всей схемы. Но в то же время точность или неточность не должны сильно влиять на результат оценки, например, осаживания или пиаффе и др. Качество движения - вот главный критерий, от которого следует отталкиваться при проставлении балла.
Безусловно, желательно, чтобы каждый судья до перехода на судейскую работу участвовал бы в соревнованиях, которые ему предстоит судить, и еще лучше, если бы каждый судья выездил лошадь до того класса, который он судит. Самостоятельная работа с лошадью наделяет судью чутьем-пониманием проблем, которые нередко испытывает всадник на манеже, а участие в соревнованиях помогает понять, прочувствовать работу спортсмена во время выполнения схемы приза.
К этому хочется добавить, что судья, садясь за судейский столик, должен, обязан хорошо знать программу предстоящего соревнования.
Что же нужно прежде всего знать судье и на что ориентироваться, выставляя оценку?
Сначала поговорим об основных качествах выезженной лошади. Лошадь должна обладать:
1) гибкостью, податливостью, уступчивостью. Ее движения должны быть естественны, без напряженности и скованности.
Гибкость спины лошади дает возможность всаднику иметь непринужденную посадку, позволяющую воздействовать на лошадь поясницей, шлюсом, своим весом и шенкелями, Признаками отсутствия этого качества являются такие пороки, как скованные движения, негибкая спина, "мертвый" рот;
2) каденцией, то есть ясно выраженным ритмом в движении.
Каденция является главным условием отчетливости в движении, согласованности в работе ног лошади. Так называемая "бегущая рысь" лишена каденции. Особенно ясно выражена каденция в пассаже;
3) импульсом. В понятие импульс мы вкладываем прежде всего желание животного двигаться вперед, его внутреннее здоровое стремление проявить свою энергию в движении (нельзя путать импульс с нервным состоянием лошади). У лошади, идущей с импульсом, задний отдел при гибкой спине работает эластично, движение совершается как бы без усилий, но с энергией. У такой лошади правильные рысь и галоп, в то время как в движении без импульса необходимая темпичность стушевывается.
К основным качествам выезженной лошади относятся:
Принятие повода означает постоянный и легкий контакт-связь между рукой всадника и ртом лошади. Правильно выезженная лошадь ищет эту связь, причем всадник при этом сидит независимо, то есть не опирается на повод. Степень принятия повода зависит от требований, которые всадник предъявляет к лошади. Однако всадник должен усиливать контакт со ртом лошади только на короткий миг и по возможности быстрее переходить к легкой связи со ртом. Лошадь в правильном поводу как бы "несет себя сама". Если лошадь идет за повод или через повод, это означает, что всадник воздействует главным образом рукой и не использует все средства управления в гармонии с поводом.
Повиновение выражается в послушании, стремлении лошади с готовностью выполнять все требования всадника при хорошо подведенном заде на всех аллюрах без напряженности в переднем ее отделе, начиная с затылка.
Сбор. Способность к сбору увеличивается гармонично с тренировкой, главным условием которой является постепенное увеличение сбора. Слишком раннее требование к лошади собраться приводит к тому, что теряется естественность движений, уменьшается природная гибкость и исчезает импульс. Особенно часто это наблюдается на шагу, когда в процессе работы происходит уменьшение захвата пространства.
Отличительные признаки собранных движений не укороченность, а величавость и подъем. Собранность возможна при полной раскрепощенности и непринужденном состоянии лошади. Судорожные короткие движения не могут быть приняты за собранность.
Наибольшая собранность требуется при пируэтах на галопе, пиаффе и на пассаже. В этих упражнениях понижение зада особенно заметно (несущая способность задних конечностей используется для освобождения переда. Бедра лошади - подвижны и гибки, поэтому они позволяют у нее поднять перед и опустить зад; поясница в это время округляется, а не проваливается). При этом движения должны выполняться без напряжения и не терять эластичности.
Поднятие шеи только за счет рук является большой ошибкой. Лошадь приобретает дисгармоничный вид: шея укорочена, а зад отставлен. Однако, как говорится в Правилах ФЕИ, задние ноги тоже не должны быть подставлены под корпус лошади слишком вперед, так как это уменьшит площадь опоры для лошади и ей трудно будет сохранить гармоничное и правильное равновесие.
