Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Пируэт на галопе

Одна из важнейших фигур высшей школы — пируэт на галопе, совершаемый в 5—6 темпов галопа. Круп лошади является центром поворота круга, радиус которого равен длине лошади. Пируэт исполняется при максимальном сборе с сохранением импульса движения и требует от всадника умения правильно сочетать работу всех средств управления и воздействия на лошадь.
При исполнении пируэта на лошадь ложится огромная физическая нагрузка. Пируэт под силу лошади только хорошо выезженной и подготовленной физически. Чтобы добиться от нее правильного и красивого пируэта необходима длительная и систематическая работа. Сложность выполнения пируэта на галопе вызвала установление повышенного коэффициента оценки.
Если просмотреть литературу по выездке лошади, то обращает внимание, что авторы всех учебных пособий, рассматривая подготовку лошади к пируэту и исполнение его, единодушны в своих утверждениях, что готовить лошадь к пируэту следует постепенно, ни в коем случае не торопясь. Я рассмотрел рекомендации как наших авторитетов по выездке, так и зарубежных специалистов, и все они приходят к единому мнению — чтобы правильно сделать пируэт на галопе, нужно проделать большую и длительную по времени подготовку, довести сокращенный галоп почти до движения на месте, добиваясь от лошади спокойной реакции на воздействие средств управления. «Если лошадь горячится, упирается в повод, значит, надо еще работать над сокращенным галопом» (А. М. Левина из книги «Выездка спортивной лошади», 1955 года издания).
До начала обучения пируэтам рекомендуется научить лошадь боковым движениям на галопе. И только после этого можно переходить к работе над пируэтом. Для этого следует, ведя лошадь в полном сборе, которого добиваются сильным шенкелем при мягком поводе, делать сначала заезды с приниманием, а потом большие вольты (так называемые ранверсвольты), на которых наружный шенкель заставляет лошадь принимать внутрь по малому кругу и не уходить в сторону, а внутренний — побуждает сохранять импульс и ритм движения. Делать это нужно как направо, так и налево. «Всадник, отработав у лошади пируэты на галопе на задних ногах до совершенства, в дальнейшем постоянно тренирует ее в их исполнении. На каждом уроке он делает с ней пируэты на галопе по одному разу в каждую сторону. Едет галопом с левой ноги подальше от барьера, делает полупируэт налево на 180°, после поворота строго под прямым углом едет галопом в обратном направлении, заставляет лошадь сменить ногу, делает полу пируэт направо на 180° и продолжает движение под прямым углом в обратном порядке; потом делает пируэт направо на 360°, продолжает галоп, через 6—9 темпов требует от лошади сменить ногу и делает пируэт налево на 360°. Этим упражнением он заканчивает работу на галопе» (В. Н. Тихонов из книги «Высшая школа верховой езды», 1953 год издания).
Руки-повод на пируэте работают таким образом: «Обе руки слегка подаются в сторону движения пируэта, причем внутренняя рука строго выдерживает постановление, а наружный повод сохраняет в правильном положении шею и голову лошади. Делая выдержку и слегка подавая внутреннюю руку, сообщают направление движению пируэта. Корпус всадника на пируэте слегка подается на внутреннюю сторону» ( А. М. Левина).
Интересные мысли содержатся в книге «Дрессировка лошадей для высшей школы» Ричарда Ветьена (ФРГ): «Начинать разучивать пируэт можно лишь в том случае, если лошадь идет спокойным максимально коротким галопом, с хорошо подведенным задом. Частые подъемы в галоп и остановки играют огромную роль при подготовке лошади к исполнению пируэтов. Она должна подниматься в галоп от легкого воздействия шенкелей и останавливаться с хорошо подведенным задом (не растягиваясь). Лошадь должна уметь выполнять мягкую и плавную остановку на галопе, лишь в этом случае она будет достаточно хорошо подготовлена, чтобы сократить галоп перед пируэтом, хорошо подвести под себя зад с согнутыми скакательными суставами, сгруппироваться (собраться) и выполнить пируэт».
Кроме того, Ветьен предлагает при обучении лошади пируэту применять принимания на галопе головой от стенки манежа (ранверс), а в углах манежа делать сначала вольты (траверс-вольт) в три четверти, то есть трехчетвертные пируэты (см. схему 1).
Хорошим подготовительным упражнением является также такая его рекомендация: «Тренируя лошадь, всадник идет сокращенным галопом по длинной стенке манежа, в углу он делает как бы полувольт и идет ранверсом в противоположную сторону, держась от барьера в начале занятий примерно в четырех метрах (см. схему 2, 3). В углу он делает вольт в два следа (траверсом). В начале вольт должен быть настолько большим, чтобы лошадь могла исполнить его без заминки, а затем снова перейти по параллельной линии к следующему углу. Величина вольта должна зависеть от степени выезженности лошади и определяется расстоянием параллельной линии от барьера. Очень важно, чтобы всадник вел лошадь совершенно точно по указанной линии»,
Призер трех Олимпийских игр опытный французский всадник и тренер Жюссом в своей книге «Дрессаж», советует начинать с пируэта на шагу;
