Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Обучение лошади на корде и развязках

Обучение молодых, в данном случае спортивных верховых, лошадей при помощи корды - прочной тесьмы длиной 8-10 м и шириной 15-20 мм - первый шаг выездки, требующий серьезного отношения. Эта тренировка незаменима для выработки у лошади подчинения и спокойствия (до выездки под седлом и после), помогает сохранить и укрепить ее конечности, развить мускулатуру, совершенствует естественные движения, придавая гибкость телу, приучает к переходам из аллюра в аллюр, ритмичности, импульсивности. При работе лошади на корде тренер имеет возможность наблюдать за ней со стороны, видеть, как она "берет повод", держит голову и шею, подводит зад, как изменяется к лучшему ее ход, работает мускулатура.

Однако только одна работа на корде не может заменить непосредственного контакта всадника с лошадью. Как правило, такая работа ведется параллельно с ездой под всадником, и обычно предшествует ей. Всадник, чувствуя лошадь, может соответствующим образом воздействовать на нее шенкелями, перемещением своей массы и натяжением поводьев.

Корду применяют также для работы лошадей, которых по разным причинам, например, чтобы сохранить кондиции, нельзя седлать или нагружать массой всадника; для проминки, моциона, отучения лошади от дурных привычек - подъема на свечку, отказа двигаться вперед и т. п.; при напрыгивании на препятствия и работе на кавалетти; наконец, при обучении всадников.

Корда на одном конце имеет петлю, а на другом - карабин, или гарт, пристегиваемый к оголовью. Корда должна быть прочной, без узлов или других шероховатостей, мешающих ей скользить в руках кордового, легкой, чтобы не обременять рот лошади. Кроме того, необходимо иметь две короткие корды длиной 4-5 м, применяемые при работе на сгибании, и т. п.

Для работы на корде необходим бич или заменяющее его приспособление. Бич состоит из древка длиной 2-2,30 м и сыромятной легкой бичевы длиной 2,5-2,7 м. Удобен для этой цели цирковой бич-шамбарьер. Можно также с успехом использовать в качестве древка удилище спиннинга. Для работы на небольшом кругу удобен хлыст длиной 1,2-1,4 м.

При работе на корде применяют также гурту (широкий трок), с каждой стороны которой имеется три кольца, расположенных на разной высоте, что позволяет прикреплять развязки выше или ниже (рис. 1). Взамен гурты можно использовать седелку (с под- пругой) от рысистой сбруи, и, наконец, седло, пристегивая развязки за пряжки путлищ или за подпругу. Гурту можно накладывать на седло или на сложеную в несколько раз попону.

При использовании корды незаменим капцунг (манежный недоуздок). Он представляет собой подбитый войлоком недоуздок, в переносье которого вставлена металлическая пластинка. Переносье снабжено тремя кольцами - средним и двумя боковыми. Во избежание смещения капцунга в сторону (на глаза) его следует плотно и довольно высоко, не Стесняя дыхания лошади, зафиксировать на голове (рис. 2а).

Корда пристегивается за одно из колец капцунга, чтобы трензель не беспокоил рот лошади и она шла спокойнее. Крепление корды за среднее кольцо дает возможность переводить лошадь для движения в обе стороны. Следует, однако, иметь в виду, что при этом значительно увеличивается сила действия корды на нежные носовые кости лошади, особенно при опущенном вниз переносье. Грубо воздействует на рот лошади трензель, к кольцу которого прикреплена корда. Иногда при этом внешнее трензельное кольцо втягивается в рот лошади, травмируя его. При отсутствии капцунга в крайнем случае корду можно крепить с помощью накордника (рис. 2г) или за капсуль.

Так называемая корда "фикс", закрепляемая за наружное и внутреннее кольцо трензеля (через затылок), дает возможность надежно удержать лошадь, бросающуюся в сторону или по кругу, что часто бывает на первых уроках, если она строптива, энергична. Корда "фикс", действуя на углы рта лошади с обеих сторон, поможет тренеру быстро справиться с ней. Постоянное применение корды "фикс" может отрицательно повлиять на импульсивность лошади (рис. 26).

Скользящая корда (в двух вариантах) дает возможность производить при работе на корде боковые сгибания (рис. 3). Работа на двух кордах в прямом направлении проводится для усовершенствования пиаффе и пассажа при помощи туширования, а также при работе в два следа (рис. 4).

При необходимости делать прямые сгибания корду укрепляют за мундштук, как показано на рис. 2в.

