Витязь на распутье
Конный дворик
Интернет магазин картин и фото
Конный дворик | Статьи | ФКСМО | Консультация | Клуб судей | Энциклопедия | Каталог | Обратная связь

Энциклопедия конника
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш



















Воспитание и выездка молодой лошади

Воспитание молодой лошади и спортивная ее тренировка состоят из ряда последовательных упражнений, имеющих целью всестороннее физическое развитие лошади, приучение ее к человеку, конюшенному содержанию, корму, уходу, различным предметам, звукам, шумам, цветам, запахам, чтобы добиться от нее спокойного реагирования на различную окружающую обстановку и подчинение воле всадника. Воспитание молодой лошади начинается с первых дней поступления ее в школу и продолжается в течение всей выездки.


Обращение с молодой лошадью.

Каждая лошадь должна быть поручена одному определенному спортсмену, тогда она легче привыкает к человеку. Первые требования, предъявляемые к лошади, она обычно или совсем не исполняет, или исполняет не так, как нужно. Это почти всегда следствие робости, недоверия к человеку, непонимание его требований. Поэтому к молодой лошади нельзя быть излишне требовательным, в особенности на первых порах. Ее следует ободрять и приучать к себе голосом, сглаживанием по шее и другими способами. Лошадь отлично запоминает тон голоса, и в воспитании лошади это играет большую роль. Голосом можно успокоить лошадь, когда она чего-нибудь боится, поощрить ее, когда она этого заслуживает. Голосом же, произнося слова резко, повышенным тоном, можно предупредить лошадь об ожидающем ее наказании, если она будет оказывать сопротивление. При воспитании лошади следует развивать все ее чувства. Зрение лошади необходимо приучить к новым для нее предметам, что очень важно, особенно в поле. Лошадь, находящаяся все время в конюшне, отвыкает от вида встречающихся на местности предметов. Обоняние надо развивать, приучая лошадь к разным запахам, так как новый запах часто пугает ее не менее чем вид незнакомого предмета. Слух лошади следует приучить к различным звукам. Этим устраняется обычная у лошади пугливость при неожиданных резких звуках.
Полезно при первоначальном приручении кормить лошадь из рук хлебом, сахаром, морковью. Этим приобретается ее доверие и расположение к человеку. В конюшне, прежде чем войти в денник, необходимо окликнуть лошадь, ободрить ее голосом, а войдя, огладить и покормить из рук, В манеже лошадь нужно ласкать и ободрять голосом. На проводке вне стен манежа следует водить лошадь на длинном поводу, разрешать приближаться к интересующим ее предметам, пощипать траву и поваляться.


Корм и уход за молодой лошадью.

Корм для молодой, еще не вполне развившейся лошади имеет большое значение. Необходимо учитывать ее возраст и условия, в которых она находилась до прибытия в школу. Например, лошади, взятой из табуна, следует давать сначала больше сена, чем зернофуража, чтобы переход от прежних условий к новым был для нее менее чувствителен. Кроме физического влияния от резкой перемены корма на организм, лошадь, привыкшая к постоянному жеванию объемистого корма и лишившись его в новых условиях, легко приобретает дурную привычку прикусывать, если продолжительное время будет стоять без сена. Поэтому молодой лошади сено необходимо давать возможно чаще, небольшими порциями. Дачу оаса следует увеличивать, доведя ее постепенно до установленной нормы. Некоторым лошадям полезно использовать траву. Ее следует давать в стадии цветения. Чтобы не ослаблять силы лошади, сено заменяют травой, сохраняя при этом дачу овса.
Кроме корма, важным фактором сохранения здоровья и развития лошади является пребывание ее на свежем воздухе. Поэтому для молодой лошади необходимы ежедневные занятия и проводки на открытом воздухе. Светлые, сухие, просторные конюшни, обильная подстилка в денниках и тщательная уборка предохраняют молодую лошадь от простуды.
К чистке лошади приступают с большой осторожностью. В первые дни лошадь приучают лишь к сглаживанию и похлопыванию рукой по различным частям корпуса и конечностей. Затем ее знакомят с суконкой и осторожно начинают оглаживать и протирать ею лошадь, в том числе настойчиво и терпеливо те чувствительные места, которые она неохотно дает чистить. Одновременно с суконкой можно применять жгут из сена (каждый раз новый) для удаления засохшей грязи и массажа конечностей.
После того как лошадь привыкнет к такому обращению, можно перейти к применению щетки, осторожно и мягко водя ею сначала только по тем местам, которые лошадь спокойно дает чистить. Когда она начнет спокойно относиться к этим ощущениям, надо осторожно и правильно начинать чистку всего тела лошади. Ту лошадь, которая при чистке проявляет беспокойство или совершенно не дает себя чистить щеткой, надо чистить только суконкой и жгутом до тех пор, пока она не привыкнет.
Одновременно с приучением лошади к чистке ее приучают к подниманию конечностей. Для этого вначале нужно добиться, чтобы лошадь спокойно относилась к дотрагиванию рукой до ее ног. Если при этом лошадь проявляет беспокойство или отдергивает ногу, следует ногу тотчас же отпустить и затем снова повторить прием. Когда лошадь будет охотно по требованию поднимать любую ногу, можно приступать к расчистке копыт и постукиванию по ним.
К ковке лошади следует приступать тогда, когда она приучится спокойно поднимать конечности, привыкнет к расчистке копыт и постукиванию по ним. Предварительно необходимо ознакомить лошадь с шумом и запахом кузницы.


