Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















О подготовке к соревнованиям по выездке

Современные требования, предъявляемые к лошади на конноспортивных соревнованиях, настолько разнообразны и сложны, что они могут быть выполнены лишь тогда, когда лошадь вполне подчинена воле всадника, послушно выполняет любое упражнение, смело преодолевает препятствия, выдерживает значительную скоростную нагрузку в полевых испытаниях. Все эти качества приобретаются ею в процессе выездки (тренировки), в основе которой лежит выработка у лошади необходимых условных рефлексов.
Выездка лошади сводится к образованию у нее определенных двигательных навыков, главным образом простых и сложных элементов езды, в ответ на тот или иной раздражитель. Лошадь обладает высокоразвитыми анализаторами (кожный, вкусовой, слуховой, зрительный), наличие которых позволяет довольно быстро выработать у нее необходимые условнорефлекторные связи, обеспечивающие выполнение ею того или иного упражнения при воздействии всадника. С целью выработки указанных выше качеств все лошади, предназначенные для использования в конном спорте, должны быть хорошо выезжены.
В процессе первоначальной выездки лошадь развивается и воспитывается, выявляются ее способности и задатки, определяется ее дальнейшее направление. Следовательно, выездка практически становится первым периодом а общей подготовке спортивной лошади. Являясь основой подготовки лошади ко всем «идам конного спорта, выездка как соревнование по манежной езде достигает своего высшего развития в специальных призах, вплоть до Большого приза, включенного в программу Олимпийских игр.
Следует отметить, что до 1952 года в нашей стране в соревнованиях по выездке культивировались такие искусственные элементы, как школьный шаг, школьная рысь, галоп на трех ногах и т. д.(в настоящее время эти упражнения включаются лишь в программу номеров конного цирка.) и мало обращалось внимания на совершенствование естественных движений лошади (строевая езда). В связи с этим на XV Олимпийских играх а Хельсинки наши всадники не сумели выполнить требования Международной федерации по конному спорту.
Развитие искусственных аллюров требовало резкого перемещения центра тяжести ближе к задним конечностям, что осуществлялось подниманием головы и шеи лошади. Высокое положение головы и шеи понижает тонус разгибателей мускулатуры конечностей, изменяет равновесие лошади, что влечет за собой высокий эффективный ход. Низкое положение головы и шеи обеспечивает высокий тонус разгибателей задних конечностей, а вместе с тем и производительность движений, что проявляется, в частности, в низкой широкой рыси.
Скелетная мускулатура у лошади, даже во время относительного покоя, находится в состоянии некоторого напряжения или мышечного тонуса. При этом отмечается определенное положение туловища лошади в пространстве. В процессе выполнения лошадью различных упражнений возникает нарушение нормального положения тела в пространстве в связи с перемещением центра тяжести. В этих случаях изменение положения головы и шеи вызывает возникновение так называемых тонических рефлексов, воздействие которых ведет к перераспределению тонуса мышц конечностей туловища, обеспечивающее устойчивое равновесие лошади.
От перемещения центра тяжести и рефлекторного тонуса мышц конечностей зависит равновесие лошади и четкость выполнения ею того или иного упражнения.
Посадка всадника и применяемые им средства и методы управления имеют решающее значение в создании оптимальных условий (равновесие и тонус мускулатуры) для проявления двигательной деятельности лошади.
У лошади наблюдается три вида равновесия: «на переду», «на заду» и среднее.
Равновесие «не переду»: у лошади вытянуты вперед шея и голова и большая часть веса распределяется на передние конечности. Вытягивание шеи и головы вперед и некоторое опускание их вызывает увеличение тонуса разгибателей задних конечностей, что ведет к усилению толчке и повышению производительности движения.