При работе направо тренер должен держать корду в правой руке, а налево - в левой. Конец корды, идущей к лошади, проходит под большим пальцем по ладони, зажатой в кулак кисти, бич находится в противоположной руке вместе со свободной частью корды, подобранной ровными петлями. Это позволяет спускать с ладони петли, когда требуется удлинение корды, и ровное последовательное набирание петель, когда требуется ее укорачивание. Можно также держать всю корду в одной руке, а бич в другой.

Приводим описание первых уроков работы лошади на корде (без развязок) по Н. С. Черепанову ("Основы эксплуатации боевого коня в физиологическом понимании", М., 1933).Если вывести лошадь на манеж и прицепить к оголовью корду, выпустив ее на достаточную длину, она в зависимости от темперамента и общего состояния здоровья может реагировать по-разному. Почувствовав относительную свободу и находясь на известном удалении от человека, лошадь начнет прыгать и резвиться, стараясь освободиться от корды или, будучи спокойной, нередко сама сейчас же приблизится к кордовому и будет следовать за ним. В первом случае "рефлекс свободы" (борьба с ограничениями) превалирует над другими условными рефлексами, подчиняющими коня воле человека. Во втором - сказывается условный рефлекс на движение рядом с человеком. Если, например, пытаться такую лошадь при помощи бича заставить двигаться по кругу соответственно длине корды, то на первых порах из этого ничего не выйдет. Мы только отпугнем ее от себя, она будет стремиться вырваться из рук кордового, а взмах бича превратится в раздражитель отрицательного порядка.

Другое дело, если подчинение лошади тренеру осуществляется без насилия, когда кордовой займет свое место в центре круга, а помощник берет лошадь под уздцы, ведет ее по кругу, указываемому кордой, и все более и более удаляется от нее. В этом случае действует условный рефлекс на движение рядом со всадником, а затем - на движение по кругу. Постепенно удаляясь от лошади, помощник в первые моменты может предотвратить ее попытки к возвращению назад или приблизиться к нему путем изменения интонации голоса и легкой угрозы бичом. Несколько таких упражнений, и у лошади вырабатывается новый условный рефлекс на движение по корде, сначала непрочный, легко срывающийся, но затем при правильной работе переходящий в прочный. Так, сделав постепенный переход от одного условного рефлекса к другому, без нарушения первого, подчиняют лошадь воле человека, вырабатывают все новые и новые рефлексы.

Приучив лошадь к свободному движению на корде, кордовой начинает вырабатывать уже сложные условные рефлексы на действие кордой и голосом. При помощи этих двух средств управления кордовой уже легко может перевести лошадь из одного аллюра в другой. Первые уроки на корде допустимы с помощником. В дальнейшем обучать лошадь на корде, как правило, должен один человек.

Место тренера при работе на корде имеет большое значение. Должен образоваться как бы незамкнутый треугольник, одну сторону которого составляет корда, а другую - бич. Тренер находится на вершине треугольника. Бич надо держать горизонтально по направлению к лошади.

Первые уроки на корде проводят шагом на небольшом кругу диаметром 4-5 м, желательно в углу манежа. Учитывая естественное искривление тела влево у большинства лошадей и то обстоятельство, что лошадь привыкла к тому, что человек всегда находится с ее левой стороны, первые уроки следует проводить "ездой налево". Когда лошадь будет ходить по кругу спокойным шагом, можно перевести ее на рысь, увеличив диаметр круга. Желательно, чтобы тренер ходил по маленькому кругу, а не стоял на месте, вращаясь вокруг собственной оси. Это мотивируется тем, что лошадь, наблюдая за действиями человека, как бы копирует его движения. Если тренер двигается по кругу, то лошадь, чувствуя, что ее сопровождают, пойдет более энергично. Это обусловлено особенностью ее зрения, способностью видеть во всех направлениях (поле зрения - 360°) и обостренным вниманием к малейшим движениям и жестам человека.

Как указывалось выше, в задачу тренера входит обучение лошади беспрекословно выполнять команды, подаваемые голосом, действиями корды (через капцунг), бичом и сочетаниями этих команд.

Лошадь не способна понимать слова, для нее понятна лишь интонация голоса тренера и протяженность слов (выражения), когда она к ним привыкла. Можно рекомендовать следующие команды: для посыла лошади вперед - щелканье языком или команда "вперед" с ударением на первом слоге; для замедления аллюра произносят мягко о-о-о с ударением на первой букве; при переводе лошади в шаг - протяжное "шагом"; для остановки - протяжное олля с понижением голоса на втором слоге.