Приучение к оголовью и седлу.

Помимо приручения молодой лошади и ежедневных ее проводок, в этотже период можно приступать к взнуздыванию, а несколько позже к седловке. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы не напугать лошадь резким обращением с ней, так как напуганная лошадь а дальнейшем очень трудно поддается обучению. Оголовье (сначала без мундштука) следует надевать неторопливо, ободряя лошадь голосом и оглаживанием.
Оголовье должно лежать на затылке лошади, не касаясь ушей; налобник — плотно на лбу под ушами, но так, чтобы он не натирал; щечные ремни должны идти вдоль скуловых гряд прямо к углам рта; переносье пригоняется свободно — между ним и носом лошади должны проходить два пальца; подбородный ремень должен быть пристегнут так, чтобы под ним свободно проходил кулак. В период приучения к взнуздыванию (на первых трех-четырех занятиях) выводить лошадь на проводку следует без мундштука.


Работа (разминка).

Первые уроки работы с молодой лошадью на корде следует проводить, не требуя от нее каких-либо определенных аллюров и не задерживая движения. Надо, чтобы лошадь смело шла вперед, безразлично каким аллюром. Ленивую лошадь необходимо энергично посылать с помощью бича, а нервную, горячую — успокаивать голосом. Погоняв лошадь в одну сторону, ее следует остановить, успокоить, огладить и выпустить в другую сторону, наблюдая, чтобы каждый реприз продолжался сначала не более 3 мин, а затем не более 5 мин.
На первых уроках лошадь приводят к месту занятий неоседланной. Приучение к седлу начинают с накладывания на лошадь в деннике вчетверо сложенной попоны, подтягивая ее попонным троком. Когда молодая лошадь перестанет обращать внимание на попону и трок, переходят к накладыванию седла поверх попоны, производя это в конюшне после разминки на корде. Сначала седло должно быть без потника и стремян.
В начале приучения лошади к седлу заднюю подпругу сближают с передней, чтобы непривычное ощущение не пугало лошадь. Когда лошадь достаточно освоится с накладыванием седла и подтягиванием подпруг, можно приступать к работе под седлом.



Общие указания.