При этом все аллюры очень энергичны (например, прибавленная рысь, прибавленный галоп).
Равновесие «на заду»: это равновесие заключается в перенесении центра тяжести лошади ближе к задним конечностям, что достигается благодаря высокому положению головы и шеи. Поднимание головы и шеи в значительной мере вызывает увеличение тонуса разгибателей передних конечностей, что имеет решающее значение при выполнении таких элементов, как школьный шаг, школьная рысь, галоп на трех ногах.
Равновесие среднее: это равновесие зависит от среднего постава шеи и близкого к отвесу положения головы. При среднем равновесии и умеренном тонусе двигательной мускулатуры лошадь способна выполнять почти все движения правильно и с достаточным импульсом.
Основными положениями, способствующими успеху при выездке, следует считать умелое обращение с лошадью, последовательность и систематичность в работе.
Тренеру, начинающему работу с молодыми лошадьми, прежде всего необходимо ознакомиться с экстерьерными особенностями лошадей, изучить их нрав и характерные особенности в поведении, определить качество движения на шаге, рыси и галопе. Очень важно также знать типологические особенности высшей нервной деятельности лошади, что значительно облегчит работу в формировании и становлении двигательных навыков и соответствующего динамического стереотипа.
В нашей стране в соревнованиях по выездке разыгрываются Малый, Средние №№ 1 и 2 и Большой призы.
После полутора-двух лет тренировки лошадь может быть отлично подготовлена к Малому призу. Участие в Средних и Больших призах является логическим завершением дальнейшего совершенствования лошади и всадника. Подготовка к этим серьезным соревнованиям не может быть ограничена временем, а зависит от индивидуальных особенностей лошади, опыта и талантливости всадника. При этом основное внимание должно уделяться развитию естественных движений и правильному положению лошади в пространстве, формированию необходимых условных рефлексов и двигательных навыков, лежащих в основе сложных упражнений и элементов выездки.
Указанный выше срок (полтора-два года) подготовки к Малому призу, в котором превалируют упражнения «строевой езды», имеет определенное физиологическое обоснование. Это время необходимо для выработки и закрепления не только новых двигательных навыков (прибавленные и сокращенные аллюры, остановки, осаживания и т. д.), но и определенного динамического стереотипа, связанного с воздействием средств управления и обуславливающего в дальнейшем выполнение сложных двигательных актов, как пассаж, пиаффе, менка ног, пируэты.
Не заостряя внимания на характеристике аллюров и элементов выездки, на методах и приемах выработки и совершенствования их у молодой лошади, что частично уже освещалось на страницах журнала, остановимся на вопросах непосредственной подготовки выезженной лошади к выступлению на Большой приз.
Прежде всего о планировании подготовки. Годовой тренировочный цикл делится на следующие периоды.
Подготовительный период — ноябрь — апрель. Основная задача этого периода — отработка всех упражнений манежной езды. Большое внимание уделяется тренировке лошади на прямых и боковых сгибаниях, выработке спокойного и правильного движения на всех аллюрах, отработке остановок, осаживания, движения с места, перехода из одного аллюра в другой. Особое место занимает работа над сложными элементами выездки — пируэты, пассаж, пиаффе и менка ног.
Основной период — май — сентябрь.
В начале этого периода совершенствуется программа манежной езды согласно схеме. Отрабатываются элементы езды и точность исполнения упражнений. Проводятся контрольные проверки с судейской оценкой. В период участия в соревнованиях продолжается совершенствование упражнений манежной езды,
Переходный период — октябрь.
В этот период лошади предоставляется активный отдых. Ежедневно проводится работа на шагу и на рыси общей продолжительностью 1—1,5 часа.
При подготовке к выступлению в Большом призе можно рекомендовать следующий недельный цикл.

ПРИМЕРНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ.

Понедельник — Общий тренинг и развитие аллюров. Езда на уздечке. Проминка на шагу, рыси и галопе, езда с переменой направления—20 мин. Работа на прямые сгибания, заезды, вольты — 10 мин. Отработка боковых движений, переходы из аллюра в аллюр, стойка, осаживание — 20— 25 мин. Отработка пируэтов на шагу, менка ног в 4 и 3 темпа — 20— 25 мин. Шаг — собранный, прибавленный, средний — 20—25 мин.

Вторник — Проминка под всадником на всех аллюрах — 20 мин. Работа на прямые и боковые сгибания, заезды, вольты — 15 мин. Отработка смены ног через 2 и 1 темп, пируэтов на галопе, пассажа и пиаффе — 30 мин. Отработка прибавленных аллюров — 15 мин. Свободный шаг — 20.

Среда — Проминка под всадни ком — 20 мин. Отра ботка прибавленных, обыкновенных и сокра щенных аллюров и пере ходы из одного аллюра в другой — 25— 30 мин. Отработка менки ног, пассажа, пиаффе — 25 мин. Свободный шаг — 20 мин.

Четверг — Общий тренинг и разви тие аллюров. Езда на уздечке. . Проминка на шагу, рыси и галопе, езда с переменой нап равления — 20 мин. Работа на прямые сги- бания, заезды,вольты — 10 мин. Отработка боко вых движений, переходы из аллюра в аллюр, стойка, осаживание — 20—25 мин. Отработка пируэтов на шагу, менка ног в 4 и 3 темпа — 20—25 мин. Шаг — соб ранный, прибавленный, средний — 20—25 мин.

Пятница — Отработка и совер шенствование элементов высшей школы. Связка езды по схеме — 2ч.

Суббота — Совершенствование эле ментов высшей школы и езда согласно программ схемы — 2ч.

