Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Каприлли. (Основоположники современной верховой езды)

К концу XIX века классическая выездка переживала серьезный кризис. Против нее выступали, с одной стороны, авторитеты типа Бошэ и Филлиса, с другой — кавалеристы, которые искали более рациональные методы управления лошадью.
Классическая выездка не отвечала требованиям прогулочной, полевой, походной и прыжковой практики. Все попытки выработать более простой и экономный стиль верховой езды оказывались слишком скромными или неудачными, пока не совершил в ней коренной переворот капитан итальянской армии Федерико Каприлли. Каприлли родился в 1868 году в Легхорне в богатой семье, в 20 лет был уже широко известен как блестящий кавалер в высшем обществе и как феноменально талантливый всадник. В 26 лет он стал инструктором кавалерийской школы в Пинероло, где ввел принципиально новый метод, который вскоре был официально признан во всей итальянской армии. Каприлли находился на вершине славы, его занятия посещали главы государств и крупные военачальники, когда в декабре 1907 года он внезапно умер в возрасте 39 лет. Причину смерти до сих пор истолковывают поразному. Противники итальянской школы, а также любители романтики предпочитают версию несчастного падения на прыжке. «Каприллисты» в Италии и в Америке придерживаются предположения об инсульте или инфаркте в седле. Известно только, что он отправился один на верховую прогулку и был найден уже мертвым.
Свою систему Каприлли выработал и доказал главным образом на практике. Написал он только одну маленькую статью, опубликованную в 1901 году. Зато в историю вошло его выступление на международных соревнованиях в Турине в 1902 году. Участвовали в них 200 офицеров из разных стран. Прыжки в высоту закончились победой французского офицера, взявшего высоту 180 см.Тогда вне конкурса выступил Каприлли на лошади Мелопо и легко преодолел высоту 208 см.
В быстром успехе Каприлли немаловажную роль сыграла хорошая организация итальянских кавалерийских школ Пинероло и Тор ди Квинтор. При поступлении в Пинероло проверялись физические предпосылки «абитуриентов»: пропорциональность телосложения, зрение, даже строение ног.
Занятия в школе длились с 6 ч утра до 19 ч вечера с перерывом. Для практической езды каждый курсант имел пять лошадей, на которых ежедневно ездил: одна лошадь была личной, одну лошадь школа давала для манежной езды, другую — для полевой, а также скаковую и строевую армейскую лошадей.
Лошадей в Пинероло постоянно было 555, из них 105 чистокровных верховых, 200 итальянского происхождения и 250 ирландских гунтеров. Из этого числа каждый год в армию передавали 200—250 лошадей и такое же количество докупали молодых.
Одним из основных принципов учения Каприлли является предоставление лошади свободы регулирования. собственного равновесия. По-иному можно сказать, что раньше старались лошадь сделать для человека удобнее, и только Каприлли понял необходимость «сделать человека удобнее для лошади», чтобы полнее выявлять ее способности. Каприлли сознательно и теоретически обоснованно заявил: «Мы должны оставить лошадь такой, какой природа ее создала, и не изменять ее равновесия или положения головы».
К этому он шел трудным путем экспериментов. Уже в начале своей деятельности он понял, что лошади легче преодолеть препятствие или подъем, если корпус всадника передвигается вперед и спина лошади ocвобождается. Позже он обращал внимание на то, как важно освобождать шею лошади.
Лично преодолевая внушительные препятствия в поисках лучшей посадки и повода, Каприлли так тяжело падал, что в 1900 году просил даже 6-месячный отпуск для своего лечения и был на грани ухода из кавалерии. Но он "был уверен в своей правоте и писал: «Это недоразумение думать, будто вы поддерживаете лошадь, если возьмете поводья сильнее к себе. Я падал 400 раз и 400 раз устанавливал, что мои руки никогда не смогут предотвращать падение, но могут его спровоцировать, так как мешают естественным движениям лошади».