Выездка молодой лошади состоит из ее работы в руках — на шаге, на сокращенной рыси (трот) и под всадником — на всех аллюрах; а также из приучения лошади к езде в поле и преодолению различных препятствий. К регулярным занятиям по выездке лошадей приступают после того, как они еще во время пребывания в карантине освоятся с окружающей их обстановкой и новыми условиями — кормом, водопоем, конюшней, денниками и привыкнут к человеку.
Работу по выездке молодой лошади надо осуществлять ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность и повышая требования. Если лошадь проявляет вялость или отказывается от корма, ей необходимо дать отдых в течение одного—двух дней. Выездкой молодой лошади добиваются того, чтобы она правильно и мягко воспринимала повод (отработать рот лошади) и уступала действию шенкелей. Поэтому в течение всей выездки особое внимание обращают на то, чтобы приучить лошадь правильно понимать действие удил и шенкелей.
Основное правило при предъявлении лошади тех или иных требований в течение всей выездки состоит в том, что раньше, чем потребовать чего-либо от нее, надо поставить лошадь в такие условия, при которых ей будет удобнее всего сделать то, чего хочет от нее всадник. Работать молодую лошадь следует в манеже. Предпочтительнее для этого открытые манежи. В закрытых манежах выезжают лошадь, если стоит плохая погода (холод, дождь) и если испорчен грунт открытого манежа.
Открытые манежи должны быть обязательно обнесены стенками или насыпями высотой около 1,5 м. Это необходимо, с одной стороны, для работы лошади в руках, а с другой, стенки или насыпь не дают возможности вырвавшейся из рук лошади убежать из манежа.
Как правило, каждый урок надо заканчивать следующими приемами. Прекратив работу, остановить лошадь и, ободряя ее голосом, похлопать по шее, лопаткам, седлу, крупу. Затем поднять ногу, взяться за гриву, потянуть седло за стремя, после чего отпустить подпруги, стараясь не напугать лошадь неосторожным движением.

Первый период выездки лошади состоит из ее работы на корде и подготовительных приемов для работы в руках. Цель этого периода — подготовить лошадь к работе в руках.


Обучение на корде.

Цель работы на корде — выработать у лошади свободное движение и подготовить ее к дальнейшей работе на боковые сгибания; приучить ее к работе с человеком; добиться, чтобы она доверчиво шла к нему; подготовить лошадь к работе в руках, дать ей освоиться с ощущением удил, седла и подпруг во время движения; приучить лошадь от посыла голосом двигаться на корде вперед на шагу, рыси и галопе.
На первых уроках лошади на корде она должна приучиться двигаться шагом и рысью по требованию кордового. Достигается это следующим образом. Сначала разминают лошадь на вольту рысью и галопом. Затем кордовой, если лошадь шла галопом, горизонтальным движением корды спереди назад и протяжной повторной командой «Рысью» добивается перехода ее из галопа в рысь, а после этого таким же действием корды и протяжной повторной командой «Шагом» добивается перехода из рыси в шаг. После этого кордовой принимает лошадь на себя, оглаживает ее, а еще лучше — поощряет ее кусочком хлеба и, перестегнув корду, пускает лошадь в другую сторону. Каждый реприз одного аллюра не должен длиться более 3 мин.
Когда лошадь по требованию станет двигаться шагом, Следует перейти к требованиям движения шагом и рысью. Это достигается следующим образом:
пустив лошадь на вольт и дав ей пройти несколько кругов произвольным аллюром (каким она пойдет сама), кордовой старается заставить ее двигаться рысью. На рыси бичевой поддерживает темп движения, приближаясь к лошади с поднятым на высоту плеча бичом, который он держит почти параллельно корде, бели одного поднятия бича недостаточно, нужно слегка помахивать бичом снизу вверх или слегка посылать им лошадь, ударяя по задним ногам.
После прогонки рысью, кордовой переводит лошадь в шаг и старается держать ее на этом аллюре несколько кругов, предупреждая желание перейти в другой, более быстрый аллюр горизонтальными движениями корды в сторону, противоположную движению лошади, повторяя одним и тем же тоном команду «Шагом». Желание лошади остановиться должно предупреждаться горизонтальным посылом кордой и бичом в сторону движения. Когда лошадь сделает несколько кругов шагом, кордовой с бичевым посылает ее на рысь, повторяя команду «Рысью» повышенным тоном. Желание лошади перейти в более широкий аллюр предупреждается опять-таки движением корды в сторону, противоположную ее движению, при повторении одним и тем же тоном команды «Рысью», а желание лошади перейти в менее интенсивный аллюр предупреждается горизонтальным посылом кордой в сторону движения и бичом. При повторении этих упражнений лошадь скоро начинает понимать действие корды, а также голос кордового и повиноваться им.
Когда лошадь будет спокойно двигаться на корде рысью, надо начать посылать ее на прибавленную рысь действиями бичевого (как указано выше) и горизонтальным движением корды в сторону движения с одновременной короткой командой кордового повышенным тоном «Прибавь рысь». На прибавленной рыси следует работать короткими репризами продолжительностью до 1 мин, а в конце периода выездки до 2—3 мин. Чтобы сократить рысь, надо действовать кордой и бичом в меньшей мере, чем не прибавленной рыси.
Когда лошадь будет свободно и спокойно двигаться широким шагом, рысью и прибавленной рысью, следует приступать к работе на галопе. Работа на галопе производится также короткими репризами, продолжительностью вначале до 1 мин, а к концу периода — до 2—3 мин.
Для того чтобы поднять лошадь в галоп, нужно вначале поставить ее на рысь, а затем, действуя горизонтальными движениями корды в сторону движения и короткой повторной командой «Галопом» (с одновременным посылом бичом), поднять лошадь в галоп. Удерживать ее на галопе, как и на рыси, следует действием корды и бича.


