Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Алексей Григорьевич Орлов

Одной из наиболее ярких личностей в истории русского коннозаводства является А. Г. Орлов, создавший знаменитую орловскую рысистую породу лошадей, так нужную государству для сельского хозяйства, армии, междугородних сообщений и городского транспорта.
О творческой деятельности Орлова можно сказать, что как гениальный скульптор создает нужные ему скульптуры или как талантливый художник пишет уникальные картины, так и он путем сложного воспроизводительного скрещивания лошадей арабской, датской и голландской пород создал орловского рысака.
Родился А. Г. Орлов в 1737 году. Отец его Григорий Иванович, генерал-майор, а после ухода в отставку новгородский губернатор.
Получив в доме отца своего воспитание, соответствующее тому времени, Орлов еще в молодые годы удивлял всех ловкостью и необычайной силой. Он гнул подковы, завивал узлами кочергу. О необыкновенной силе его говорит такой факт, Осматривая скульптуру «Петровская баталия», изготовленную на заводе М. В. Ломоносова из нескольких десятков тысяч разноцветных камней, имеющую значительный вес, Орлов обратил внимание Михаила Васильевича на то, что фигура Петра на коне не попадает под солнечные лучи, и что станок и скульптуру, укрепленную на нем, надо сдвинуть. На что Ломоносов ответил ему: «Легче солнце повернуть, чем станок». Но Орлов со второй попытки станок сдвинул, и фигура Петра попала под солнце. Изумленный Ломоносов зааплодировал. В действиях Орлов отличался решительностью, бесстрашием. Неукротимые буйные силы жили в этом необычайном человеке.
А. Г. Орлова мы особенно ценим как отечественного героя. Его имя прогремело по всему миру в русско-турецкую войну 1769—1774 гг. В течение 5 лет (1770—1774) он был командующим русским флотом в водах Эгейского моря. 26 июня 1770 года под его командованием при Чесме в ночном бою был разгромлен неприятельский турецкий флот. За эту победу Орлов был награжден высшим боевым отличием русской армии — орденом Георгия первой степени, и его стали именовать Орловым-Чесменским. Кроме того, в ознаменование Чесменского боя в честь Орлова была учреждена медаль с его портретом, соответствующей надписью на лицевой стороне и благодарственной надписью на оборотной стороне медали.
В 1775 году герой Чесмы навсегда ушел от военной службы и стал трудиться над созданием и совершенствованием рысистой и верховой пород лошадей. 30 лет потребовалось ему, чтобы получить четыре поколения лошадей. «Столь блистательные результаты были достигнуты им не случайно, а глубоко обдуманным планом и неукоснительным его выполнением»,—писал проф. П. А. Дубовицкий, ссылаясь при этом на другие конные заводы, в частности на завод Д. Н. Шереметьева, который за 40 лет коннозаводской деятельности (1780—1820) купил 70 жеребцов-производителей 9 пород, а А. Г. Орлов купил 41 жеребца тоже 9 пород. Однако Шереметьев не создал никакой новой породы лошадей.
Чтобы произвести от арабского жеребца Сметанки резвую, сильную и красивую упряжную лошадь, Орлов скрестил его с ширококостной длинной датской кобылой. От этого типа межпородного скрещивания в 1778 году получен Полкан I, обладающий силой и другими качествами родителей. Но Полкан I не удовлетворил полностью Орлова. Он не имел достаточной гармонии в экстерьере и кроме того не имел вполне свободных движений. Возникла потребность исправить эти недостатки, и Орлов скрещивает с Полканом кобыл голландской породы, отличавшихся именно теми достоинствами, которых не хватало Полкану I. От такого межпородного скрещивания в 1784 году родился Барс I, представляющий собой тот самый тип, к воспроизведению которого стремился Орлов. Барс I соединил в себе положительные наследственные качества трех пород: арабской, датской и голландской. Через своих сыновей и дочерей он оказал могучее влияние на породу, поэтому впоследствии он был назван родоначальником орловской рысистой породы.
О Барсе 1 В. И. Коптев писал, что «он был большого роста, соответствующие росту имел правильные все части тела, имел легкость, большую силу и бежал рысью отлично, резво». Но и он полностью еще не удовлетворил Орлова из-за несколько спущенного зада и грубоватой шеи. Поэтому для исправления недостатков, имевшихся у Барса, Орлов провел новые опыты. Для придания потомству большей сухости и породности он подбирает к Барсу 1 кобыл восточно-мекленбургского комплекса. Так были получены два самых знаменитых сына Барса I — Любезный I, 1794 г. и Лебедь I, 1804 г. От этих двух жеребцов происходит большинство мужских линий в породе. А. Г. Орлов спаривал Барса 1 и с выводными из Англии кобылами. Для этих целей, как убедительно показал В. О.Витт, использовали полукровных упряжных кобыл — родстеров. Такое скрещивание закрепляло рысистые качества и способствовало повышению выносливости и дистанционности потомства.
В основу заводской работы А. Г. Орлов положил правильные методы племенной работы как в отношении подбора пар для спаривания, так и отбора для дальнейшего разведения.
Отбор лучших племенных лошадей для дальнейшего использования осуществлялся на основе оценки по потомству в отношении производительности и безупречности в телосложении. Как правило, как бы ни резва была лошадь, но если она не удовлетворяла требованиям к экстерьеру, она в завод не допускалась, и наоборот, как бы хороша ни была лошадь экстерьером, она не допускалась в завод, если не проявляла требуемой резвости.
