Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Амазонки

Амазонками древние греки называли воинственный народ, который основал свое государство на реке Фермодонт в Малой Азии, а затем, совершая успешные походы на юг и на север, подчинил себе сирийские и фракийские земли. Три особенности отличали амазонок от покоренных ими соседей: у них было оружие, изготовленное из железа, единственная в этой части света боевая конница и, наконец, самое удивительное — не только войско, но и все государство целиком состояло из женщин. Последнее обстоятельство нисколько не препятствовало военным успехам. Амазонки ловко владели мечом, великолепно стреляли из лука, метали копье. На конях они легко настигали любого противника, сами оставаясь недосягаемыми.
Доступ мужчинам в столицу амазонского государства Фемискиру был строжайше запрещен. Для того чтобы получить потомство, амазонки раз в год, весной, в специально раскинутых походных лагерях ненадолго сходились с мужчинами из соседних племен. Юная амазонка получала право стать матерью, только истребив не менее трех врагов. Родившихся мальчиков, по одним сведениям, отдавали отцам, по другим — убивали. Девочек оставляли у себя и растили из них воинов. Еще в младенчестве им специальным инструментом выжигали правую грудь, чтобы она в дальнейшем не мешала стрелять из лука и действовать мечом.
Рассказы об амазонках дошли до нас из той головокружительной древности, где совершал свои подвиги богоподобный Геракл, кипела богатая чудесами долгая Троянская война и по бурному морю плыли за золотым руном аргонавты. Зернышки реальных событий и обстоятельств, послуживших поводом для той или иной легенды, с трудом вылущиваются теперь из причудливой мифологической скорлупы.
Военный авторитет амазонок был чрезвычайно высок. Сам Геракл сражался с амазонками и, разумеется, победил — на то он и Геракл, сын бога. Но эта победа зачлась герою как один из двенадцати его великих подвигов. Другой мифологический персонаж, непобедимый Ахилл, сразив после жестокого поединка под стенами Трои царицу амазонок Пентесилею, только тут как следует разглядев своего противника, был поражен ее красотой и горько раскаивался в содеянном.
По одной из легенд, греки, разбив амазонок на реке Фермодонт, погрузили пленниц на три корабля и отплыли на родину. В пути непокорные амазонки взбунтовались, захватили корабли и направили их в Меотиду (Азовское море). Там они заключили союз со скифами и положили начало новому амазонскому царству, а затем проникли и на Кавказ. Меотийские амазонки разводили скот, но главным образом лошадей. К своему обычному вооружению они добавили аркан, которым могли на полном скаку вырвать из седла любого противника.
Известно про амазонок, живших на некоторых островах Средиземного моря. Войной они не занимались, лошадей не разводили, и собственно «амазонского» в них было только то, что жили они отдельно от мужчин своего племени. Главное царство амазонок по-прежнему процветало в Малой Азии.
Рассказывают, что во время одного из походов Александра Македонского К нему явилась царица Фалестра, имевшая армию в 120 тыс. конных амазонок, и предложила великому завоевателю военный союз, сказав при этом: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына (а если родится дочь — забрать ее себе), потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неизвестно, принял ли Александр Великий это предложение, но против амазонок он точно не воевал.
Сохранилось достаточно памятников античного искусства — скульптуры, рельефы, вазы — с изображением амазонок. Это прекрасные женщины, с хорошо развитой мускулатурой, без малейших намеков на одногрудость. То ли греческие художники не решались погрешить против законов гармонии, то ли уже тогда не считали эту мифологическую подробность достаточно достоверной. Между тем некоторые ученые нового времени пытались доказывать, что название «амазонка» происходит от греческого слова, означающего «безгрудие». Русский поэт XVIII века Василий Тредиаковский уверял, будто слово «амазонки» древнеславянского происхождения, и звучало оно как «омужёнки», то есть омуженные (мужеподобные) жёнки... Чего только не придет в голову, когда истина скрыта преградой в более чем двадцать веков.
Советский академик Н. Я. Марр, крупный специалист в области древних языков, пришел к выводу, что «амазонка» означает «женская конница». Интересно, что многие имена легендарных амазонок — Ипполита, Меланиппа, Алкиппа и т. д. — содержат в себе греческий корень «гиппос» — конь.
Когда на рубеже нашей эры амазонки попали на страницы географических трудов, ни в Малой Азии, ни на Меотийском берегу их уже определенно не существовало. Более того, ни один из авторов землеописаний, в которых упоминаются амазонки, не встречал их и в других местах, довольствуясь только тем, что знал о них с чужих слов: жили либо «когда-то давно», либо «где-то далеко».