во время исполнения этого движения потребовать подъем в галоп, как при подъеме в галоп при движении на вольту; это будет один темп галопа. Затем продолжать пируэт на шагу. И когда лошадь успокоится, потребовать от нее еще один темп галопа. По мере усвоения надо чтобы лошадь сделала сначала два, потом три темпа галопа и при этом оставалась на пируэте. Такая последовательность облегчит работу лошади, потому что в данном упражнении для нее не будет ничего нового как на пируэте, так и в подъеме в галоп. Необходимо только связать ранее отработанные приемы: подъем в галоп и перемещение на галопе на вольту головой наружу». Далее он настоятельно обращает внимание на то, что «нельзя сразу требовать от лошади исполнения полного пируэта. Следует начинать с одной четверти пируэта, а затем продолжать движение по прямой. Когда лошадь будет легко выполнять это упражнение, следует перейти на отработку полупируэта. Только после успешного выполнения этого движения можно перейти к полному пируэту». Такая постепенность в работе нужна для того, чтобы не нарушалась правильная работа задних ног. «Необходимо следить за подвижностью задних ног. Из этого вытекает необходимость усиления импульса. Чтобы задние ноги лучше двигались, сначала нужно дать им возможность перемещаться по маленькому кругу, а затем диаметр его постепенно уменьшать». И далее Жюссом советует: «Пируэт на галопе будет выполняться тем лучше, чем лучше у лошади отработаны сокращенный галоп и галоп на месте. Поэтому необходимо все время совершенствовать эти движения».
Следует иметь в виду, что формируя у лошади любые двигательные навыки, необходимо развивать функциональные возможности организма животного: увеличивать силу соответствующих мышечных групп, улучшать их эластичность, повышать выносливость к динамическим усилиям, работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, то есть физическая подготовка должна предварять техническую подготовку. Выполнение пируэта, кроме технической подготовленности, требует от лошади большого физического напряжения (особенно нагружены мускулы задних ног, в частности, ягодичная группа). Работе задних конечностей помогает длиннейший мускул спины, поддерживающий ягодичную группу мышц. Во время сокращения этого мускула передняя часть тела по отношению к задним ногам приподнимается и этим достигается свобода кругообразного движения туловища лошади на пируэте. Прекрасными упражнениями для развития этих мускулов является работа на кавалетти и полевой галоп как по ровной, так и по пересеченной местности.
Учитывая, что галоп на месте является основой пируэта на галопе, даем краткие рекомендации по обучению лошади. Постепенно укорачивая галоп, можно добиться, что лошадь будет делать его на месте. Ни в коем случае нельзя этого делать за счет одних поводьев. Укорачивать галоп и доводить его до галопа на месте можно только усилением пульсирующих действий шенкелей при частых переходах в шаг. Так как исполнять галоп на месте лошадь может только находясь в полном сборе, то действие шенкелей должно быть предельно усилено, особенно это относится к нижней части шенкеля. Трудность заключается в том, что при сокращении галопа лошадь сохраняла трехтактность движения. Шенкеля при этом играют как бы двойную роль: создают сбор и в то же время поддерживают взятый лошадью темп и ритм галопа. Как при укорачивании галопа, так и при исполнении галопа на месте, всадник должен в высшей степени осторожно действовать поводом, очень легко принимая лошадь на повод только в момент ее подвисания, но отнюдь не в момент упора на заднюю ногу, так как этим он посадит лошадь на зад, и она остановится.
Итак, желая заставить лошадь исполнить галоп на месте, нужно усилить шенкель не изменяя вертикального положения своего корпуса, и мягко принимать ее на повод по мере увеличения ее сбора, вызванного воздействием шенкелей. Если поводья оказывают свои сдерживающие усилия в момент подвисания, то лошадь вполне удерживается и отбивает галоп, не подаваясь вперед.
Исполнив один-два темпа галопа на месте, следует прекратить работу и, огладив лошадь, закончить урок. Прибавлять количество темпов галопа на месте следует осторожно и постепенно, так как движение это очень трудное для лошади, особенно на начальной стадии. В дальнейшем, когда лошадь усвоила это упражнение, можно практиковать следующее: подняв лошадь в галоп, пройти несколько темпов, а затем, сократив его, сделать несколько темпов на месте; после этого — снова выслать лошадь вперед. Самая опасная и часто встречающаяся ошибка при обучении лошади галопу на месте — прекращение работы задних ног. Происходит это или из-за чрезмерного подъема переда, или из-за резкой выдержки поводом, либо слабости задних ног лошади.
Как только замечено, что при галопе на месте зад лошади перестает работать и становится мертвой точкой опоры, следует немедленно выслать лошадь вперед и, снизив постав переда, оживить работу задних ног. Некоторые лошади при сокращении галопа нарушают правильность перестановки ног и двигаются, поднимая вверх то обе передние, то обе задние пары ног. Этот аллюр ничего общего с нормальным галопом не имеет и представляет собой качание лошади с передних ног на задние, и наоборот. Основные ошибки на пируэтах.

