Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Клички знаменитых лошадей

"Коня, коня, полцарства за коня!"
Такими словами из трагедии Шекспира «Ричард III», ставшими крылатыми, хочу начать рассказ о своем увлечении.
Ряд лет я собираю клички (имена) знаменитых лошадей, как реально существовавших, так и вымышленных, изображенных в художественной литературе, кинофильмах, в живописи и скульптуре, в конном спорте, цирковом искусстве.
Лошади могут быть знамениты сами по себе, в силу своих способностей, достигнув высоких показателей, например, в спорте. Или по принадлежности их знаменитым владельцам.
Мы немного знаем о коне Александра Македонского — Буцефале. Известно, что он был неукротимым и подчинялся только своему хозяину, однако Буцефал знаменит тем, что принадлежал великому полководцу и с этим именем вошел в историю.
По той же причине знаменит Россинант, конь Дон-Кихота. Кстати, Россинант по-испански — старая худая кляча.
Делир — конь Л. Н. Толстого известен именно тем, что в последние годы был любимой лошадью великого писателя. Согласно завещанию Толстого Делир похоронен недалеко от могилы Льва Николаевича в Ясной Поляне.
Мою коллекцию открывает Пегас — мифический крылатый конь, символ поэтического вдохновения.
Сразу же после революции (1918— 1923) в Петрограде одна из писательских организаций называлась «Стойло Пегаса». Очень характерно, что именно конь стал символом творчества.
В русской и иностранной литературе немало ярких страниц, посвященных лошади, которая много веков преданно служила человеку: на ней пахали землю, воевали, возили грузы и людей, она своей силой приводила в движение многие машины. Не случайно в технике за единицу измерения силы (мощности) была принята «лошадиная сила».
В 1978 году вышел на экраны фильм «Хомут для Маркиза», в котором показана тяжелая судьба мальчика Родиона. Детство его проходило в неблагополучной семье. Отец, в прошлом наездник ипподрома, беспробудно пьянствовал, мать к ребенку была недостаточно внимательна. Мальчик ожесточился, отвернулся от людей. В минуту отчаяния Родик говорит матери страшные слова: «Я никого не люблю. Я люблю только Маркиза». Эта старая лошадь была его самым преданным другом. В фильме есть такая сцена. Во время очередного скандала родителей Родион ушел из дома, лег на траву и горько зарыдал. Маркиз увидел плачущего мальчика; предчувствуя недоброе, медленно подошел к нему и стал нежно лизать его и не ушел от Родиона, пока тот не встал.
Этот чудесный фильм создан режиссером Ильёй Фрэзом и писателем Николаем Агаровым.
Л. Н. Толстой посвятил лошади большой, философского смысла, рассказ «Холстомер». В этом рассказе более двадцати лошадиных имен. Такие, например: Купчиха, Вязопуриха, Доброхита, Генерал, Магомет, Добрыня, Милый, Лебедь. Каждое имя отражает повадку, характер и нрав лошади.
Большой академический драматический театр имени А. М. Горького в Ленинграде очень оригинально инсценировал «Холстомера». Спектакль идет под названием «История лошади» и пользуется большим успехом.
Вспомним знаменитую поджарую красавицу Фру-Фру — лошадь Вронского из романа «Анна Каренина».
Гладиатор — лошадь противника Вронского по скачкам.
Арабчик — лошадь Наташи Ростовой из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Карабах — любимый конь Пети Ростова из Того же романа.
А. П. Чехов с присущим ему юмором присваивал -лошадям такие имена: Тоби, граф Нулин, Великан.
А. И. Куприн посвятил рассказ печальной судьбе бегового коня, которого назвал Изумрудом. В этом рассказе встречаются и такие клички лошадей: Щеголиха, Онегин.
Н. С. Лесков с удивительным знанием и мастерством написал «портрет» лошади Дидона в повести «Очарованный странник».
И. С. Тургенев в рассказе «Конец Чертопханова» («Записки охотника») с удивительным мастерством описал трагическую судьбу главного героя рассказа и такую же судьбу его любимой лошади Малек-Аделя.
