Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Выступление должно быть красивым

Наблюдая за действиями всадников во время соревнований по выездке, я заметила у них ряд недостатков, которые снижают впечатление от выступлений.
Хочу дать некоторые советы по выездке лошади. Начну с того, что на качество выступления очень влияет разминка лошади перед стартом и... разминка самого спортсмена. Сначала о лошади. Каждая лошадь по-своему индивидуальна. Поэтому и разминка у них не может быть одинаковой. «Ключ» должен быть найден в процессе обучения и подготовки к соревнованиям. Однако любое занятие или разминка перед соревнованиями должны начинаться с шага (10 мин) — рыси (10 мин) — шага (5 мин) — галопа (3 мин) — шага. Все — без принуждения, без какого либо требования. Это — разминка мышц, сухожилий, подготовка нервного аппарата к нагрузкам, а затем возможна работа на сбор, сгибания и прочее.
У лошади — великолепная память. Поэтому всаднику совсем не обязательно даже перед Большим призом заставлять ее проделывать, например, менку ног в разное количество темпов, а достаточно только напомнить технику смены ног, проделав ее, например, на диагоналях—один раз влево, один раз вправо. Лошадь не подведет на манеже, если всадник будет работать точно, то есть сообщать ей свои требования сделать то-то и то-то теми же сигналами, к которым она приучена в процессе тренировок. Всякую ошибку лошади ищите прежде всего в себе! Работать лошади во время разминки как во время тренировки или почти так — не имеет смысла. Такая работа часто просто вредна, так как нередко привносит неуверенность в напряженное предстартовое состояние всадника и нарушает условно-рефлекторные связи у лошади.
На разминке всадник обязательно должен «прокрутить» в своем сознании всю схему предстоящей езды. Делается это часто неправильно, то есть вспоминают движения от буквы к букве, а нужно: следуя мысленно по схеме; надо напомнить себе: здесь я усиливаю шенкель, причем, левый (например) у меня ближе к подпруге, правый — несколько отодвинут; повод работает так-то, корпус, поясница помогают таким-то образом... И так — от элемента к элементу, от буквы к букве. Это необходимо делать вдумчиво, сосредоточенно. В этом суть разминки человека, его нервно-психического аппарата.
В выступлении нужна гармония взаимопонимания всадника и лошади, что достигается большим трудом обоих. Цель выездки—довести лошадь до такого физического и эмоционального состояния, когда всадник с легкостью управляет ею, а она проявляет беспрекословное послушание.
Далее. Всадник направляется к старту. Судьи внимательно следят за ним еще до въезда в манеж. При этом автоматизм ваших действий поможет вам в нужной степени овладеть собой, владеть своей лошадью. Въезд совершается в середине дальней от судей короткой стенке манежа, и точку «А» следует пройти так (рассчитав предварительное движение вне манежа), чтобы лошадь двигалась точно по средней линии. Судьям хорошо видно любое отклонение лошади от этой линии. Поэтому, въезжая в манеж, всадник должен вести лошадь в шенкелях, в том сборе, который соответствует собранному галопу (если этот въезд осуществляется на галопе), и устремить свой взор вперед на точку «Ц». Если всадник смотрит на шею лошади, а не на перспективу движения, прямолинейности ему не добиться никогда. Это правило относится ко всем движениям на прямой линии, но особенно важно не забывать о нем на перемене ног в любой счет.
Остановка в точке «X». Лошадь должна стоять на всех четырех ногах и в абсолютном покое. Перед остановкой шенкель усиливается, а всадник подсчитывает про себя темпы (последние): раз-два-три-остановка. Так же, считая про себя, нужно производить переходы с рыси на остановку и на шаг и т. д. Подсчеты мобилизуют всадника и помогают совершать более точные действия, а значит, и выполнение фигуры будет более точным и правильным.