Судья должен четко различать искусственно поднятую лошадь и такую, у которой этот подъем является правильным, то есть когда он соответствует каждому аллюру, каждому элементу.
Как конкретно подходить к проставлению оценки?
Прежде всего нужно, учитывая все сказанное выше, определить качество движения исполняемого элемента или упражнения. Если оно соответствует высшим критериям оценки, то высшим баллом является "10", от которой отнимаются баллы за ошибки. допущенные погрешности и др.
Что подразумевается под качеством движения? Если это, например, рысь, то мы должны видеть четкое ровное диагональное движение ног, пружинящие скакательные суставы, которые принимают на себя нагрузку, особенно на собранной рыси. Этим и достигается более отчетливая и высокая рысь. Кроме того, обязательно надо следить за ритмом. Нарушение ритма либо слишком долгая фаза подвисания, растянутая рамка лошади (трапецией), скованность (а отсюда - "дерганые", неэластичные движения) - серьезнейшие ошибки.
Обращаем внимание и на гармонию общего вида. Если крупная лошадь идет мелким шагом, не соответствующим ее внешнему виду, работает как бы "под себя" или стремится скорее поставить ноги на землю, все это создает дисгармоничный вид: таких лошадей определенно судить исходя из высших оценок нельзя - в таких случаях судья в уме ведет втечет, вероятнее всего, от "6".
Итак, с первого же момента движения судья занят определением его качества, гармонии, внимание фиксируется на ритме...
Далее в задачу судьи входит дать правильную оценку различным видам исполняемых аллюров, то есть увидеть, насколько грамотно и точно всадник показывает, допустим, собранную рысь, затем среднюю, отличающуюся от первой более широкими движениями (при том же ритме), а затем и прибавленную, характеризующуюся еще большим захватом пространства (при сохранении того же ритма!). То же касается и исполнения на галопе трех его видов - собранного, среднего и прибавленного.
Память судьи работает напряженно, потому что оценить элементы правильно можно только путем сравнения исполняемых движений с уже исполненными.
Если всадник все виды рыси показывает неотчетливо, то обычно ставится оценка за первый вид рыси, а за остальные виды рыси дают пониженные баллы. Такой принцип применяется и при оценке всех трех видов галопа.
При этом следует учитывать, что нарушение трехтактности галопа наказывается самым серьезным образом, где бы и при исполнении какой бы фигуры оно ни проявлялось (так же, как при аритмии движения на рыси или на шагу).
Никогда не следует забывать, что при увеличении маха на среднем и прибавленном галопе ритм движения должен сохраниться, то есть оставаться таким же, как и на собранном галопе.
Идеальной считается езда, при которой один и тот же ритм сохраняется на протяжении всей езды независимо от аллюра, на котором исполняются упражнения.
Ошибки еще более ярко проявляются при исполнении трех разновидностей шага. Хороший собранный шаг собранная лошадь выполняет четким четырехтактным ходом энергично, непринужденно и величаво. Прибавленный шаг характеризуется не только ясно выраженным переступанием следов передних ног задними при энергичной работе скакательных суставов, но и свободной мускулатурой плеч. Шея при этом несколько вытянута, но легкий контакт между ртом лошади и рукой всадника должен сохраняться, иначе прибавленный шаг будет выглядеть свободным (это тоже вид шага, но этот вид шага является наградой лошади за работу: это фаза отдыха).
Прежде чем поставить оценку в протокол, судья воспроизводит в памяти идеальное движение и затем сравнивает его с исполняемым на манеже. Естественен и понятен в таком случае будет проставленный балл.
Остановимся на точности выполнения схемы езды по буквам. В программе езд абсолютно ясно указано, когда и где следует выполнять то или иное упражнение. Игнорирование этого указания говорит о том, что либо всадник не справляется с лошадью и выполняет элемент там, где это ему легче, либо просто не знает схему. И то и другое должно наказываться очень серьезно.
Разберем наиболее типичные и характерные ошибки при исполнении некоторых элементов и упражнений.