Подготовительные приемы для работы в руках.

Цель приемов — приучить лошадь к смелому, доверчивому движению с человеком и подготовить ее к работе в руках. Подготовительные упражнения начинают тогда, когда лошадь будет по требованию кордового послушно двигаться шагом и рысью. Подготовительные упражнения выполняются на шаге, поэтому первым условием успеха отработки этих упражнений явится спокойное движение лошади рядом с человеком.
Лошадь приводят в манеж оседланной, в оголовье с мундштуком, с подтянутыми стременами. Перед началом работы в руках лошадь надо погонять на корде, но не доводя ее до пота, разрешая ей прыгать и играть. Затем лошадь принимают на себя, оглаживают, корду отстегивают, а поводья, освобожденные от подхвата подбородным ремнем, разбирают на шее лошади так, чтобы трензельные поводья были выше мундштучных. После этого трензельные поводья снимают через голову лошади, а мундштучные оставляют на ее шее. Затем кордовый подводит лошадь к стенке манежа на свободном трензельном поводу.
Наездник (ведущий лошадь) должен находиться впереди ее плеча, не прикасаясь к ней. Трензельные поводья, разделенные указательным пальцем около подбородка лошади (у пряжек), ведущий держит в правой руке при движении налево и в левой — при движении направо. Кулак нужно держать стоймя, а локоть — свободно опущенным вниз. Концы трензельных поводьев наездник держит в другой, свободно опущенной руке, в которой он держит также и хлыст тонким концом вниз и назад. Утолщенный конец рукоятки хлыста со стороны большого пальца не должен выступать из кулака.
Наездники подводят лошадей к стенке манежа на дистанцию друг от друга 4—6 м. Лошадь при движении ее по манежу должна находиться между стенкой манежа и ведущим ее наездником. Трогаясь с места, следует приучить лошадь подаваться вперед -от хлыста, прикладываемого в месте прикосновения шенкеля. Если лошадь охотно идет вперед, не надо скупиться на ласку. Руку, держащую трензельные поводья у подбородка лошади, следует подавать вперед и вверх, наблюдая, чтобы шея лошади имела правильное положение. Если лошадь слишком торопится или бросается вперед, наездник должен набором поводьев назад и на себя, отклоняя руки с поводьями, регулировать эти движения, следя за тем, чтобы лошадь не гнула шею, не наваливалась на ведущего плечом, не отходила внутрь манежа. Чтобы придать себе больше устойчивости, спортсмен, удерживая лошадь, должен упереться локтем в ее плечо.
Посыл лошади вперед, а также замедление хода, остановка или осаживание регулируются с помощью хлыста с одновременной подачей руки с поводьями вперед. Спортсмен, посылая лошадь вперед, остается у ее плеча, действуя хлыстом сзади себя. Если лошадь выполняет требования после посыла, ее следует немедленно огладить и поощрить голосом.
На первых уроках необходимо добиваться, чтобы, двигаясь вперед, лошадь не «ложилась» на трензельный повод, а подняв шею, шла с небольшим упором на него. Никакой «сдачи» при этом не надо требовать. Мундштук надевают только для того, чтобы лошадь привыкла к нему. Перемена направления движения в манеже направо или налево, назад или через манеж производится по общей команде без предъявления к лошади каких-либо требований.
Занятия с молодыми лошадьми, как правило, должны проводиться ежедневно. Продолжительность каждого урока — от 45 мин до 1 ч. Один раз в неделю вместо работы в руках производится проводка лошади в течение 1 ч. Заканчивать каждый урок следует после того, как лошадь покорилась требованию наездника.
К концу первого периода все лошади группы должны совершенно спокойно давать себя взнуздывать, седлать и смело двигаться на корде шагом, рысью, понимать голос наездника и действие корды, а также смело, охотно и спокойно ходить рядом с человеком, не отставая и не бросаясь в сторону. Если лошадь будет выполнять все перечисленные требования, можно перейти к работе по второму периоду.