В средние века, а затем в эпоху великих географических открытий появилось множество «сведений» о женских государствах и армиях. У прибалтийских амазонок дети рождались после того, как женщины, наглотавшись морской воды, стояли на южном ветру. Где-то, в полумесяце пути из Самарканда в Китай, находилось царство, в котором мужской пол вообще отсутствовал не только среди людей, но и среди животных: в стадах паслись только козы, коровы, кобылицы и т. д. В бассейне Куры амазонки изощрились до такой степени, что силой заставляли мужчин воевать вместо себя...
Ничего более простого и убедительного, чем греческие предания об амазонках, так и не возникло. Может быть, потому, что в основе их действительно лежала истина?..
С особенным рвением путешественники пытались найти амазонок в новооткрытой Америке. Памятником этих безрезультатных поисков осталось название реки — Амазонка.
Где только не искали амазонок историки всех веков и народов, а вот в Африку никому не пришло в голову «заглянуть». Недавно появились сведения, которые добыли путешественники, о том, что на юге Бенина, а бывшем абомейском государстве, существовали африканские амазонки — так европейские путешественники прозвали женщин, составляющих личную охрану абомейских королей. Бесстрашные, беспощадные искусные всадницы, одинаково хорошо владеющие как холодным, так и огнестрельным оружием, они наводили ужас на врага, и не раз их конный натиск решал исход, казалось, уже проигранных сражений. Историки считают, что «амазонок» при абомейском короле всегда было 6000. На период военной службы они давали обет безбрачия. Вот как описывал этих женщин-солдат один из французских морских офицеров, побывавших в Абомее в 1860 году: «По правую руку короля стояли 600 всадниц из его личной охраны, которые, спешившись, шли за ним в покои и потом неподвижно сидели на коврах, скрестив ноги по-турецки. Позади них, одетые в коричневые ткани, с длинными карабинами в руках располагались ряды охотниц на слонов. За троном стояла командующая женской охраной. На поясе у нее было привязано несколько конских хвостов — знак ее звания. В отличие от других амазонок она обладала богатым оружием и множеством амулетов. Одежда африканских амазонок состояла из простых шаровар и туник.»
Случилось так, что амазонками стали называть себя всадницы-аристократки, красовавшиеся на специальных женских седлах, одетые в платья особого покроя, которые также получили название «амазонка». Все это не имело ни малейшего отношения к античным амазонкам, у которых не было не только платьев, но и седел, ни мужских, ни женских — вообще никаких.
На протяжении нескольких столетий «амазонская» тема продолжала будоражить умы, вызывать горячие споры и обсуждения. Ее подхватили художники и поэты романтического направления. Не без ее влияния надела гусарский мундир героиня 1812 года Надежда Дурова.
Ну, а что же все-таки древние амазонки — были они на самом деле или это только один из снов, приснившихся человечеству в давнюю пору его сравнительно безмятежного детства?..
Давайте обратим наше внимание на Северный Кавказ — один из наиболее определенных адресов обитания амазонок. О кабардинских амазонках писал еще до начала нашей эры греческий историк и географ Страбон. Здесь и поныне нередко встретишь названия отдельных гор «кыз-кала» — девичья крепость. В XVII веке в одном из монастырей европейским путешественникам показывали женские доспехи, принадлежавшие, как пояснили, убитой в бою амазонке. Судя по этим доспехам, никакого выжигания груди у кавказских амазонок не практиковалось. Самих амазонок ни купцы, ни путешественники, побывавшие там, не видели, но их поражало то, что черкесские женщины, подобно мужчинам, хорошо ездят верхом, охотятся, стреляют из лука. В XVIII веке считалось, что амазонки еще живут высоко в горах, но уже не воюют, а занимаются только охотой. Интересно, что черкесские обычаи издавна предписывают женщинам и мужчинам жить и воспитываться в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, чтобы не нарушать порядок, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Что это, как не пережитки амазонских традиций?
Многие ученые считают амазонство особым историческим этапом. Нет ничего удивительного в том, что в эпоху групповых браков женщина, ухаживавшая за скотом и оберегавшая семью, села на коня и взяла в руки оружие. «Амазонские царства» были, повидимому, попыткой женщин вернуть себе права, утраченные с распадом матриархата.
Участие женщин в битвах наравне с мужчинами оставило след в преданиях многих народов. Это богатырши-поленицы русских былин, женщины-нарты кавказского эпоса, скьялдмор — девы со щитом скандинавских сказаний.
Женщины доказали, что могут побеждать врагов на поле битвы, но победить природу, создавшую ее для роли матери, доброй хранительницы очага, они не смогли. Амазонки исчезли, преображенные памятью человечества в прекрасный символ героической женственности.

С. ШАБУЦКИЙ


Прочитал сам, поделись с другом