Иногда, остановившись, лошадь отставляет заднюю ногу, либо «облегчает» ее, либо расставляет ноги... Нужно ли поправлять стойку? Если всадник сразу же почувствовал ошибку в положении лошади—можно, но если прошло уже какое-то время или на воздействие лошадь не ответила—не трогайте ее больше. Резкость, повторность требования только испортят дело.
После приветствия не спешите. Подготовьтесь сами и подготовьте свою лошадь к тому, чтобы двинуться с первого же шага в рысь, не «раскачиваясь», не делая шаговых движений. Спокойно и равномерно пошлите лошадь вперед, не позволяя ей растянуться; нужно сохранить именно тот сбор, с которым она стояла.
Совет тренера: чтобы лошадь была внимательной к шенкелю, нужно на тренировках как можно меньше ездить вдоль борта манежа. Следует чаще делать перемены направления, заезды, вольты, серпантины-букле и так, чтобы одна фигура следовала за другой. Очень важно, чтобы при перемещениях лошадь «не валилась» внутрь, шла как бы между шенкелем и поводом. Эти упражнения являются прекрасной гимнастикой для лошади, а всадник привыкает оживлять с ней контакт, быстро к мягко менять ей постановление. Для него станет привычной необходимость делать полуодержки при каждом изменении направления движения или повороте. Причем при каждой смене постановления необходимо выравнивать лошадь хотя бы не одно движение.
В чем суть полуодержки? Используя каждый поворот, каждый угол, всадник как бы подхватывает в таких местах лошадь сильным шенкелем (а если нужно, привлекает и более сильного помощника — шпору), тем самым заставляя лошадь энергичнее подвести зад, сделать его еще более мощным для толчка всей массы вперед. Естественно, она должна «натолкнуться» на повод. Всадник должен чутко ждать этого момента и, предупреждая его, «смягчить» руку. Тогда движение не задержится, и лошадь дальше будет двигаться мягко и раскованно. Это очень важно, так как если всадник при выполнении вышеупомянутых упражнений будет всякий раз «отдавать» немного повод при переменах движения, лошадь не будет бояться повода и будет охотно идти на него. Нечуткая рука, жесткие требования приводят к закрепощению плечей, спины лошади, а рот становится грубым. Если вы правильно провели полуодержку в углу манежа, не забыв при этом немного отдать внешний повод, а внутренний шенкель, лежащий у подпруги, плотнее прижать, ваша лошадь пройдет угол совершенно правильно, как этого требуют Правила по выездке. Кроме того, после такого прохождения угла (если движение шло со стороны длинной стенки) всадник может без каких-либо дополнительных усилий пройти короткую стенку, а она хорошо просматривается всеми судьями, выгодно обратив их внимание на свою посадку, положение в седле и «незаметность» управления лошадью. Создается красивое зрелище легкости, гармоничности связи всадника с лошадью. Но приближается следующий угол, и снова он должен мобилизовать все внимание и силы на новую полуодержку. Одним словом, все эти полуодержки нужны для сохранения сбора, соответствующего аллюру и исполняемой фигуре, мобилизации внимания лошади, поддержания импульса в движении. Это не мало, согласитесь!
Перейдем к выполнению перемены направления на прибавленной рыси. Перемена совершается по диагонали, т. е. по самой длинной прямой. «Рамка» лошади немного увеличена (чуть-чуть вытянута шея), мах на рыси стал шире. Если же мах не стал шире, значит скорость движения достигнута за счет более частых движений. Тогда-то мы и говорим: лошадь «бежит», а не идет прибавленной рысью: она потеряла пружинистость в своем движении и ритм. Если толчковая сила зада использована правильно, то при увеличении маха рыси ритм сохраняется, а рука всадника останется связанной со ртом лошади в легком пружинящем взаимодействии. Подходя к противоположной стенке, нужно перейти (раз-дватри) в собранную рысь: подхватив шенкелем, не дать лошади уйти вперед. Это делается поводом, но нужно не тянуть повод на себя, а принять лошадь на повод, сразу же его смягчив, чтобы сохранить эластичность движений. Надвигающийся угол поможет вам собрать лошадь. Собранная рысь на новом отрезке должна сохранить тот же ритм, что и на прибавленной рыси. Мах укоротился, но ритм сохранился!