Итак, въезд, то есть начало работы. Оценивается сама остановка. Лошадь должна стоять не только опираясь ровно на все четыре ноги, но и быть в собранном состоянии, которое соответствует собранному галопу и на котором совершается въезд в манеж. Оценивается правильная стойка, спокойствие и готовность к выполнению следующего элемента. Нельзя упускать еще и точности остановки по букве: если буква, например "X", оказалась не под корпусом всадника, а сзади, то оценка снижается, так как это говорит либо о невнимании всадника, либо о том, что он не справился со своею лошадью. Естественно, наивысшие оценки здесь неприемлемы и исходить нужно, видимо, даже при отличной остановке из 7 минус другие ошибки.
Следующий элемент - рысь, и она должна начинаться с первого движения. Мы часто наблюдаем затянувшийся переход: рысь начинается с третьего - четвертого движения. Также должна осуществляться и остановка - без переходных шагов, прямо с галопа, но - мягко, нерезко, без грубого воздействия всадника.
Одним из сложнейших элементов, входящих во все схемы езд в той или иной комбинации, является осаживание. Осаживание - это одновременное движение диагональных пар ног лошади назад. Осаживание, например, "4-4-б", подразумевает четыре шага назад, четыре - вперед и шесть - назад, причем последние два движения проделываются 'без остановки. Лошадь, не отвечающая немедленно на средства воздействия всадника при осаживании, плохо выезжена, а это значит, что оценки будут невысокими. Осаживание должнопроизводиться точно по прямой линии ровными шагами назад и вперед. При этом не должно быть никакого напряжения мускульного (прежде всего - поясницы).
При принимании (например на рыси) следует учитывать не только точность исполнения по буквам, но и гибкость лошади в корпусе, суставах, свободу плечей. Однако, слишком большое сгибание в корпусе также является серьезной ошибкой. На принимании проверяется не только послушание лошади, желание и умение (результат правильной выездки) отвечать на требования всадника, который должен использовать весь арсенал средств воздействия на лошадь и прежде всего свой корпус и шлюс, но и чувство равновесия, чувство ритма движения и гармония связи человека с лошадью.
Заторопленность, неравномерность в темпах рыси, а значит и изменение ритма движения - очень грубые ошибки. К этому нередко добавляются "сваленный" затылок, обгоняющий зад, обратное постановление и др. Часто ошибки на принимании происходят от неправильной посадки всадника на этой фигуре (плечи развернуты в противоположную движению сторону) и, неверно воздействуя на лошадь, он мешает ей двигаться правильно. Отсюда же и невозможность поддерживать постоянный импульс до конца выполнения этого элемента. Неправильная посадка всадника влияет не только на балл непосредственно за элемент, но должна повлиять и на четвертую оценку в "общих оценках".
При контр-переменах в два следа (зигзаги) судья обращает внимание на изменение изгиба корпуса лошади, ее постановления, точность шагов, ритмичность и правильность движения, а также на то, как всадник ведет лошадь при перемене направления движения то влево, то вправо.
Немаловажно и прохождение углов манежа. А ведь на разных видах аллюров, они должны описываться по-разному. Так, на собранных аллюрах лошадь должна описывать одну четверть круга, то есть приблизительно радиусом 3м, а на средних или прибавленных аллюрах - радиус должен равняться уже 6 м. Не следует забывать, что прохождение углов входит в упражнения.
Теперь поговорим о некоторых фигурах, исполняемых на галопе. Бочение на галопе очень снижает оценку: при временном бочении с предполагаемой оценки отнимают 2 балла, при постоянном - значительно больше.
Перемена ноги. Это упражнение должно исполняться при ровном продвижении вперед (движение ни приостанавливается, ни укорачивается), одновременной работе задних и передних ног. Сам галоп должен быть свободным и эластичным, при этом мускулатура лошади раскрепощена, нет зажатости ни в шее, ни в затылке, скакательные суставы работают энергично, а упор в повод мягкий. Связь руки всадника со ртом лошади - мягкая. Отклонение от этой характеристики наказывается снижением оценки.
Любая перемена ноги на галопе (в один, два, три, четыре и т. п. темпов) проводится "в воздухе", то есть практически в момент подвисания. Судья не только считает количество темпов, но отмечает и прямолинейность движения, спокойствие, легкость, с которой эти перемены совершаются, а также сохранение или потерю импульса при исполнении всей фигуры. Степень сбора при исполнении серии перемен может быть несколько меньше чем на собранном галопе.
