Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Советы по выездке

Обидно порой наблюдать, как спортсмены проигрывают из-за своих ошибок: невнимания, небрежности, грубости, незнания элементарных особенностей физиологии и психологии лошади, отсутствия собственной выдержки, спокойствия, уверенного управления в моменты сложных ситуаций, отражающихся на качестве выступления.
Как важно, выходя один на один с судьями, произвести приятное впечатление от сочетания всадник—лошадь, от правильной посадки и от свободных ритмичных движений лошади. Однако мы часто видим очень много недостатков в посадке, влияющих непосредственно не только на общее впечатление, но и на управление, а следовательно, на исполнение лошадью движения. Это относится к положению головы всадника (наклоняют вперед и вниз, качают головой в темп движения, едут в одну сторону, а смотрят в другую и т. д.). Фрак и цилиндр являются костюмом, ясно подчеркивающим правильность и неправильность положения корпуса — сидеть надо абсолютно прямо на прямолинейных движениях и с очень легким поворотом в сторону движения по кривым (вольты, заезды, принимания, контрперемены, пируэты). Руки от плеча должны быть опущены вниз, а не вытянуты вперед. Локти согнуты и слегка разгибаются только на средних и прибавленных аллюрах, по мере вытягивания «рамки» лошади. Кисти рук большими пальцами вверх, а не ногтями вниз. Руки должны сохранять легкий контакт со ртом лошади и действовать только в нужный момент, вибрируя. Нельзя держаться за повод, как за ручки, для поддержания равновесия. Равновесие должно поддерживаться только внутренней стороной бедер и балансом.
Ноги — подколенный угол должен быть как можно более тупой, а мы часто видим укороченные стремена на выездке. Колено должно быть всегда прижато, от колена, весь шенкель должен быть постоянно у бока лошади и чувствовать его. Недопустимо, чтобы от колена нога уходила вперед или в сторону—это говорит о том, что всадник ездит «без шенкеля», не ведет лошадь в шенкелях (шенкель — основа для получения правильного сбора, а следовательно, и правильных движений высшей школы). Езда, осуществляемая только поводом, приводит к тому, что задние ноги лошади недостаточно подведены под ее корпус, а отставлены назад. Ступни ног всадника должны быть всегда параллельны земле и сохранять это положение вне зависимости от того, «посылает» ли шенкель, или он спокойно «ведет» лошадь. Опускание носка ведет к искажению посадки, к скольжению стремени на ноге, которое должно быть на широкой части ступни в пружинистом упоре, а не болтаться как ненужное добавление.
Но мало того, что посадка должна быть правильной,—она должна быть непринужденной, то есть всадник должен сохранять ее ненапряженным сознанием, что «так надо», — такая посадка всегда бросается в глаза своей негибкостью. Непринужденная посадка покоряет своей правильностью на всех движениях высшей школы (принимания, плечом внутрь, пируэты, переходы, менка ног и т. д.), где так важно сидеть и управлять правильно, а не висеть на поводу.
Мы часто видим, как, перейдя в собранный шаг, спортсмены не работают, не показывают собранного шага, а просто расслабляются, сокращая шаг только поводом, совершенно теряют импульс и «сидят и катят», думая о чем-то своем, получая за такое простейшее движение посредственные оценки. Собранный шаг надо тоже уметь показать, и все 7—9 минут езды надо работать, а не отдыхать.
Есть и такие недостатки, снижающие оценки за «общее впечатление»: некоторые ездят с лицом, выражающим как бы большое одолжение судьям, что показывают им свою езду, а то и вообще со злым лицом, и заканчивают езду с видом освобожденного мученика.
Вспомним балерин и наших прославленных гимнасток. Балерина, исполняя 32 фуэте (пируэта), что считается большой сложностью, улыбается, она легка и воздушна, хотя дается ей это на пределе возможного. Наши гимнастки, исполняя фляки и тройные сальто, делают это так, что нам кажется, «как это легко и красиво», хотя это предел сложности.
Так и в выездке: с момента въезда в манеж и до выхода из него спортсмены должны показать легкую, красивую, непринужденную езду, на хорошем импульсе от начала до конца, как бы ни было трудно в иные моменты. Лицо всадника должно быть спокойным, уверенным и приятным. Надо помнить о том, что езду со всех сторон смотрят Пять судей и тысячи глаз зрителей.
Спортсмены, выступающие в выездке, проигрывают в основном только из-за себя. Ведь лошадей записывают на соревнование тех, которые уже обучены всем элементам высшей школы по данной программе, так что только ошибки самого всадника в посадке, поведении, точности исполнения фигур и переходов отражаются на оценках.
Надо больше и вдумчивее работать над собой, критически подходить к своей работе на лошади, а тренерам больше обращать внимание на правильность посадки, управления, точность исполнения фигур, на сохранение постоянного импульса.


А. ЛЕВИНА,
заслуженный мастер спорта СССР,
судья Всесоюзной категории



Прочитал сам, поделись с другом