Перевод лошади в рысь производится командой "рысью" с ударением на первом слоге и протяжно на последнем; при подъеме в галоп тренер довольно резко произносит "галоп". Для подзыва лошади к тренеру команда "ко мне" произносится мягко, с ударением на втором слоге; при этом тренеру никоим образом не следует идти навстречу лошади, а, наоборот, заставить ее вплотную приблизиться к нему.

При обучении лошади командам тренер должен широко применять поощрение ее подкормкой, оглаживанием и ласковым голосом, произнося протяжно "браво".

Голосом следует пользоваться так же умело, как шенкелями и поводьями. Голос может действовать на лошадь подбадривающе, успокаивающе и настораживающе. Добродушный низкий голос успокаивает лошадь, звонкий и резкий - возбуждает ее. Опытный тренер зачастую даже не пользуется бичом, так как умеет заставить лошадь подчиняться ему с помощью корды:

Значение команд, передаваемых с помощью корды:

движение руки тренера с кордой вперед по направлению движения лошади побуждает ее прибавить ход, одновременно он подает одной рукой команду "вперед", в другой - заносит бич назад, как бы раздвигая руки [бич применяется лишь на первых уроках); легкое колебание кордой убавляет или останавливает ход лошади; если она не останавливается, то ее следует постепенно подвести в углу к стенке манежа, которая бы преградила ей дорогу; энергичное движение руки (с кордой) от себя снизу вверх заставляет лошадь расширить круг и взять больше повод; движение корды к себе уменьшит вольт и заставит ее двигаться передом более или менее внутрь вольта. Легкое вибрирующее движение корды вперед и вверх употребляется, когда лошадь сильно начинает ложиться на удила.

Изменить направление движения лошади при работе на корде, если она пристегнута за капцунг или за накордник, можно спокойным перемещением бича сзади наперед. Это заставляет лошадь повернуться головой внутрь, а затем пойти в обратном направлении. Во всех других случаях необходимо подозвать лошадь к себе, перестегнуть корду на другую сторону и заставить ее двигаться в обратном направлении.

Рука тренера (с кордой) должна находиться на высоте рта лошади и держать через слегка натянутую корду постоянный с ней контакт. Когда рука спущена вниз, корда провисает, и это будет не работа на корде, а просто гонка лошади. Не следует также сильно натягивать корду, так как лошадь при этом сбивается с аллюра, борется с силой, удерживающей ее, "выбрасывает" зад вне круга; все это мешает ей уравновеситься, двигаясь по кругу.

Бич применяют для управления и понуждения лошади двигаться вперед на корде. В зависимости от силы действия бич может служить как условным, так и безусловным раздражителем. Можно приучить лошадь реагировать на различные положения и движения бича, используя, как говорилось выше, большое внимание лошади к жестам человека.

Основные положения бича: на уровне седла или гурты-движение в заданном темпе; вперед (к голове лошади) - замедление движения вплоть до остановки; перемещение к заду лошади вызывает ускорение ее движения.

Корда, которая выглядит вообще столь безобидно, в руках неумелого новичка может стать опасным орудием. Приходится иногда видеть такую "работу", когда, не учитывая строения лошади (узкий ганаш, короткий затылок, плохая постановка головы), ей уже на первом уроке притягивают развязкой голову и шею. Бедное животное стоит тогда с отставленными вперед ногами, осадить не решается из-за страха перед угрожающим ей бичом. В отчаянии лошадь делает иногда свечку и при слабой пояснице и спабоуздости может опрокинуться. Понятно, что такие лошади уже до того, как сделают шаг на корде, оказываются испорченными.

Развязки. В большинстве случаев работа на корде сопровождается применением развязок (поводьев), эластичность которых обеспечивается резиновыми кольцами или вшитой резиновой ленты (тесьмы).

Жесткие, нерастягивающиеся, развязки вредно действуют на рот лошади, поэтому пользоваться ими не следует. Длина каждой развязки около 1 м, на одном ее конце имеется карабин для закрепления за кольцо гурты или за пряжку седла, на другом- продеваемый через кольцо трензеля или капцунга горт.

Применение развязок имеет цель приучить лошадь к послушанию, установить шею и голову, усовершенствовать аллюры, приучить ее держать повод, привести в известную степень равновесия.

Сначала следует "развязывать" лошадь слабо, чтобы не подавить стремления двигаться вперед. Укорачивать поводья (развязки) надо в зависимости от экстерьера и чувствительности рта лошади и по мере взятия ею повода. Надо помнить об опасности притупить чувствительность рта при коротком "развязывании".

