Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Выездка - это искусство

В одном французском конноспортивном журнале за 1983 год была опубликована статья Ж. Расине о третьем издании книги известного конника Н. Оливейры “Размышления об искусстве верховой езды”.
Считаю, что краткий перевод этой статьи, а также высказывания известных французских конников будут небезынтересны нашим спортсменам.
Книга, в общем обычная, повторяющая принципы современной работы по выездке с лошадью, но вместе с тем дающая, как говорят, повод для размышления, и еще раз подтверждающая известные истины:

1. Необходимость хорошей, правильной посадки.
Условие, немыслимое без “умелой руки”. Посадка всадника тем лучше, чем глубже он сидит в седле. Развернутая грудь и ненапряженная поясница, свободно опущенные ноги, касающиеся лошади, но не сжимающие ее.
Но все же в этом определении заложено противоречие с широко известным определением Лотта о хорошей посадке на французский манер, где сказано еще, что “ягодицы подводятся под себя и поясница не расслабленная”. В прошлом были разные мнения: одни высказывались за посадку “сидя”, другие — за посадку “стоя”. Теперь все сошлись на равновесии всадника с лошадью на всем протяжении выездки.
Но все, что является чрезмерным, является в то же самое время незначительным и неэффективным в искусстве верховой езды.
Верховая езда — это искусство свободного равновесия.

2. Значение мягкости в применении средств управления.
Как известно, агрессивности противопоставляется оборона. Только “непринужденный” всадник может выездить “непринужденную” лошадь,
Особенно важно по возможности раздельно употреблять средства управления, чтобы они не противоречили друг другу. “Поводья без шенкелей и шенкеля без поводьев”.

3. О важности в езде уточнения средств управления.
Действие шенкелей должно давать импульс, необходимый в требуемом упражнении, и снова действовать только тогда, когда всадник хочет изменить движение лошади.

4. Значение психологического фактора в выездке.
“Требовать чаще, довольствоваться малым, награждать много” (Бедан). Эта цитата должна быть лейтмотивом в работе при выездке лошади.

5. Для всадника очень важно (при сгибании) владеть чувствами осязания руки, шенкеля, седалища и головы лошади. А вообще “наблюдать и размышлять” (Бедан).

6. Значение вариаций, скорости и темпа в одном и том же аллюре на прямой.
Всадники нередко забывают, что основа воспитания лошади состоит в постоянных переходах и вариациях аллюров.
Методика выездки основана на прибавлении и сокращении аллюров, в которых всадник добивается правильных переходов, мягких и быстрых, на совершенствовании шага, рыси и галопа, в которых сохраняется сбор и постоянное желание улучшить выездку. Эти условия необходимо соблюдать, чтобы подготовить лошадь для успешных выступлений на соревнованиях высокого уровня.

7. Значение движения “плечом внутрь”.
“Я никогда не начинаю выездку лошади каким-либо другим способом, кроме как “плечом внутрь”. Автор считает, что в движении “плечом внутрь” всадник пытается держать корпус более нейтрально, определяя середину.
Но Н. Оливейра пишет о расположении тяжести корпуса на наружной стороне лошади при движении “плечом внутрь”, что было подтверждено педагогическим руководством федерации, которое считает, что лошадь будет исполнять движение “плечом внутрь” с большим желанием двигаться вперед.

8. Значение работы на рыси.
Существует, по крайней мере, 10 вариантов аллюра, которые мы называем “рысь”.
Правильная прибавленная рысь та, которая появляется в результате увеличения импульса от собранной рыси.
По словам Де-Карпентри “собранная рысь делает лошадь податливой, грациозной, легкой и находящейся в совершенном равновесии”.

9. Достижение легкости.
Положение (поза) выезженной лошади позволяет пользоваться полу-одержками. Действительно, лошадью, ведомой с максимальной тонкостью, можно управлять “весом поводьев”.
Преследуя в работе легкость, не думайте о работе только отдельно каждой части лошади, а думайте о ней в целом: о конечностях, суставах и всех мускулах и связках, дающих совершенное действие, получаемое в результате постоянных указаний всадника.

10. Достижение смягчения спины лошади.
Крайне важно, чтобы всадник, совершенствуя свое “чувство лошади”, хорошо понимал свойство спины лошади.
“Для правильной работы создание нужного “состояния” спины обладает значительной трудностью и требует приложения наибольшего внимания в ходе выездки” (Штейнбрехт).

11. Прямолинейность ансамбля, активность задних ног, гибкость спины приводит к достижению правильного осаживания, которое является необходимым условием для получения сбора.
Только рациональной гимнастикой, основанной на опыте и разумном подходе к тренингу, можно решить эти проблемы. Однако это не значит, что имеются “верные и единые методы тренинга” для всех лошадей. Нет лошадей одинаковых!
Книга Н. Оливейры является сборником “интересных высказываний по тренингу лошадей”.
Возьмем, к примеру, перемену ног на галопе. Н. Оливейра считает, что система состоит в получении легких подъемов в прямой и легко поддерживаемый контр-галоп. Перемена ноги от контр-галопа к правильному галопу, применяя шенкель, который становится внутренним, действующим активно у подпруги, для продвижения лошади вперед.
Когда это упражнение становится легким в обе стороны, можно переходить к требованию перемены ноги с правильного галопа на контр-галоп.
Встречаются лошади, которые задерживают перемену ноги, и тут только всадник, имеющий большую практику и хорошее “чувство лошади”, может успешно решить проблему. При этом важна манера употребления средств управления, степень подготовленности галопа. Момент перемены ног неприятен как для лошади, так и для всадника, который приступает к этому впервые.
“Если мы хотим дойти до перемены ноги в один темп, — советует Н. Оливейра, — надо действовать как можно спокойнее, начиная с закрепления хорошей уверенной перемены ноги в 6, 5, 4, 3 и 2 темпа. И только с лошадью очень легкой и гибкой, с которой мы можем исполнить эти перемены на кругу, можно начинать перемену ноги в один темп”.
Книга Н. Оливейры была издала впервые 30 лет назад. Последнее третье издание значительно дополнено, заканчивается оно примерно такими словами: “После тридцати лет размышлений и поисков я советую всаднику, который выезжает лошадь, каждый раз после работы посмотреть ей в глаза и сделать экзамен своей совести”.
В наши дни мы забываем, что верховая езда, выездка — это искусство. Однако искусство не существует без любви.
Но те, кто не имеет необходимой подготовки и дисциплины, не владеет техникой, — не могут претендовать на обладание искусством.

Л.ЛЕВИНА, заслуженный мастер спорта


Прочитал сам, поделись с другом