Теперь приведем примерное распределение времени по урокам первого периода выездки молодой спортивной лошади.


Первый месяц

Продолжительность каждого урока 45—60 мин
Продолжительность каждого занятия со второй половины месяца 60 мин
Вывод лошади а манеж, проводка ее на свободном поводу, приемы приучения, пристегивание корды 15—18 мин
Работа лошади в одну сторону любым аллюром, но не шагом 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону произвольным аллюром, но не шагом 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Повторение работы в первоначальную сторону тем же аллюром 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону 3—5 мин
Отстегивание корды 2 мин
Проводка лошади шагом 10—14 мин
Примечание. Отработка прибавленной рыси на корде начинается с третьей недели занятий.


Второй месяц

Продолжительность каждого урока 60 мин
Вывод лошади в манеж, проводка, пристегивание корды 10 мин
Работа лошади в одну сторону произвольным аллюром 3 мин
Перестегиваиие корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону произвольным аллюром 3 мин
Перестегивание корды 2 мин
Движение рысью, прибавленной рысью, галопом и шагом по требованию кордового в одну сторону 10 мин
Перестегивание корды 2 мин
Движение рысью, прибавленной рысью, галопом и шагом по требованию кордового в другую сторону 10 мин
Отстегивание корды 2 мин
Подготовительные приемы для работы лошади в руках 16 мин



Второй период выездки

Второй период выездки лошади состоит из ее работы в руках по прямому направлению, поворотов с целью подготовки для движения под всадником. Каждый урок начинается работой лошади на корде, чтобы отнять у не« лишнюю энергию. Погоняв лошадь на корде в начале урока минут 15 репризами по 3—5 мин в обе стороны, переходят к работе в руках по прямому направлению.


Работа в руках по прямому направлению.

Эта работа преследует цель укрепить шею лошади в холке, выработать чувствительность ее рта, развить мускулы и добиться эластичности суставов. Работа в руках по прямому направлению, или так называемые прямые сгибания, хорошо укрепляет голову, шею и плечи лошади между собой. Прямые сгибания позволяют лошади уравновешиваться под тяжестью всадника, а всаднику легче управлять лошадью.
Работа в руках по прямому направлению строится следующим образом.


На мундштуке:

разобрав поводья соответствующим образом и идя впереди правого (левого) плеча лошади, наездник некоторое время ничего не требует от лошади и следит за тем, чтобы она шла рядом с ним широким, энергичным шагом. Затем, продолжая двигаться а прежнем направлении, выезжающий берет правой (левой) рукой трензельный повод на ширину ладони от конца удила и, подавая эту руку вперед и вверх, поднимает шею лошади на высоту, соответствующую ее росту. Ведя таким образом лошадь, наездник не позволяет ей опускать шею и голову и вместе с тем указывает направление движения вперед. Нельзя тянуть трензельным поводом вперед, необходимо только поддерживать правильное положение шеи и головы лошади.
Выезжающий лошадь, имея трензельный повод в одной руке (правой или левой), другой рукой берет мундштучные поводья под подбородком лошади ближе к пряжкам, разделяет их указательным пальцем сверху и держит кулак стоймя. Руку с мундштучными поводьями надо держать так, чтобы направление мундштучных поводьев от колец мундштучных щечек было несколько вверх. Руки не должны быть напряжены.