Популяризаторы итальянской школы обычно описывают эту систему как совокупность трех компонентов:
облегченной посадки, облегченного управления и облегченной подготовки.
Облегченная посадка называется часто «итальянской посадкой», но первое название лучше передает суть дела. Каприлли учил, что главная забота всадника — совмещать свой центр тяжести с центром тяжести лошади, а до него все старались в любых условиях делать наоборот. Ранее собирали лошадь, чтобы центр ее тяжести перемещался назад, под центр тяжести всадника, чтобы лошадь училась ходить в таком равновесии, которое нужно, чтобы нести всадника.
Каприлли требовал перемещения центра тяжести всадника вперед, туда, где помещается центр тяжести лошади при ее естественном равновесии. Чтобы лошади было в таком равновесии удобно нести всадника, нельзя было ни обременять её спину, ни мешать свободному растягиванию шеи. Важно, чтобы при любом ускорении (особенно при отталкивании на прыжок) центр тяжести всадника находился бы впереди центра тяжести лошади.
Указанным целям соответствовала посадка на укороченных стременах с упором на колени, седалище не должно было касаться седла, а корпус подан немножко вперед.
Каприлли особо подчеркивал некоторые детали положения ног: наружный край подошвы — выше внутреннего, который притом еще опускается к внутреннему краю стремени; носки заметно вывернуты (по классическим правилам параллельны бокам лошади); главным упором всадника являются колени, которые должны быть, как «прибиты» к седлу; никогда нельзя сильно обхватывать лошадь икрами.
Облегченное управление, по Каприлли, направлено на равномерную скорость и ритм движения, на спокойствие и доверие лошади. Для этого уменьшены требования к крайней точности и моментальному реагированию на средства управления. Совсем отброшены мундштуки, острые шпоры, трензель часто утолщен. Основное правило работы повода: "Лошадь никогда не тянет, если ты не тянешь". Повод прежде всего считали средством чувствовать равновесие лошади. Собрать лошадь поводом и шенкелем — значит испортить ее, считали «каприллисты» и признавали только «естественный сбор», который развивается движением по местности, переходами с одного аллюра на другой и другими простыми упражнениями.
Главной целью Каприлли было сохранить лошадей от неумелой и насильственной выездки, которую он считал причиной быстрого изнашивания армейских лошадей.
Облегченное обучение лошади — это «антидрессура». Всадник должен не столько обучать лошадь, сколько создавать для нее такие условия, в которых она сама должна найти правильное равновесие. Для этой цели служат проездки по сильно пересеченной местности.
В итальянских кавалерийских школах построили также разнообразные банкеты, «стены». В Пинероло офицером Уберталли были изобретены кавалетти — основной прием выездки по итальянской системе. Всадник должен усилить внимание, четкость ритма, обеспечить сохранение равновесия при усиленных толчках задних ног лошади, а главное — помогать выездить лошадь при вытянутой шее без сильного сбора.
Очень большое внимание уделялось принципу последовательного повышения требований от легкого к трудному. Естественно, что очень много вначале тренировали лошадь без всадника, на корде, особенно на прыжках. Управление лошадью голосом должно было заменить бич.
Обучение прыжкам было особенно нацелено на воспитание самостоятельности лошади. Чем выше прыжки, тем больше пассивности требовалось от всадника. «Сохрани желание лошади идти вперед, держи свой центр тяжести над ее центром тяжести и доверь все остальное самой лошади», — учил Каприлли.
Но «свободное воспитание», которое тогда было модно и в педагогике, не должно вести к самоволию лошади. Всадник всегда дает лошади задание, что делать, но разрешает ей самой найти правильное решение, и Каприлли очень заботился о том, чтобы доказать, что его лошади управляемы не хуже, чем лошади классической выездки.

Р. КОЛЛОМ

Прочитал сам, поделись с другом
Каприлли на прыжке
Каприлли на прыжке