Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Шаг лошади

Движение шагом входит в программу выездки лошади. К сожалению, при выезде лошади шагу уделяют мало внимания. «На самом же деле, если у лошади отработан хороший шаг, то это будет способствовать повышению общего уровня выездки» (Р. Ветьен).
Шаг — один из самых трудных аллюров. Ни на одном другом аллюре не возникают такие серьезные ошибки, как на шагу, ни на одном другом аллюре возникающие ошибки не исправляются с таким трудом. Признание шага наиболее сложным и трудным аллюром нашло свое выражение в повышенной оценке (коэффициент 2) прибавленного шага в программах ФЕИ. Международные правила соревнований по выездке так характеризуют требования, предъявляемые к разновидностям шага:
1) шаг — это марширующий аллюр, в котором конечности лошади последовательно, одна за другой опираются в четыре такта, четко обозначенные;
2) когда эти четыре удара перестают быть четко обозначенными, шаг становится «разъединенным», или «нарушенным»;
3) шаг — это аллюр, в котором недостатки выездки наиболее ощутимы., На этом основании «введение в повод» лошади на шагу должно производиться в зависимости от степени ее выездки. Не следует требовать больше, чем степень выездки позволяет;
4) различают средний, собранный, прибавленный и свободный шаг.
Средний шаг — свободный, правильный и непринужденный, со средним растяжением. Лошадь сохраняет положение «в поводу», энергично шагает, но спокойно, шаг ровный и непринужденный, копыта задних ног ставятся впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник сохраняет легкий и постоянный контакт со ртом лошади.
Собранный шаг — лошадь, поддерживаемая в положении «в поводу», смело продвигается вперед, шея приподнята и округлена. Направление головы приближается к отвесу, мягкий контакт со ртом сохраняется. Задние конечности подводятся с хорошим действием скакательных суставов. Аллюр лошади остается «марширующим» и энергичным с правильной последовательностью постановки конечностей. Каждый отпечаток копыта покрывает меньше пространства, чем в среднем шагу; шаг более высокий, заставляющий каждый сустав сгибаться больше. Копыто задних ног ставится сзади или, самое большее, в отпечатке копыт передних ног. Собранный шаг более короткий, чем средний, он не должен быть торопливым или неправильным, но он более активен.
Прибавленный шаг — лошадь покрывает наиболее возможный отрезок пространства без торопливости и нарушения правильности наступления. Копыта задних ног переступают следы передних ног. Всадник позволяет лошади вытянуть шею и выдвинуть вперед голову, однако без потери контакта со ртом.
Свободный шаг — аллюр отдыха, в котором лошади дают полную свободу для опускания головы и вытягивания шеи.
При каждом такте шага круп движется синхронно с конечностями. Каждое движение передних ног сопровождается движением шеи. В фазе переноса шея медленно опускается, в момент, предшествующий опиранию, заметно поднимается. Кроме того, шея колеблется в горизонтальной плоскости одновременно с движениями передних ног. Эти движения шеи способствуют сгибанию и разгибанию конечностей (тонические рефлексы). Каждая попытка всадника помешать естественным колебаниям шеи отражается на чистоте движения лошади. Высокая заторопленность шага не допускается. Лабораторией тренинга ВНИИК с участием заслуженного тренера Г. Т. Анастасьева установлено, что темп движения лошади составляет в минуту 110—120 шагов и сохраняется на всех видах шага.
Качество исполнения шага говорит о степени выезженности лошади (на рыси и галопе дефекты выездки менее заметны), поэтому лошадь с плохим шагом вряд ли может получить хорошую оценку у судей.
Координированная работа мышц туловища с мускулатурой поясов (переднего и тазобедренного) обеспечивает свободный, с полным выносом, механизм хода лошади.
Необходимым условием успешного обучения лошади всем видам шага является «взятие» ею повода. Это отрабатывается на рыси, так как, когда лошадь двигается таким аллюром, у нее больше инерции. На рыси всадник лучше, чем на шагу, чувствует, как лошадь реагирует на посыл, а также, двигается ли она от посыла вперед или, наоборот, сокращает движение. Когда лошадь настолько выезжена, что упор в повод на рабочей рыси в результате осторожного ее посыла становится увереннее и определеннее, причем она не пытается избежать его, то можно сказать, что она «взяла» повод. Некоторые тренеры рекомендуют «вставлять» лошадь в повод не на рыси, а во время остановки или на шагу, и начинать движение рысью, когда лошадь «возьмет» повод. Это неправильно, так как при таком способе лошадь в большинстве случаев станет «за повод». На сокращенном и среднем шагу лошадь переводят в собранное состояние. Приходится отметить, что сбор на шагу является, без сомнения, самой трудной задачей для всадника.
Следует сказать, что выездка (в том числе выработка у лошади шага) не сводится к одной только работе в манеже. Если позволяет погода, грунт, надо чаще выезжать на открытый воздух, ездить по пересеченной местности на всех аллюрах, повторять упражнения, выполнявшиеся в манеже. Не следует забывать, что «галоп — это замечательная гимнастика для школьной лошади. При работе галопом развиваются мышцы спины и группы мышц бедра, проталкивающие тело лошади вперед. Как показывает опыт, после работы галопом шаг становится шире, чем был в начале тренировки» (Г. Болдт).
К обучению лошади перечисленным выше видам шага следует приступать после того, как она смело двигается вперед, свободно переходит из одного аллюра в другой, подчиняется посылу шенкелей. Положительным при выработке у лошади шага является ее раскованность, которую легко можно определить по мягко колышащейся спине, позволяющей всаднику иметь глубокую и непринужденную посадку, а также по свободным ритмичным движениям лошади.