Аллюр рабочая рысь. На протяжении всего урока тренер заставляет лошадь делать частые переходы в шаг и остановки, продолжать движение, подходить к тренеру и менять направление (что надо делать с участием помощника). Рекомендуется чаще подкармливать лошадь, оглаживать при подходах, поощрять ее ласковым голосом.

Четкого прибавления аллюра, чистоты переходов и остановок на первых порах требовать не надо. Все внимание лошади следует привлекать к командам тренера (голосом, кордой, бичом). Когда лошадь спокойно подходит к тренеру на зов, наступает благоприятный момент, чтобы погладить рукой, слегка дотронуться сложенным бичом до ее груди, плечей, спины, зада, после чего немедленно дать сахар, морковь. Лошадь должна "забыть", что бич- орудие наказания. Необходимо выработать у нее рефлекс, при котором бы она ждала после прикосновения кончика бича угощения.

Кратковременная и долгосрочная память лошади. Как видно из работы доктора биологических наук. А. А. Ласкова и сотрудников лаборатории тренинга ВНИИК, условно рефлекторные связи - основа двигательных навыков спортивных лошадей - образуются сначала в виде краткосрочной (оперативной) памяти, которая затем трансформируется в долгосрочную. Поэтому ученые рекомендуют вводить суточный интервал между выработкой у лошади новых форм трудных двигательных навыков и предъявлением к ним требований их многократного четкого воспроизведения. Это подтверждают и многочисленные факты из практики выездки лошадей. Вначале они выполняют какое-либо новое упражнение плохо, а затем - хорошо, охотно.

Усовершенствование движений, взятие повода. Работа на корде лишь основа для прохождения дальнейшего этапа, в течение которого следует достичь непринужденных движений лошади на разных аллюрах, сохранения ритмичного хода, более сильного отталкивания задних конечностей и вытягивания тела лошади при прибавлении аллюров, улучшения переходов как в пределах одного аллюра, так и из одного в другой, в также - со стойки к движению и с движения в стойку, усовершенствования взятия лошадью повода. При этом, как и на предыдущем этапе, в полной силе сохраняется принцип работы с частыми остановками, переменами направления и передышками.

Довольно широко применяемое у нас "вымахивание" лошади (на корде) до предела для выработки прибавленной рыси ведет к разболтанным неуравновешенным движениям. Надо помнить, что энергичная прибавленная рысь с длинным подвисанием и хорошо выраженным локомотивным действием зада является результатом систематической тренировки лошади на средней выразительной рыси через кавалетти (на корде).

В целях избежания монотонности в работе и усиления нагрузки на лошадь (интенсивной работы мускулатуры) следует всячески чередовать работу на корде на ровном месте с работой через кавалетти, особенно для лошадей, имеющих недостаточную выраженность аллюров и их неправильность.

Работа на развязках. На первых уроках на корде развязки обеспечивали естественное положение шеи, ибо только при возможности вытягивания (разгибания) шеи вперед и вниз молодая лошадь сама при соответствующем посыле будет искать повод. Длинные развязки не достигают цели, так как лошадь при всем желании не может упереться в трензель. Во время последующей работы длина развязок должна изменяться в зависимости от успехов лошади сокращаясь по мере приобретения ею способности, при достаточнойсогнутости задних ног, поддерживать четкий, эластичный и широкий ход. Но и при укорачивании развязок лошади должна быть обеспечена возможность вытягивания шеи вперед.

Наружная разязка, соответствующая большей дуге круга, должна быть несколько длиннее внутренней. В начале работы при разминке развязки должны быть отпущены подлиннее.

Если лошадь "ложится" на повод, ее следует тренировать шагом, часто делать остановки и "отыгрывать" (вибрировать) кордой; вводить в углы манежа. Лошадей, плохо берущих повод, лучше заставлять двигаться более продолжительными репризами энергичной средней рысью с короткими остановками, не давая им "сбросить" повод, и под бдительным посылом бича.

Если лошадь "ложится" не правый повод, рекомендуется несколько укоротить левый и направлять лошадь больше направо. Если лошадь "ложится" на левый повод, следует укорачивать правый повод.

При необходимости приподнять голову лошади полезно перекрестить развязки впереди холки (рис. 5 а), то есть правую пристегнуть к левому кольцу трензеля, а левую - к правому. Можно также применить так называемые поднимающие развязки. При этом концы их продевают сквозь кольца трензеля и укрепляют за полукольцо, вшитое в щечном ремне капцунга (рис. 5 б). Получается подобие блока. Аналогичное действие можно получить, надев на лошадь уздечку со скользящим трензелем, (рис. 5 в).