Следующая фигура — плечом внутрь налево. При выполнении этой фигуры от внимания судей не ускользнет прежде всего степень сгибания лошади. Основное: чувствовать прямую линию, по которой идет диагональная пара ног лошади — раз налево, то левая задняя должна идти по следу правой передней при четком постановлении налево. Отведите немного плечи лошади налево, активнее внутренний высылающий вперед шенкель, и задача будет выполнена. Кстати, фигура плечом внутрь очень полезна тем, что при ее выполнении активизируются задние конечности, поэтому не теряется сбор, как это происходит на принимании.
Вольт, совершаемый у буквы «В» имеет диаметр 8 м, то есть нужно не дойти до буквы «X» (в центре манежа) 2 м. Коварная фигура! И чтобы она выглядела красивой, нужно очень внимательно ее выполнить. Не так уж часто мы можем наблюдать, чтобы всадник, не потеряв импульса и сохранив ритм движения, на отчетливой собранной рыси провел свою лошадь по кругу (а не по эллипсу!) нужного диаметра! Считая, видимо, вольт несложным элементом, всадники расслабляются, и лошадь либо «валится» внутрь, либо, потеряв контроль шенкелей, идет неправильно: ее задние конечности идут не по следу передних. Чтобы вольт вышел хорошим, нужно при отходе от стенки манежа как бы «оттолкнуться» от буквы, сделать полуодержку (как при прохождении углов) и буквально увидеть лежащую перед собой окружность. Для этого на тренировках рисуйте точный круг и проезжайте по нему много раз. Тогда на соревнованиях вам поможет ваше воображение. Отмечу еще, что хорошему исполнению вольта (принимании и др.) очень помогает перенос центра тяжести за счет едва заметного перемещения седалища (усиленного нажатия наружного бедра), небольшой разворот плечей, подвижная поясница.
Как уже говорилось выше, на принимании идет постепенная потеря собранности лошади. Поэтому, подготовив лошадь, то есть сделав полуодержку, усильте внутренний шенкель, который создает импульс движения и вокруг которого происходит сгибание корпуса лошади. Следите за ритмом, не теряйте его! Это возможно только тогда, когда вы будете вести лошадь все время в шенкелях и под контролем! Не забывайте, что задний отдел лошади должен нести большую часть ее веса. Поэтому-то я так настойчиво напоминаю о полуодержках перед исполнением всех фигур.
Несколько слов о собранном и прибавленном шаге. Как часто у вполне хорошо подготовленных лошадей нет хорошего шага. Здесь можно посоветовать только одно: выезжая лошадь, не увлекайтесь сложными фигурами, больше шагайте, дайте развиться этому главному естественному аллюру. Тем более не забывайте о шаге, о работе на шагу, потому что силы лошади не безграничны, и за два часа работы с нею мы не имеем права отвлекаться ни на что: мобилизация вашей нервной системы должна быть полной, и расчет времени работы продуманным. Шаг — «отец» всех аллюров — полюбите его!
Переход на галоп требует того же: полуодержка, как предупреждение лошади, что далее последует какое-то новое указание от всадника, и после этого шенкеля посылают, а руки смягчают повод, чтобы дать лошади возможность двинуться вперед правильным галопом. Лошадь должна идти на галопе прямо, неважно, идет она по стенке манежа или по воображаемой прямой внутри манежа. Этому нужно уделять постоянное внимание на тренировках. Лошадь, идущая, что называется, «в руках и ногах» всадника, не будет «бочить».
В схемах всех езд различают по интенсивности три вида галопа: собранный, средний, прибавленный. Но всех их объединяет одно — один и тот же ритм! Меняется только мах галопа. Меньший захват пространства на собранном галопе делает движение выше, степень сбора здесь больше, чем на остальных видах.