Пируэт или полупируэт на галопе -это повороты на собранном принимающем галопе на 360° или 180°, то есть это небольшой круг или полукруг, исполняемый на галопе с приниманием радиусом, равным длине лошади, причем передние ноги ее двигаются вокруг задних. Сохранение импульса при исполнении пируэта или полупируэта (на каком бы аллюре они не исполнялись), гибкость лошади (она должна быть немного согнута в сторону поворота), правильный сбор, спокойный ответ лошади на требования всадника, сохранение ритма движения - вот главные черты, которые позволяют судье поставить высокий балл. Однако снижение оценки неминуемо, если нарушается хоть один из перечисленных выше компонентов и тем более, если нарушается трехтактность галопа или мускулатура лошади скована (особенно это заметно по шее), явно сопротивление в затылке, наблюдается качание головой и что особенно нехорошо, когда лошадь на пируэте осаживает либо ее зад опережает перед и т. д.
Судье следует обращать также внимание и на подготовку к этому элементу, здесь можно проследить легкий контакт, стремление к движению вперед, если лошадь выезжена, или сопротивление, стремление отделаться от навязываемых требований...
Контр-перемены на галопе - тоже серьезное испытание и для всадника и для судьи. Внимание судьи здесь концентрируется на изменении положения лошади, ее гибкости, на ритмичности движения, а также на том, как производится перемена ноги. Нередко мы наблюдаем, как при перемене ноги в этом упражнении лошадь "валится" в сторону, как бы перекладывается из стороны в сторону, тогда как перемена ноги должна проходить на одномаховом (последнем) продвижении вперед. Расстояние от центральной линии вправо и влево должно быть одинаковым.
Обращается внимание на положение всадника: он не должен подскакивать в седле или стоять на стременах при перемене ноги. Высоко оценивается непринужденность и правильное использование всадником средств управления, то есть когда подаваемые им незаметные сигналы лошадь воспринимает спокойно (не крутит хвостом, "не бросает" задом из стороны в сторону, правильно меняет задние ноги, не вырывает повод и пр.). Даже при точном количестве перемен, если они исполнялись на укороченном, "зажатом" галопе, оценка будет не выше 5-6 баллов.
Когда полупируэт делается на шагу, то нередко наблюдается, как внутренняя нога вместо того чтобы "шагать" на месте, прекращает движение и "ввинчивается" в грунт, либо делает шаг назад или описывает дугу. При этом неминуемо теряется импульс и нарушается ритм движения собранного шага, так же, как и ровность шагов. Такие ошибки ведут к снижению оценки до 50 %.
Пассажу отводится большое количество оценок в Большом призе. Вместе с переходами к пиаффе и наоборот этот элемент очень влияет на результативную оценку. Пассаж-это предельно ритмичная рысь, то есть рысь с ярко выраженной каденцией, При диагональной смене ног лошади, идущей пассажем, создается впечатление парящего движения за счет возникающего при подъеме ног момента подвисания в воздухе; при этом предплечье поднимается примерно до горизонтального положения, задние же ноги поднимаются не так высоко, как передние, и должны следовать точно по линии передних ног. Как уже говорилось выше, наибольшая степень сбора у лошади достигается и требуется на пассаже, пиаффе и пируэтах на галопе. Движение на пассаже предельно эластичное: спина лошади мягко колеблется и всаднику очень приятно сидеть в седле. Если этого ощущения нет, значит спина у лошади жесткая, она не принимает всадника на спину (как это бывает и на рыси), в результате качество пассажного движения низкое. Часто наблюдается пассаж вялый и невыразительный, либо жесткий, неэластичный, неэлегантный. И совсем нехорошо, когда пассаж исполняется с баланса задом и пр. К ошибкам, предъявляемым всаднику, следует отнести слишком явные усилия заставить лошадь идти пассажем, неспокойные руки (нередко слишком поднятые вверх).
Вольт, исполняемый на пассаже,- фигура, требующая большого мастерства всадника, так как здесь особенно часты сбои в движении задних конечностей и отклонение их от следов передних по кругу. Естественно," что классификация пассажа очень6 серьезное дело, но безусловно предпочтение отдается высокому округлому эластичному движению, даже с небольшими погрешностями, а не выполненному чисто, но невыразительному и вялому.
