Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Ксенофонт (Первые мастера тренинга и выездки)

Ксенофонт (430—355 или 354 г. до н. э.) был ярко одаренным древнегреческим писателем и историком. Ему принадлежит около 40 трудов на разные темы. О конном деле и руководстве кавалерией им написаны два трактата, из которых «Хиппике» содержит учение о верховой езде. Он не был профессионалом, но очень ясно, основательно и выразительно изложил взгляды своего времени, пользуясь не дошедшей до нас работой некоего Симона. Ксенофонт любил верховую езду и искусству хорошо ездить верхом обучил своих сыновей.
В трактатах Ксенофонта изложены полезные и в наши дни его размышления об обращении с лошадью: «...никогда не теряй терпения, это лучшее, что тебе советовать... ничто насильственное не может быть красивым». В трактате он приводит слова Симона: «Как танцор, которого заставляют танцевать под .палками и бичами, не может выглядеть красивым, так и лошадь, обучаемая таким методом, не бывает красивой». Ксенофонт предостерегает действовать наказанием, когда молодая лошадь боится какого-либо предмета: «Если ее заставлять подходить к этому предмету ударами, она пугается еще больше. Ведь лошадь думает, будто наказание тоже исходит от пугающего предмета».
В технике верховой езды собранная езда впервые появилась в Греции. До этого всадники воевали преимущественно на равнине, атаковали противника на полном ходу с опущенными поводьями. В горной каменистой местности эффективнее оказалась другая тактика: всадники сходились медленно, на расстояние до 15 метров от противника, бросали свои метатальные копья и скакали назад. Для этого явно была нужна собранная лошадь. Ксенофонт дает изображение соответственного постава головы и шеи коня: «...шея лошади должна идти до затылка по возможности прямо... так будет затылок на высоте глаз всадника... В таком положении лошадь не может таскать, будь она самой темпераментной, так как если лошади хотят таскать, они шею не сгибают, а выпрямляют ее».
Степень сбора уже тогда умели довести до пассажа и пиаффе, и Ксенофонт дает прекрасное описание естественности пассажа «Если ты обучил коня ходить на легком поводу, он принимает гордую естественную осанку, поднимает высоко свой затылок, его шаги становятся выше, хвост держится высоко. Таким образом он показывает свою красоту и от такого величественного, горячего и привлекающего внимание поведения коня видно, что верховая езда для него удовольствие».
Ксенофонт понял пользу езды по маленьким кругам (наш «вольт») для гибкости и равновесия лошади. Он даже менял ногу на галопе (неизвестно, как именно) и обучал лошадей этому на переходе с одного круга на другой (в середине «восьмерки»). Его взгляды близки к современным тем, что он не противопоставляет выездку и полевую езду, как делалось уже его современниками. Он упрекает греков, что они мало занимаются ездой по пересеченной местности и прыжками через каменные ограды, и советует в этом отношении брать пример у персов. На прыжках он рекомендует наклоняться при отталкивании вперед, на приземлении — назад. При обучении лошади прыжкам он пользовался помощником с бичом. Этот метод и теперь применяют некоторые всадники.
Каждый современный тренер говорит начинающим: «Не сидите, как не стуле!» Этим мы повторяем слова Ксенофонта: «Я не советую сидеть, как на стуле, скорее сидите, будто стоя на расставленных ногах. Так вы имеете лучший контакт с лошадью и можете сильнее бросать копье...»
Говоря о посадке, он считает правильным греческий обычай сидеть без одеял и подушек, которых персы «имеют на спинах своих лошадей больше, чем в своих постелях». Он понял стремление всадника сидеть как можно ближе к лошади для наилучшего контакта с ней.
Выбор лошадей у Ксенофонта обусловлен особенностью езды без седла — сидеть глубоко и крепко было лучше на лошадях с низкой холкой, широкой мягкой спиной и толстой шерстью на спине. Высота их была 130—135 см. Лучшими считали лошадей тессалийской породы, преимущественно серой масти.
Глубокие знания, переданные Ксенофонтом последующим поколениям, дали основание называть его и через две тысячи лет отцом искусства верховой езды.


Р.КОЛЛОМ


Прочитал сам, поделись с другом
Всадники эпохи Ксенофонта умели уже собрать лошадей (рельеф с фриза Афинского Парфенона).
Всадники эпохи Ксенофонта умели уже собрать лошадей (рельеф с фриза Афинского Парфенона).

Ассирийские всадники середины IX века до н. э. Пример совершенно свободной езды всех конных народов.
Ассирийские всадники середины IX века до н. э. Пример совершенно свободной езды всех конных народов.