Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Конь Леонардо

Поздней осенью 1482 года гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи выехал в Милан. Его пригласили туда для создания памятника основателю династии миланских герцогов, знаменитому кондотьеру своего времени, тонкому и ловкому политику Франческо Сфорца. Леонардо с охотой принял это предложение.
Живя во Флоренции, художник отказывал себе во многом только для того, чтобы иметь лошадей. Он хорошо разбирался в их повадках, изучил нрав и знал подход к ним. Даже только смотреть на лошадей доставляло ему большое удовольствие. Леонардо нравилось, положив руку на холку, чувствовать легкое подрагивание кожи и мускулов, гладить блестящую шею, смотреть в большие выразительные глаза. Особенно же любил он быстрый бег коня. Ему казалось, что всадник и конь соединены какими-то невидимыми узами, превращающими их как бы в одно целое.
Миланские герцоги издавна славились своими конюшнями. Их доверенные люди рыскали по самым отдаленным странам в поисках наиболее породных коней. В конюшнях бок о бок стояли быстрые как ветер арабские скакуны и кони венгерских пород, маленькие степные лошадки из далеких прикаспийских степей и ахаптекинцы, андалузские и лошади многих других пород, которых Леонардо видел впервые.
Почти каждое утро художник приходил или на площадь, где хотели установить памятник, или в конюшни. Десятки раз измерял он площадь, десятки раз делал зарисовки ее со всех сторон. Леонардо хотелось, чтобы «Великий колосс», как вскоре стали называть создаваемую им статую, был хорошо виден отовсюду. Он считал, что надо изобразить не спокойно, торжественно выступающего в сознании своего величия и власти всадника, а бурное, стремительное движение и всадника, и коня. Не после победы, а в момент победы.
Но изобразить скачущего всадника неизмеримо труднее, чем спокойно выступающего. И Леонардо с новой энергией принимается за изучение лошади в движении, ее анатомии, обращая особое внимание на то, какие мускулы «работают» во время того или иного движения.
Листки записных книжек и альбомов покрываются все новыми рисунками. Вот результаты измерений различных частей тела лошади в поисках наиболее гармоничного соотношения. Вот рисунок голов лошадей. Как замечательно нарисованы глаза! Глядя на этот рисунок, как будто чувствуешь влажность и видишь блеск этих глаз. Вот рисунки ног лошади. Опять-таки, с каким вниманием и тщательностью выписан каждый мускул! Великий учитель — природа открывала перед внимательным, ищущим художником новые и новые тайны.
Теперь можно приступить к лепке. Но эта работа затягивается: жизнь идет вперед, а с нею и новые заботы. В связи с ухудшившимся внешнеполитическим положением герцогства Леонардо надолго отрывают от памятника для работы по реконструкции старых и созданию новых укреплений... При дворе торжество — и его снова отрывают от «Колосса». Работа затянулась на целых 10 лет. Наконец, она окончена. На площади Кастелло возвышается грандиозная статуя. Всадник огромного роста на всем скаку останавливает бешено мчащегося коня. Конь поднялся на дыбы, вот-вот сейчас опрокинется, но властная рука всадника удерживает его. Статуя произвела потрясающее впечатление. Посмотреть «Великого Колосса» приезжали из всех городов Италии и даже из соседних стран.
Модель, стоящая на площади, была сделана из глины. Отлить статую из бронзы не удалось по причинам, нам неизвестным. Скорее всего потому, что ухудшение международного положения заставляло экономить металл. Статуя так и стояла в глине до тех пор, пока французские солдаты, занявшие в 1499 году Милан, варварски не разрушили ее, превратив в мишень для своих упражнений в стрельбе.
До нас дошли только восторженные отзывы людей, видевших статую, рисунки, эскизы ее и маленькая бронзовая статуэтка, сделанная Леонардо (см. рис.).

Ф. КАМЕНЕЦКИЙ



Прочитал сам, поделись с другом
Бронзовая статуэтка
Бронзовая статуэтка