В конце подготовительного и в основном периодах один раз в неделю, как правило, в субботу необходимо проводить езду по схеме на оценку.
На всех занятиях следует по 10—15 мин уделять работе в руках. Необходимо отметить, что большинство сложных элементов выездки выполняются лошадью при задержке дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к эмфиземе легких. Поэтому выполнение таких эле—ментов, как пассаж, пиаффе, менку ног, не должно превышать 1—1,5 мин. с последующим освобождением повода и свободным движением шагом или рысью 2—3 мин.
При выездке лошади могут встретиться всевозможные трудности, обусловленные экстерьером, темпераментом, индивидуальными особенностями ее нервной системы, а также вызванные погрешностями применяемых методов и приемов в развитии и совершенствовании сложнейших двигательных навыков.
При выполнении схемы езды часто имеют место ошибки, которые ведут к снижению оценочного балла. Поэтому при подготовке лошади необходимо следить на только за правильным исполнением определенного упражнения, но и всего комплекса комбинации Их, за импульсом движения, применением средств управления, посадкой и т. д.
Часто во время выполнения упражнений на сокращенных аллюрах лошадь от сильного воздействия мундштука и недостаточного действия шенкелями может сильно наклонять голову, убирая нос к груди, и идти вперед лбом, так называемое положение «за поводом».
В этом случае необходимо ослабить мундштучные поводья и сильным нажимом шенкелей и даже шпорой энергично выслать лошадь вперед, сдерживая ее лишь трензелем, что восстановит положение ее головы. Если же лошадь поднимает голову и вытягивает ее вперед (положение «через повод»), то следует сильнее воздействовать мундштуком при неослабном давлении шенкелями. Для исправления этой ошибки следует увеличить объем работы в руках на шагу и на рыси.
К ошибкам относятся недостаточная собранность на сокращенных аллюрах, малый захват пространства на прибавленных аллюрах, движение с обратным поставом головы, неправильный и нечеткий переход из аллюра в аллюр.
На пассаже и пиаффе часто наблюдается положение, при котором лошадь правильно выполняет это упражнение передними конечностями, а задние сильно сгибает в скакательных суставах, как бы «садится». Эта ошибка является результатом сильного набора трензельных поводьев и недостаточно-то действия шенкелей. Для ликвидации этой ошибки необходимо несколько ослабить трензельные поводья, усилить действие мундштука и шенкелей, выслав лошадь вперед.
Иногда лошадь, наоборот, выполняет это упражнение с отставленными задними или, реже, передними конечностями, то есть в растянутом положении. Всадник в этом случае должен сильнее действовать шенкелями при определенной выдержке трензельных поводьев.
Особенно следует следить за плавностью и ритмичностью движений, за проявлением достаточного импульса и темпераментности движения.
Любую ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, ибо она может закрепиться, и тогда задача неизмеримо затрудняется. Во время тренировочного занятия все элементы и упражнения выездки должны выполняться под наблюдением тренера, который в необходимых Случаях помогает спортсмену исправить возникающие ошибки.
Послесловие:
За прошедшие 20 лет получены научные данные о важной роли теории функциональных систем в совершенствовании тренировочного процесса лошадей, в том числе по выездке.
Движение лошади является функцией всего ее организма, и в каждом двигательном акте принимают организованное участие сотни ее мышц и сухожилий. При этом сокращение или расслабление каждой отдельной мышцы диктуется центральной нервной системой лошади в соответствии с общим биомеханическим рисунком движения. Выполнение каждого локального двигательного акта зависит от общего характера движения лошади тем или иным аллюром, от ее позы в конкретный момент времени и, следовательно, органически связано с перемещением центра тяжести.
Движение разными аллюрами обеспечивается определенной энергией, во многом зависящей от деятельности кислородтранспортных систем. Поэтому центральная нервная система лошади стремится объединить в единое целое двигательные акты, дыхание и работу сердца. При этом одной из основных особенностей дыхательного центра, диффузно распространенного по всей центральной нервной системе, являются его многочисленные теснейшие связи с двигательными центрами и симпатической нервной системой, регулирующей сердечную деятельность. Иррадиация ритмических импульсов из дыхательного центра навязывает свой ритм деятельности двигательной функции и работе сердца. Установление соотношения ритмов сердечных сокращений с ритмом дыхательных и двигательных циклов позволяет с новых позиций рассматривать влияние мышечной работы не функциональное состояние организма лошади.
Синхронность ритмов дыхания и движения на рыси, на галопе и в таких сложно-специализированных упражнениях, как пассаж и пиаффе, обеспечивается взаимодействием разных структур дыхательного и двигательного центров. Нервно-рефлекторные механизмы синхронности дыхания и движения на одном аллюре не могут функционировать на другом в силу совершенно иного характера движений. Поэтому большое значение имеют условно-рефлекторные навыки перехода с одного аллюра на другой. При движении галопом у всех лошадей, как правило, быстро устанавливается ритмичное дыхание, синхронное с ритмом движения. Перемена ноги на галопе, хотя и вызывает дополнительную трудность для организации сочетаемости дыхательных ^ двигательных циклов, однако у многих лошадей она продолжает сохраняться. При правильной работе с лошадью у нее четко функционирует дыхательная и сердечная деятельность даже на таких сложных аллюрах, как пассаж и пиаффе.
Деятельность функциональной системы дыхания и движения может быть нарушена действием сильных внешних раздражителей. При этом ритмика движений нарушается в основном в сторону учащения, а в ритмике дыхания наблюдаются длительные паузы.
Каждое воздействие на лошадь поводом, шенкелем физиологически различно, так как ведет к возбуждению не только тактильных, но и болевых раздражителей.
Выдающиеся мастера выездки добиваются четкого послушания лошади за счет того, что их несильные, но точные воздействия опираются на систему заранее отработанных полезных условно-рефлекторных связей. Чтобы включить действие этих связей и вызвать со стороны лошади нужную ответную реакцию, им достаточно послать легкий тактильный сигнал. Болевые же раздражители нервно-рефлекторным путем мгновенно включают общие пусковые механизмы защитно-приспособительных реакций и таким образом затрагивают весь организм лошади, в основном выражаясь в нарушениях движений. Таким образом, в выездке решающим фактором является взаимосогласованность всех функций, от которой зависит результативность выступлений на соревнованиях.

Г.АНАСТАСЬЕВ, А.ЛАСКОВ

Прочитал сам, поделись с другом