На лошадь, имеющую тенденцию задирать голову, надевают мартингал или эластичный шпрунт.

К галопу на корде следует приступить лишь тогда, когда лошадь станет абсолютно спокойной и послушной при движении на шагу и рыси.

Движение галопом. Перед подъемом в галоп следует слегка укоротить внутреннюю развязку. Первый подъем желательно требовать от лошади с левой ноги, учитывая естественное искривление тела ее влево. Тренер подает команду "галоп!" и легким движением корды как бы несколько втягивает лошадь внутрь круга и при необходимости посылает бичом. Вначале поднимать лошадь в галоп следует с рабочей рыси, дойдя в дальнейшем до подъема с шага и даже с остановки.

В упражнениях на галопе диаметр круга должен сначала составлять около 13 м, что обеспечит лошади свободное движение. По мере привыкания ее непринужденно двигаться по кругу надо постепенно уменьшать его, а затем вновь увеличивать. Такое движение лошади "по спирали" - прекрасное упражнение не только на галопе, но и рысью, развивающее у лошади гибкость и сбор.

Наиболее часто встречающаяся ошибка при галопе на корде - это переход лошади (при сокращении диаметра круга) с трехтактного галопа на четырехтактный. Обычная причина-форсирование тренировки. Следует предостеречь от преждевременной и длительной работы шагом при помощи корд и развязок, которая вообще очень трудна. Так как развязки и трензель все-таки "мертвое" средство управления и не могут в нужный момент следовать колебаниям тела лошади, подобно руке всадника, то при попытке движения шагом она будет склонна лечь на повод или стать "за поводом", что способствует выработке шага как аллюра с почти полным отсутствием инерции. При этом лошадь во многих случаях вертит головой и задом во все стороны, напрягает спину и затылок, утрачивая свободу шага,

Такт, темп, ритм. Спортивную лошадь с молодого возраста следует приучать к размеренным движениям в соответствующем каждому аллюру темпе и такту. Это много значит для всей ее спортивной "карьеры". Аллюры отличаются Друг от друга количеством тактов, то есть числом и характером последовательно повторяющихся опираний ног о землю. Скорость повторения тактов любого аллюра характеризует его темп, который определяет равномерность хода лошади на протяжении всего реприза. Например, вся программа езды выполнена лошадью в одном темпе. Шаг-четырехтактный аллюр, рысь - двухтактный, галоп - трехтактный, темп может быть ускоренный или медленный; равномерный или неравномерный; оживленный или вялый. Например, первую половину дистанции лошадь шла галопом в ускоренном темпе, пиаффе--в равномерном темпе, перемена ног отличалась вялым темпом.

Аллюры лошади можно рассматривать также по качеству. В одном случае она может двигаться короткими, частыми шагами, в другом длинными, но более медленными. С точки зрения физиологии состояние организма лошади будет лучше при втором режиме работы: не будет такого перевозбуждения нервной системы, как в первом случае, а затрата энергии на преодоление одинаковой дистанции уменьшится.

По наблюдениям заслуженного тренера Г. М. Анастасьева, спортивная лошадь в лучшем варианте (в манеже) должна делать в одну минуту на шагу 110-120 шагов, на рыси-145-150, на галопе-95-100, на пассаже и пиаффе -90-95. Вырабатывая у лошади равномерные, качественные движения, тренер использует сдерживающее и посылающее воздействие корды, голоса и бича. Очень эффективно при этом применять так называемый поводшнур [рис, 6). Когда лошадь идет спокойной рабочей рысью, набирая и отдавая повод-шнур, ее заставляют переходить в среднюю, сокращенную и прибавленную рысь, расширять и сокращать шаг.

Исправление дурноезжих лошадей, имеющих нежелательные порочные условные рефлексы. С лошадью, не дающей на себя садиться, следует сначала потренироваться на корде до легкого пота. Если она в момент посадки всадника пытается встать на дыбы, надо надеть на нее шпрунт (только на несколько уроков) и дополнительно поработать.

 

Г. РОГАЛЕВ



Прочитал сам, поделись с другом
Рис.1.
Рис.1.

Рис.2.
Рис.2.

Рис.3.
Рис.3.

Рис.4.
Рис.4.

Рис.5.
Рис.5.

Рис.6.
Рис.6.