Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Лошадь в упряжке

Рабочая лошадь необходима владельцу для обработки огорода и сада, перевозки с них урожая, кормов, подвоза топлива и выполнения других сельскохозяйственных и транспортных работ. Владелец лошади использует ее на своем подворье в упряжке, под вьюками, а иногда под седлом. Но в любом случае необходимо помнить, что лошадь только тогда оправдает расходы на себя и будет приносить пользы владельцу, если она правильно содержится, обеспечена хорошим уходом, своевременно накормлена, напоена и вполне здорова. Немаловажное значение имеет также наличие в хозяйстве исправного конского снаряжения, повозки, саней и других видов обоза.
Основным видом использования лошади на подворье является работа а упряжке. Ее величину принято определять двумя показателями: силой тяги и пройденным расстоянием. Чем большую силу тяги способна проявить лошадь, тем она сильнее. Максимальная сила тяги лошади, как правило, прямо пропорциональна ее живой массе. Сила тяги зависит также от индивидуальных особенностей и тренированности животного, качества дороги, добротности упряжи и др. Экспериментальными данными ученых ВНИИ коневодства установлено, что нормальная сила тяги лошади при работе шагом в течение всего дня составляет 13—15 % ее живой массы (для крупных лошадей 13 %, а для более мелких лошадей, с весом до 400 кг, несколько больше — 15 %). В то же время владелец лошади должен знать, что не расстоянии в 200—300 м (на подъемах, очень грязных участках пути или при передвижении воза по пашне) лошадь может проявить в два-три и даже • четыре раза большую силу тяги. Некоторые лошади способны развить на расстоянии нескольких метров пути силу тяги, равную ее живой массе, а иногда и большую. Так, на ВДНХ СССР демонстрировалась кобыла советской тяжеловозной породы по кличке Жемчужная, которая на специальных испытаниях показала силу тяги в 850 кг, что соответствует усилию по передвижению по хорошей грунтовой дороге воза весом в 17 т.
Однако если лошадь заставлять работать с перегрузкой, то она быстро устает и теряет свою работоспособность. Обычно летом по грунтовой дороге среднего качества для лошади с живой массой в 400—450 кг, запряженной в повозку на железном .ходу, при шаговом аллюре рекомендуемая норма груза — 500—600 кг. Зимой на санях по хорошо накатанной дороге можно перевозить до 700—750 кг груза. При силе тяги, не превышающей 7—8 % живой массы лошади, можно ехать тихой рысью со скоростью 10— 12 км/ч, то есть примерно в два раза быстрее, чем на шагу. При перевозках небольшого груза и при езде порожняком движение лошади на рыси и шагу следует чередовать: примерно 10 мин шагом и 15—20 мин рысью. Обычно непрерывное движение рысью в зависимости от качества дороги, подъемов и спусков не допускают больше 20—25 мин, после чего необходимо дать лошади передышку, двигаясь шагом.
Очень важно правильное чередование работы и отдыха в течение рабочего дня. Скажем, при продолжительности рабочего времени в 10 ч лошади необходимо предоставить для отдыха 2—3 перерыва в работе длительностью 30—40 мин каждый. В это время необходимо, особенно при тяжелой работе, покормить ее сеном или травой.
Способность лошади работать в течение достаточно длительного времени без выраженных признаков усталости определяет ее рабочую выносливость, которая является важнейшим качеством лошади. Она зависит от породы, уравновешенности нервной системы животного, тренированности его и др.
Конкретными показателями наступившего сильного переутомления, при котором продолжение работы может вывести лошадь из строя на длительный срок, служат: учащенное дыхание (порядка 100 и более в минуту), частый пульс (100 ударов и более в минуту) и повышенная температура тела (40 °С и более). Переутомленная лошадь отказывается от корма, имеет понурый, угнетенный вид. Часто при этом у нее наблюдается дрожание ног и отдельных мускулов. У здоровой лошади в состоянии покоя нормальные клинические показатели таковы: дыханий в минуту — 8—20, частота пульса — 36—44, температура тела — 37,6—38,4 °С. Следует иметь в виду, что в жаркую погоду дыхание у лошадей более частое, чем в холодную.
При наличии симптомов утомления лошадь следует немедленно освободить от работы, предоставив ей несколько дней отдыха. Летом лучше всего выпустить ее погулять на пастбище. После отдыха втягивать лошадь в работу следует постепенно, вначале с небольшой нагрузкой, на медленных аллюрах, делая примерно через 45 мин работы кратковременный перерыв на 10—15 мин с дачей подкормки.