Пиаффе - похожее на рысь высокое движение на месте, при котором попеременно поднимаются и опускаются диагональные пары ног лошади. Большая часть веса лошади - на заднем ее отделе. Поэтому мы видим, что круп лошади приспущен, задние ноги сильно согнуты в скакательных суставах. Спинные мускулы работают, пружиня. Только находясь в таком состоянии, лошадь способна немедленно по первому требованию двинуться вперед. Как на пиаффе, так и на пассаже, лошадь, поднимая диагональные пары ног, должна расслаблять путовые суставы (когда передняя нога отвесна). Это создает грациозную картину.
Иногда вместо пиаффирования лошадь топчется на месте без всякой последовательности в темпах, с разными промежутками между ударами копыт, но поднимает ноги довольно высоко. Другая лошадь делает всеточно в темпе пиаффе, но ноги несет низко. Оценка за выполнение пиаффе второй лошадью должна быть выше, чем у первой, делающей видимость исполнения элемента.
Порой наблюдается вполне хороший пассаж и низкое маловыразительное пиаффе. Каждый элемент , оценивается определенным образом. S Но здесь нельзя упустить моментов перехода. Вряд ли можно поставить хороший балл за переход при разнице в качестве упомянутых элементов. Сбои при переходах также бывают, когда лошадь навязывает всаднику пиаффе раньше времени, не доходя до буквы, у которой оно должно исполняться. Вообще, всякий не у буквы исполненный элемент, помимо всего прочего, наказывается уменьшением оценки до 2 баллов.
Легкость, свобода, естественность движений возможны только у хорошо сбалансированной лошади, которая работала по принципу "шенкель - рука", а не наоборот. Только на такой лошади всадник может выступать уверенно. И печально наблюдать, когда всадник, въехав в манеж, "полагается на судьбу" или на то, что вывезет его лошадь. Это происходит иногда и с большими мастерами.
Вспоминаю одно соревнование. Выступают два ведущих мастера спорта. Первый прекрасно отработал все упражнения на рыси, но когда дело дошло до галопа, лошадь легла в повод, центр тяжести ее сместился вперед, ее перед утяжелился и впечатление о второй половине езды осталось очень неважным, но главным образом еще и потому, что опытный всадник не предпринял ничего, чтобы изменить ход выступления, проявить где-то волю и, не особенно привлекая внимание судей, "прибрать" лошадь к рукам. То же произошло и с другим именитым всадником. Только в этом случае они как бы поменялись ролями: второй также безвольно себя вел, но на первой половине езды, где работа шла в основном на рыси: лошадь растянулась, центровка ушла вперед, темпичность, эластичность и ритмичность фактически пропали. Не почувствовать это всадник не имел просто права, а значит не должен был и оставаться пассивным. Зато на галопе и лошадь и всадник преобразились: четкость, полетность галопа при правильном сборе, а главное - работа зада - все представляло приятную и достойную этой лары картину. Я вспоминаю об этих выступлениях (в общем-то неплохих) потому, что судьи не должны были упустить из виду ни то ни другое, а значит, первого всадника следовало судить на рыси, допустим, имея в виду высший балл 8, а на галопе только 6, тогда как второй всадник не мог получить на рыси нигде больше 5-6, а галоп мог судиться исходя из 8-9. Могут спросить, почему не из 10? Для этого у молодой лошади не хватало естественной раскованности в переднем ее отделе.
Собственно, в этом и заключен "секрет" судейства, позволяющий и помогающий судье оставаться объективным и справедливым на протяжении всего длинного дня соревнования.
Что касается общих оценок, то они отражают впечатление судьи от всего выступления в целом. В них результат качества выезженности лошади и поведения всадника на лошади, их взаимопонимание и тонкая связь. И поэтому "общие оценки" прежде всего должны быть в разумном соотношении с оценками, выставленными за отдельные упражнения. Если, .например, в протоколе стоят 4, 5, 6, то в "общих оценках" не могут, разумеется, быть проставлены 7 или 8.Имея коэффициенты "2", "общие оценки" в таком случае могут сильноповлиять на правильную классификацию выступающих.