На трензеле:

разобрав трензельные поводья выезжающий некоторое время ничего не требует от лошади и следит за тем, чтобы она шла рядом с ним широким энергичным шагом. Затем, продолжая двигаться а прежнем направлении, всадник немного приподнимает голову лошади рукой, держащей повод, и одновременно посылает ее хлыстом вперед.
Лошадь, двинувшуюся вреред от посыла, наездник мягко принимает на трензельный повод. Руку с поводом он держит так, чтобы направление поводьев было несколько вверх, а рука с опущенным вниз локтем не была напряжена. Голова лошади устанавливается на должной высоте поднятием или опусканием руки, держащей трензельный повод. В остальном следует правилам, изложенным для работы на мундштуке.
В первое время лошадь будет или тяжело ложиться на руку, или, упираясь в удило мундштука (трензеля), тянуть руку вперед. Бороться с лошадью и силой заставлять ее сдать нижнюю челюсть не надо, так как она не понимает еще, что от нее требуется. Следует, пройдя несколько шагов, освободить руку и провести лошадь так, как она пойдет. Затем, снова разобрав поводья, послать лошадь вперед хлыстом и, одновременно подняв ей голову, потребовать сдачи в затылке. Как только лошадь от посыла хлыстом и действия поводьев поднимет шею и перестанет упираться в руку, сейчас же ее огладить, поощрить голосом и временно прекратить работу.
После 10-минутного движения в одном направлении, в течение которого работа чередуется с отдыхом (по усмотрению выезжающего), тренер подает команду «Стой». По этой команде выезжающий, посылая лошадь хлыстом вперед и постепенно легко принимая трензельными поводьями на себя и назад, останавливает ее. Как только лошадь остановится, надо сейчас же ее огладить, поощрить голосом и освободить поводья. После возобновления движения шагом, переменив направление, продолжать «работать» лошадь в другую сторону.
Во время работы на прямые сгибания лошадь должна все время двигаться вперед; в первые уроки — шагом и рысью, в последующие — сокращенной рысью. Поддерживая движение лошади вперед своевременными посылами хлыстом, а постав шеи и головы — трензельным поводом, наездник, слегка набирая мундштучные поводья, делает ими ряд легких и коротких выдержек. Выдержки должны быть мягкими, а кисть руки, держащей мундштучные поводья, упругой. Благодаря мягкости набора поводьев и упругости кисти, у лошади не появится болевых ощущений на беззубом крае или ощущения так называемого цука. Вследствие кратковременности выдержек повода у лошади не возникнет желания в него упереться, и она скоро поймет, что от нее требуется.