Г. П. Данилевский в историческом романе «Сожженная Москва» немало страниц посвятил знаменитым коням Эклипсу, Зорьке, Барсу. Эклипс— конь, на котором царь Александр 1 въехал в Париж 19 марта 1814 года. Зорька и Барс — клички лошадей главной героини романа партизанки Авроры. Аврора была ординарцем Фюгнера — руководителя партизан в 1812 году и погибла при покушении на Наполеона.
Рассказывая о войне 1812 года, следует сказать о знаменитом Алкиде — коне Надежды Андреевны Дуровой, участницы войны против Наполеона. Она скрывалась под именем Александра Соколова, затем под фамилией Александрова. Это была женщина необыкновенной судьбы. А. С.Пушкин восхищался ее не только военным подвигам, но и даром писателя. Белинский был а восторге от ее произведений.
Есть лошади редкой легендарной судьбы. Такой лошадью был вороной рысак по кличке Варвар. Этот рысак был приобретен известным петербургским врачом О. Э. Веймаром, организовавшем на этом коне побег революционера П. А. Кропоткина из военного госпиталя, в который он был переведен из Петропавловской крепости. Побег был осуществлен в июне 1876 года. В 1878 году на Варваре же был организован и смелый побег революционера С. М. Степняка-Кравчинского. Историк Ленинграда П. Н. Столпянский справедливо назвал Варвара «Знаменитым рысаком русской революции».
Символ — красивый конь буденновской породы. Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов верхом на Символе неоднократно принимал военные парады на Красной площади. Портрет Символа был написан художником Г. Н. Степановым и хранится в музее коневодства в Москве.
Тема человека и лошади в художественной и исторической литературе, в кинематографе неисчерпаема. Эта тема занимает заметное место и в произведениях советских писателей: Чингиза Айтматова, Георгия Маркова, Валентина Распутина и др.
Невозможно представить себе кинокартину на военную и историческую тему без участия коня.
Очень богато отображена эта тема также в скульптуре. Во многих городах имеются скульптурные памятники знаменитым государственным деятелям и полководцам, изображенным на конях. Такие скульптуры и памятники неотделимы от своеобразного облика Ленинграда. Здесь и кони Клодта на Аничковом мосту, и знаменитый Медный всадник — памятник Петру I, воспетый Пушкиным, и колесница Победы с шестеркой коней над аркой Главного Штаба на Дворцовой площади, сооруженной в честь победы русских войск над Наполеоном в 1812 году, и множество других скульптур.
Эта тема нашла отражение и в живописи. Валентин Серов написал портрет русского рысака Летучего. Художник академик Н. С. Самокиш создал портрет рысака Громадного, Оба портрета находятся в Музее коневодства в Москве.
Большой раздел в моей коллекции занимают спортивные лошади. Хочется упомянуть о наиболее выдающихся.
Араб — белый конь из колхоза «Совет Туркменистана». Он участвовал в переходе Ашхабад — Москва в 1935 году.
Абсент — вороной сын Араба — олимпийский чемпион. На нем Сергей Филатов получил «золото» на римской Олимпиаде. Абсент был признан лучшей спортивной лошадью мира. Ему поставлен памятник на его родине в Луговском конном заводе в Казахстане.
Пепел — любимая лошадь чемпионки мира и Олимпийских игр Елены Петушковой. Фазан — конь известного спортсмена Виктора Погановского. На этом коне он семь раз завоевывал звание чемпиона СССР по преодолению препятствий. Идеал— рысак, на котором три года подряд получала призы Мира Алла Ползунова, являющаяся мастером-наездником Московского ипподрома.
Коллекция содержит более двухсот кличек (имен) знаменитых главным образом русских коней.
Я пишу иногда «имя» лошади, иногда — «кличка». Этот разнобой вызван тем, что в разных источниках пишут по-разному. В словаре издания 1926 г. (составитель И. Вайсблит) сказано: «Буцефал — имя любимого коня Александра Македонского».
Л. Н. Толстой также уважительно относился к своим лошадям, преимущественно употребляя слово. «имя». В других источниках встречается слово «кличка». Я думаю, такой разнобой в написании оправдан и допустим. Он свидетельствует только о степени любви человека к своей лошади.

И. ФРОЛОВ


Прочитал сам, поделись с другом