Чтобы галоп был пружинистым, точным, не терял своей трехтактности, нужно постоянно каждый мах держать под контролем шенкелей, он должен поддерживаться как бы частичной полуодержкой. Меняя ноги, подключайте счет, как мобилизующее средство для самого себя. Тогда перемена ног будет производиться «в воздухе» и с продвижением вперед. А как часто мы наблюдаем задержку в движении на менке ног! Это не только неправильно, но и некрасиво. Вообще, выезженная лошадь должна постоянно проявлять желание двигаться вперед, независимо от того, на каком аллюре она идет и какую фигуру выполняет. Всякое торможение в движении — порок и брак в работе всадника и его тренера.
Уместно напомнить здесь, что средства воздействия на лошадь — шенкель, повод, корпус человека — всегда должны применяться одинаково и точно при выполнении той или иной фигуры. Изменение в месте воздействия шенкелей, изменение в требованиях, исходящих от руки — повода, отрицательно скажется на работе лошади: эта работа не будет уверенной, стабильной и всегда будут возможны сбои и срывы. Вырабатывайте в себе точность ощущений, точность воздействия на лошадь!
Теперь остается сказать несколько слов о выполнении контр-перемен (зиг-загов) и пируэтов на галопе.
Исполняя контр-перемены на галопе, не упускайте из внимания очень важный момент: перед тем, как сменить направление движения, выравняйте лошадь на один темп! Вот в это время и следует производить перемену ноги, и только после этого начинайте движение приниманием в другую сторону. У тех всадников, кто не выполняет это условие, лошадь грубо «валится» то в одну, то в другую сторону, так как она теряет равновесие в самый трудный для нее момент, а всадник не успевает совместить свой центр тяжести с центром тяжести лошади. В результате получается некрасивая неправильно выполненная фигура. Чтобы сделать контр-перемены (зиг-заги) красиво и правильно, нужно внутренний шенкель (тот, в сторону которого идет движение) плотно прижать к боку лошади (судьи часто видят просвет между шенкелем и боком лошади, указывающий на то, что вся работа производится внешним шенкелем!), поддерживая им импульс и продвижение вперед и в сторону. Не тяните при этом внутренним поводом:
он только дает направление; не менее важен и наружный повод, прижатый к шее лошади — он ведет ее в сторону. При каждой перемене направления движения меняется и давление бедер всадника, помогая смещать центр тяжести лошади и облегчая ей движение в сторону.
При пируэтах на галопе очень важно правильно сидеть в седле. Так как фигура очень сложная и трудная для исполнения, то нужно своевременно концентрировать все внимание на правильности воздействия на лошадь. При пируэте налево, например, корпус всадника чуть-чуть больше развернут налево, чем при принимании, а левая нога его, прижатая к боку и действующая как на контр-переменах, должна с силой упираться в левое стремя. Этим вы перемещаете свой центр тяжести и совмещаете его с центром тяжести лошади, чем облегчаете ее работу. Вот тогда и создается впечатление полного единения человека и лошади.
Итак, в процессе работы по схеме любого приза помните о простых правилах ведения лошади на манеже:
1. При переходе в остановку с любого аллюра ведите счет последним движениям: раз-два-три-остановка (разумеется, с подключением шенкеля!).
2. Используйте полуодержки для мобилизации лошади перед выполнением любой фигуры.
3. Все углы должны служить для «оживления» двигательной способности лошади, для подведения ее зада (если вы чувствуете, что лошадь растягивается). Для этого «подхватывайте» ее в любом повороте.
4. Помните, что на галопе нужно работать, а не кататься.
5. Не увлекайтесь работой только шенкелем или только поводом. У вас есть и другие хорошие помощники — ваш корпус, бедра, поясница.
И тогда ваше выступление будет красивым зрелищем для публики, приятным — для судей (перед ними зачастую стоят сложные задачи!) и удовольствием — для вас самих.

Н. ГРОМОВА, судья международной категории



Прочитал сам, поделись с другом