В центральных, северных районах и в Сибири лошадей используют обычно в оглобельно-дуговых запряжках. Прежде чем запрячь лошадь в повозку или сани, нужно их осмотреть, устранить неисправности, проверить длину гужей на хомуте и т, д. При запряжке лошади в первую очередь надевают уздечку. На сильном морозе, перед тем как вложить металлические удила в рот лошади, их нужно согреть в руках, иначе они прилипнут к губам и языку лошади и повредят слизистую оболочку полости рта. Затем следует положить на спину лошади седелку, а после этого надеть хомут со шлеёй. Хомут надевают на голову лошади в перевернутом положении (нижними концами клещей вверх) и в самом узком месте шеи поворачивают его по направлению расположения гривы (а не против нее) в нормальное положение и кладут на плечи. Затем надевают на лошадь шлею и освобождают из-под хомута гриву. После этого лошадь заводят в оглобли. Но прежде чем заложить дугу, нужно на левую оглоблю надеть чересседельник. Дугу закладывают с левой стороны, при этом левый гуж должен охватывать оглоблю снизу вверх, а правый — сверху вниз. После того как дуга заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобель (длина которых должна быть всегда одинаковой), затягивают супонь, ровно настолько, чтобы хомут с боков не сжимал у лошади шею, а только плотно прилегал к ней. Гужи должны быть достаточно туго натянуты, и дуга при ударе по ней не должна отклоняться вперед или назад. Чересседельник и подбрюшник, обязательно пропущенный в шлевку подпруги, подвязывают на правой оглобле, примерно на 40—50 см позади дуги. Супонь, чересседельник и подбрюшник необходимо завязывать петлей, с тем чтобы можно было их легко и быстро развязывать.
Управление лошадью в упряжи не представляет большого труда. Ездовой управляет с помощью вожжей. Дополнительным средством управления служит его голос. При страгивании с места нужно послать лошадь голосом, обычно громко произносят «Но-о», затем вожжами (можно слегка хлопнуть животное вожжой по крупу), но не следует ими дергать. Останавливать лошадь надо сначала голосом, в этом случае произносят слово «тпру» или «стой», а затем мягко, движением сверху вниз на себя, натягивают вожжи. Грубо, рывками лошадь останавливать нельзя.
При перевозке груза на лошади по пересеченной местности нужно выполнять определенные правила прохождения подъемов и спусков. Малые и пологие подъемы преодолевают в обычном порядке, только обязательно на шагу. Перед значительным подъемом делают кратковременную остановку, изменяют положение запряжки путем ослабления натяжения чересседельника. Подбрюшник при этом должен быть натянут. Если этого не сделать, то хомут настолько затруднит дыхание, что лошадь может «затянуться» и упасть от острой кислородной недостаточности.
Перед спуском также делают кратковременную остановку и проверяют натяжение подбрюшника — он, как и шлея, удерживает повозку на спусках. Двигаться под гору следует только шагом. При движении рысью повозка все сильнее и сильнее накатывается на лошадь и может сбить ее с ног, что очень опасно. Крутые спуски нужно проходить с заторможенными задними колесами. При прохождении заболоченных, топких мест следует принять меры предосторожности, то есть, как и при движении на подъемах, остановиться и опустить чересседельник. При движении по лесной дороге ездовой должен внимательно следить за тем, чтобы не зацепиться повозкой или санями за деревья или другие препятствия.
В горной местности, особенно в районах Азербайджана, Армении и Грузии, лошадь на личном подворье используют как вьючное животное и под седлом. Снаряжение вьючной лошади состоит из специального седла и уздечки-недоуздка с поводом. На вьючных седлах можно перевозить самые разнообразные грузы. Они должны быть сформированы в три вьюка: левый, правый и верхний с общим весом, примерно равным одной трети веса лошади, то есть около 120 кг. Оба боковых вьюка должны быть равными по весу (по 40—45 кг), а верхний необходимо сформировать с меньшим весом (30—35 кг). Все три вьюке должны быть хорошо зафиксированы и не натирать кожу лошади.
При использовании лошади под верхом необходимо хорошо подогнать седло к лошади, с таким расчетом, чтобы оно ее не травмировало. Наиболее удобным в этом отношении является кавалерийское седло. Оно имеет большое пространство между холкой и передней лукой и позволяет распределять вес всадника более равномерно и на большой площади спины лошади. Седлать лошадь, садиться на нее верхом и спешиваться нужно с левой стороны.
Учитывая важное значение условий содержания для здоровья лошади, считаем необходимым еще раз напомнить, что нельзя поить лошадь из болот и стоячих водоемов, а также очень холодной водой «со льдом». Поить и кормить лошадь рекомендуется не менее трех раз в сутки. Концентрированный корм (овес, комбикорм) обычно дают дважды в день: утром и вечером. Потную, разгоряченную лошадь, пришедшую с работы, поить водой или давать ей концентрированный корм ни в коем случае нельзя, так как от этого она заболеет ревматическим воспалением копыт (опой). Поить лошадь после работы и давать ей концентраты можно только через 1—1,5 ч, когда она хорошо обсохнет и ее организм придет в норму.

А. РЕМИЗОВ, заслуженный зоотехник РСФСР

Прочитал сам, поделись с другом