1. Потеря трехтактности в галопе. Причины: а) лошадь еще не готова двигаться максимально сокращенным галопом; б) слишком высоко поднят перед лошади и этим подавлено движение ее задних ног; в) потерян импульс в движении лошади; г) слабость и недоразвитость мускулатуры спины и поясницы; д) недостаточно энергична работа шенкелей всадника (особенно внутреннего).

2. Откидывание зада наружу. Причины: а) слишком резкий набор поводьев в сторону пируэта; б) недостаточная активность наружного шенкеля всадника при чрезмерном действии внутреннего.

3. Поспешное исполнение пируэта (вертушка). Причины: резкое действие наружным шенкелем, шпорой и поводом. При этом лошадь будет спешить и передом, делая либо большие махи в сторону, либо торопливые движения. Чем быстрее «забирает» лошадь плечами в сторону, тем более склонна она опереться на одну из задних ног, что влечет за собой нарушение тактности галопа. Это явление чаще всего наблюдается у лошадей с перевозбужденной центральной нервной системой.

4. Лошадь «крестит» на пируэте (т. е. меняет последовательность работы задними ногами). Причины:
а) неспокойная рука всадника (неравномерное действие поводьев);
б) неспокойная посадка всадника, влияющая на равновесие лошади;
г) резкое воздействие на лошадь внутренним шенкелем и шпорой.
Исправить этот недостаток помогает работа траверсом. При движении по окружности лошади легче подставлять под свой корпус внутреннюю заднюю ногу, а всаднику легче чувствовать это. Одновременно необходимо совершенствовать посадку всадника и применение им средств управления.

5. Осаживание во время пируэта. Причины: а) резкое воздействие поводом; б) чрезмерный уклон корпуса всадника назад при недостаточной активности шенкелей, или слабый зад лошади.
Все это может вызвать не только движение лошади назад, но и появление болезненных процессов в суставах и мышцах конечностей.
Рука всадника, мягкая и чуткая, не лишает лошадь поддержки поводом, но не мешает ее движению. Только при чутком равновесии (корпус всадника при этом играет роль стрелки весов: малейший его уклон .нарушает равновесие) возможно исполнение хорошего пируэта.
6. Задние ноги лошади при исполнении пируэта идут по кругу. Этот недостаток в большинстве случаев является скорее недоработкой пируэта, чем ошибкой.

Г. Рогалев


Прочитал сам, поделись с другом






Схема 1. Упражнения для развития пируэта.
Схема 1. Упражнения для развития пируэта.

Схема 2 и 3. (Схема развития пируэта).
Схема 2 и 3. (Схема развития пируэта).