В начале выездки при работе на корде и под седлом приходится наблюдать некоторое сокращение широты шага лошади, как следствие частичной утраты естественного равновесия, которое создается в процессе школьной выездки. Но после того как лошадь научится идти в сборе и у нее создастся надлежащая проводимость и быстрота реакции, равновесие и ширина движения восстанавливаются.
Несколько слов о средствах управления при выработке шага. Воздействие шенкелей всадника в ритме с шагом лошади очень важно. При этом необходимо руководствоваться «движениями» плечей лошади. Например, левый шенкель дается в тот момент, когда левое плечо идет назад, этот момент совпадает с началом отталкивания левой задней ноги. Однако приходится наблюдать, когда всадник энергично посылает лошадь одновременно обеими шенкелями. При этом он все время сбивает ее с ритма одним из шенкелей.
В управлении лошадью помощь корпуса всадника проявляется не столько в его уклонах, сколько в том давлении (обременении), которое производят его седалищные кости (под влиянием движения поясницы всадника) на спину лошади в разных направлениях вперед (при усилении аллюра), назад (при остановках, осаживании, уменьшении аллюра).
Легкость, естественность движений лошади во многом зависят от мягкости, чуткости и эластичности воздействия поводьев на ее рот. Никогда не надо усиливать в одно и то же время интенсивность действия поводьев и шенкелей. Если шенкеля усиливают свое действие, то в зависимости от обстоятельств повод должен оставаться пассивным или даже отданным или смягченным. Систематическое несоблюдение этого правила отрицательно влияет на выездку и выработку правильного шага.
При выработке у лошади шага можно рекомендовать следующее.
— Почти в течение всей выездки надо продолжать отрабатывать шаг. Обязательно требовать от лошади нескольких тактов прибавленного шага с переходом в средний и собранный к концу каждого реприза (любого аллюра) перед тем, как дать ей передышку.
— Развивает и исправляет шаг работа на кавалетти при постепенном увеличении и уменьшении расстояния между ними от 80 см до 1 — 1 м 10 см, в зависимости от размера лошади.
— При отработке прибавленного шага известный французский тренер Жюссом советует: если лошадь вялая, то ее надо брать на прогулку с другой лошадью, которая имеет хороший шаг. При энергичном посыле шенкелей своего всадника она будет стараться, чтобы ее не обогнала другая лошадь. Наоборот, на горячей лошади желательно ездить в одиночку или в сопровождении спокойной лошади, имеющей примерно такой же шаг.
У спокойной лошади следует стремиться довести ее шаг до максимума при возвращении на конюшню, используя при этом ее естественное тяготение к дому. У нервных лошадей это тяготение выражается иногда в «топотании», что нежелательно. Для того, чтобы отучить лошадь от этого, требуется большое терпение. Несколько шагов плечом внутрь в каждую сторону почти всегда дают хороший результат.
— Работа, построенная на длинных репризах одного аллюра (в том числе и шага), является самообманом, основанным на теории, что утомление якобы способствует усвоению лошадью требуемых движений. Частые спокойные переходы из одного аллюра в другой, короткие репризы постепенно успокаивают лошадь, заставляют работать различные группы мышц, снимают ее скованность. Необходимо с самого начала отрабатывать переходы лошади из шага и остановки в другие аллюры.
Шаг лошади (как и любой аллюр) не является неизменным качеством. В отдельные периоды жизни он изменяется как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.
При перевозбуждении лошади шаг резко укорачивается, четкость движений нарушается, и, наоборот, когда лошадь спокойна, шаг ее становится более длинным, четким.
При выходе из остановки в прибавленный шаг (как и для всякого начала движения) лошадь должна быть собрана. От нажима шенкелей и подачи вперед поясницы всадника лошадь подается вперед. Эта подача. вперед вызывается мгновенным напряжением суставов ее задних конечностей. При правильном посыле с места в шаг всадник отдает повод только тогда, когда почувствует напряжение задних ног лошади.
Для перехода с прибавленного шага лошади в шаг собранный применяют полуодержки и подачу поясницы всадника назад; одновременно усиливая действие шенкелей, надо заставить лошадь больше подставлять задние ноги, а поводом установить шею, сгибая голову в затылке до почти отвесного положения. Из свободного растянутого положения она как бы сокращается. Ее фигура преображается, шаги делаются короче, но не учащаются, движения становятся более отрывисты, но стремление вперед (импульс) не прекращается.
Переход с собранного шага в шаг прибавленный происходит путем отдачи повода, подачи вперед поясницы всадника и посылающего действия шенкелей. Он не должен быть резким.
Некоторые лошади развивают широкий шаг только во время самого реприза, начиная его неохотно. В процессе подготовки надо чаще практиковать выход на прибавленный шаг, поощряя лошадь на стремительное движение вперед.
При переходе ее с шага в рысь она должна быть собрана и сразу же с помощью действия шенкелей с четырех тактов перейти на двухтактовое диагональное опирание. При выходе на облегченную рысь корпус всадника приподнимается не ранее чем лошадь выдвинулась вперед.
При переходе с шага в галоп, если движение начинается с левой ноги, всадник собирает лошадь, дает легкий постав в левую сторону и нажимом правого шенкеля, поданного чуть назад, поднимает в галоп в тот момент, когда левая передняя нога лошади поднимается, чтобы сделать шаг вперед. При подъеме в галоп с правой ноги применяют действие правого повода и левого шенкеля.

Г. РОГАЛЕВ



Прочитал сам, поделись с другом
Фазы шага
Фазы шага

Средний шаг
Средний шаг

Прибавленный шаг
Прибавленный шаг

Прибавленный шаг со свободным поводом
Прибавленный шаг со свободным поводом

Сокращенный шаг через кавалетти
Сокращенный шаг через кавалетти