А. Г. Орлов при создании орловского рысака чисто эмпирически сумел нащупать и блестяще осуществить, может быть, впервые в мировой практике разведение лошадей по линиям. Использование этого метода разведения позволило создать генеалогически сложную, неоднородную структуру новой породы. Для закрепления ценных качеств нередко применялось родственное и даже близкородственное спаривание внутри отдельных линий. Последующее сочетание таких линий дало возможность получить большое количество хороших лошадей, таких как Барс II, Горностай IV, Кролик I, Летун 1, Любимец II (от сочетания линий Лебедя 1 и Любезного I), Лебедь IV (от сочетания линий Лебедя 1 и Кролика I).
Начало созданию линий положил А. Г. Орлов. Им были заложены несколько линий лучших сыновей Барса I. К ним относятся линии Похвального I, 1792 г. р., Барсика Большого, 1792 г. р., Любезного I, 1794 г. р., Доброго I, 1794 г. р.
Ученик А. Г. Орлова В. И. Шишкин не только продолжил работу с линиями, но и творчески развил и усовершенствовал этот метод. Он добился блестящих успехов в работе с линиями Любезного I и Лебедя I. Им созданы некоторые новые линии, в частности Полкана III (внука Лебедя 1).
Вопросам выращивания молодняка в Хреновском заводе придавалось исключительное значение. Молодняк получал высококачественое сено.
«Сено для жеребят держать самое лучшее с лугов, где растет дятлина (клевер) или другая какая мягкая трава. Такие места приказать за несколько времени до настоящего сенокоса выкосить, чтобы трава имела в себе полный свой сок, пока она не очень созрела, и дать хорошенько высохнуть, и, чтоб не слеглась, класть лучше не стогами, а в сарае. Такой корм для жеребят не только сытен, но и лекарство» (Труды Вольного Экономического Общества, 1767, т. VI, с. 51—52).
Кормление жеребят таким сеном вместе почти с 6-месячным пастбищным содержанием вело к формированию здоровых лошадей с хорошо развитым крепким костяком, правильными конечностями, к стимулированию развития и усиленному функционированию пищеварительного аппарата.
В общем комплексе мероприятий одним из важнейших является целеустремленный тренинг рысистых лошадей на резвость и выносливость и притом со строжайшей правильностью движений и с быстротой, проверяемой по секундомеру. Бег на короткие дистанции — 4 конца по 200 сажень (427 м) — обеспечивал стройность, правильность и изящество движений. Для развития выносливости рысаки шли дистанцию длиной в 18 км в экипажах (в дрожках летом, в санях зимой) переменным аллюром (шаг — рысь). «По приезде на двор своего московского дома А. Г. Орлов обходил каждую лошадь, внимательно осматривал ее бодрость или усталость, особенно тщательно прислушивался к дыханию. Повторяя неоднократно такие опыты, он безошибочно выводил заключение о способностях, силе и достоинстве лошадей и тогда из избранных сам назначал в производители» (В. И. Коптев. «Материалы для истории русского коннозаводства». 1887, с. 76). Выдержавшими испытания признавались те лошади, которые оканчивали пробег бодро и свежо, на правильном ходу, со свободным дыханием и без признаков утомления.
А. Г. Орлов создал правила езды на рысаках и научил этим правилам своих наездников, которые передали их своим ученикам. Так создавалась орловская школа езды на рысаках, а сам Орлов явился основоположником русской школы наездников.
Блестящий успех А. Г. Орлова во многом объясняется тем, что он привлек в качестве непосредственных помощников знающих и трудолюбивых умельцев. Самым любимым и талантливым учеником его был В. И. Шишкин. К числу лучших помощников принадлежали управляющий конным заводом Иван Никифорович Кабанов и ветеринарный врач И. П. Корчагин, работавший в заводе со дня его основания до 1826 года, т. е. в течение 47 лет (оба из крепостных крестьян). Консолидировать породу в полной мере А. Г. Орлов не успел. Эту работу в дальнейшем с большим успехом выполнил В. И. Шишкин.
Орловской рысистой породе лошадей более 200 лет, и слава ее за это продолжительное время не померкла. Она является национальной гордостью. По данным породного учета, на 1 января 1980 года насчитывалось 552 тыс. лошадей этой породы. Орловский рысак наряду с русским рысаком остается основным улучшателем в массовом коневодстве. По утверждению проф. П. Н. Кулешова, орловский рысак на улучшение коневодства оказал больше влияния, чем все другие породы вместе взятые.
Главные задачи в работе с орловским рысаком, на мой взгляд, заключается в следующем: во-первых, сохранить уникальный тип породы (крепость конституции, калибр, гармоничность сложения, нарядный экстерьер), во-вторых, повысить резвость, залогом чего служит рекорд Пиона 2.00,1 и резвость его многочисленных потомков. Орловскую породу необходимо сохранить.
Кроме орловской рысистой породы А. Г. Орлов создал орловскую верховую лошадь, которая, по выражению В. О. Витта, отвечала в полной мере социальному заказу эпохи и сразу встретила полное признание и широкое распространение.
Умер А. Г. Орлов 6 января 1809 года (24 декабря 1808 года по старому стилю) на 72 году жизни.

П. БАРЫШНИКОВ

Прочитал сам, поделись с другом
Алексей Григорьевич Орлов
Алексей Григорьевич Орлов