В "общих оценках" первая ставиться за аллюры, их свободу и правильность. Свобода (непринужденность), либо скованность движений проявляются на протяжении всего выступления, легко определяются и серьезно влияют на выставляемую оценку. Правильность означает одинаковость движения на различных аллюрах, то есть шаги, махи на собранных или прибавленных аллюрах всегда должны быть одинаковыми, конечно, с разницей, в длине махов или шагов в зависимости от исполняемого вида аллюра.
Далее оценку ставим за импульс. Что мы имеем в виду под импульсом, говорилось раньше. При этом учитываются и эластичность движения, и гибкость спины и подведение зада, являющегося "мотором". Именно в заднем отделе лошади заложен на та энергия, благодаря которой движения лошади становятся выразительными. Совершенно очевидно, что предпочтение следует отдавать лошади, которая двигается вперед с импульсом, даже если допускались какие-то небольшие погрешности. Эластичность возможна только тогда,когда движения лошади естественны, а мускулатура не скованна. Особое внимание судья должен обращать на правильность подведения зада лошади на протяжении всего выступления.
В оценку за повиновение мы включаем такие характеристики, которые выявляют насколько хорошо выезжена лошадь. Так, внимание и доверие означают постоянное желание лошади отвечать на средства управления, то есть на требования всадника. При этом обращается внимание на легкое принятие повода, мягкий рот, спокойный глаз, спокойную игру ушей, cnoкойный хвост. А в целом - хорошее взаимопонимание и взаимодействие между всадником и лошадью. Гармония - это прежде всего соответствие величины махов или шагов лошади ее экстерьерным промерам. Крупная лошадь, идущая мелкими движениями, некрасиво смотрится: налицо дисгармоничность, которая, возможно, либо не выправлена выездкой, либо даже вызвана ею. Иногда мы наблюдаем печальные случаи, когда природная гармония в результате "выездки" переходит в дисгармонию из за приобретенной скованности плечей, неправильной работы зада, негибкости спины и т. д. Гармония включает в себя и полное единение в работе и внешнем виде - сочетание человека и лошади. В оценке "повиновения" оценивается и легкость переда. Здесь имеется в виду прежде всего соответствие степени сбора рамке лошади: а) на собранных движениях шея должна быть менее вытянута, а зад более подведен: этим и облегчается перед, б) на прибавленных аллюрах шея более вытянута, но не настолько, чтобы центр тяжести переместившись на перед, мог загрузить его и утяжелить движение. Слишком поднятая шея, а главное, напряжение в плече, затылке,- ведет к значительному снижению оценки.
Последняя оценка проставляется за положение всадника в седле, посадку, правильное и эффективное применение средств управления. При проставлении этой оценки нужно быть особенно внимательными. Решающим в оценке является то, как всадник воздействует на лошадь. Желательно, чтобы это воздействие было едва заметным и тем не менее вызывало энергию у лошади.
В заключение несколько советов, которые могут помочь судье в его работе:
1. При проставлении "общих оценок" следует просматривать баллы, выставленные за элементы в протоколе (особенно за прибавленные аллюры), и учитывать их в первой графе "общих оценок".
2. Неоднократное повторение таких ошибок, как кручение хвостом, скрежетание зубами, бочение и др., отражается на оценке "Повиновение", а не только на балле, проставленном за исполнение упражнения с этими дефектами.
3. Не забывайте, что оценка ставится за упражнение в целом, а оно может включать в себя несколько элементов.
4. Если лошадь сменила ногу, например, не у точки "А", то это считается ошибкой в исполнении элемента и соответственно штрафуется. Но это не ошибка программы.
5. Когда всадник облегчается, а не сидит в седле, ставится ошибка.
6. Если всадница, въехав в манеж, хорошо остановила свою лошадь, но не опустила руку для приветствия судей, оценка снижается до 50 %.
7. Если делается вольт большой, оценка снижается (так как его легче исполнить), но еще больше наказывается всадник за неправильный вольт, даже нужного размера.
8. Если всадник выезжает из манежа на рыси преднамеренно (это заметно), то засчитывается ошибка.
9. Даже при падении - помощь на манеже не разрешается.


Н. ГРОМОВА

Прочитал сам, поделись с другом