Работа на прямые сгибания, требующая правильной сдачи лошади, состоит в следующем. Трензель поддерживает на известной высоте голову и шею лошади, а мундштук легким давлением на беззубый край ее рта заставляет лошадь открыть рот и затем закрыть его, не притягивая нижнюю челюсть обратно к верхней, а изменяя положение головы, сблизить верхнюю челюсть с нижней, то есть путем сдачи в затылке. Требуя от лошади сдачи в затылке, нужно одновременно подвести задние ноги лошади под туловище.
На первых уроках при наборе поводьев удовлетворяются тем, что лошадь сдает нижнюю челюсть — раскрывает рот, а при ослаблении действия поводьев закрывает рот. До тех пор, пока лошадь не научится раскрывать рот при набирании мундштучных (трензельных)поводьев, нельзя требовать от нее и сдачи в затылке.
Если лошадь сопротивляется, не открывает рта и упирается в повод, вытягивая голову вперед, нужно набирать и отдавать мундштучные (трензельные) поводья по нескольку раз, делая при этом более продолжительную выдержку. В то же время необходимо следить, чтобы лошадь не останавливалась, а шла все время с подведенными задними ногами. Набирать и отдавать поводья надо плавно и упруго. Всадник должен чувствовать рукой непрерывный мягкий упор беззубого края рта лошади на мундштучное (трензельное) удило.
При заминке или остановке лошади следует хлыстом позади, по боку лошади, послать ее вперед, одновременно подав вперед руку с мундштучными (трензельными) поводьями, после чего постепенно набирать на себя мундштучные (трензельные) поводья. За лошадьми, которые неохотно идут вперед или останавливаются, следует ставить выезжающих. Если лошадь бросается в сторону или вперед, то выезжающий должен, не выпуская поводьев, остановить ее или, направляя голову лошади к стенке манежа, помешать ей отойти от нее передом. Если лошадь бросилась внутрь манежа и вырвала из руки выезжающего повод, он должен удержать ее трензельными поводьями. Если лошадь имеет привычку «таскать» его на поводьях по манежу, то он должен, упираясь ногами в землю, во что бы то ни стало удержать лошадь. Остановив ее, необходимо снова поставить ее к стенке манежа и продолжать работу. Кончают работу только после того, как лошадь покорится требованиям выезжающего.
При работе на прямые сгибания надо постепенно переходить на сокращенную рысь. На этом аллюре лошадь сильнее сгибает скакательные суставы, напрягает мускулы и сгибает спину, что служит ей хорошей гимнастикой. Кроме того, на сокращенной рыси удобнее и эффективнее работать над ртом лошади и ее шеей, так как при этом она держится в более собранном положении. Поэтому работа в руках по возможности должна производиться на сокращенной рыси, переходить на шаг следует только для отдыха.
Репризы на сокращенной рыси не должны быть продолжительными. Если лошадь, в особенности в начале выездки, прошла несколько шагов сокращенной рысью, ее следует сейчас же огладить, прекратить работу и пройти с ней шагом, а через некоторое время возобновить работу.
При работе группы из нескольких лошадей тренер, распределив их вдоль стенки манежа, подает команду «Работа по прямому направлению». По этой команде каждый выезжающий работает самостоятельно, давая отдых лошади, поощряя и оглаживая ее по своему усмотрению. Для прекращения работы тренер подает команду «Вольно» или «Прекратить работу».
Тренер должен внимательно следить за работой каждого спортсмена, особенно за правильностью выполнения приемов. Поэтому необходимо первые приемы проделывать «по головному номеру» под непосредственным наблюдением тренера. Особенно внимательно надо следить за тем, чтобы выезжающие во время работы в руках не отставали от лошадей.
К упражнениям и поворотам на задних ногах следует приступать после того, как лошадь будет ровно двигаться на «темпистой», сокращенной рыси при работе в руках по прямому направлению и приобретет мягкий упор в повод при правильной постановке щей и головы.


ОТКИДЫВАНИЕ ЗАДНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА ЛОШАДИ

Цель работы по откидыванию задней части корпуса — выработать у лошади чувствительность в боку и приучить ее уступать действию хлыста, тем самым подготовляя ее к действию шенкелей.
Упражнения по откидыванию задней части корпуса являются подготовительными упражнениями к боковым движениям, которые для лошади трудны и вначале мало понятны. Поэтому, прежде чем приступить к откидыванию задних ног, необходимо предварительно научить лошадь уступать действию хлыста.
Перед окончанием урока следует по команде «Откидыванке зада» отвести лошадь на три шага от стенки, головой внутрь манежа, стать перед лошадью, взять под ее подбородком оба трензельных повода в правую руку, если откидывание задних ног производится в левую сторону, или в левую, если оно производится в правую сторону, и поднять голову лошади. Хлыст и концы трензельных поводьев следует держать в другой руке.
Поставив лошадь прямо и ровно, всадник, прикладывая хлыст к боку лошади (а в случае надобности действуя хлыстом короткими, отрывистыми ударами в том месте, где должен находиться шенкель), заставляет ее откинуть задние ноги в противоположную от хлыста сторону, не позволяя ей осаживать.
Вначале не следует требовать многого, и за каждый шаг уступки лошади от хлыста в требуемую сторону следует ее сейчас же огладить; затем повторить то же упражнение в другую сторону.
Если лошадь не уступает действию хлыста, выезжающий должен набрать соответствующий повод, повернуть голову лошади в сторону, противоположную откидыванию зада, и заставить ее откинуть задние ноги.
Если лошадь во время этих упражнений наваливается на хлыст или бьет задом, нужно поднять ей выше голову и настойчивым и терпеливым повторением своих требований добиться правильного исполнения.
Когда лошадь поймет, что от нее требуется, и от нажима хлыста станет одинаково легко откидывать задние ноги в обе стороны, следует производить это откидывание постепенно — сначала на четверть круга, затем на полкруга и, наконец, на полный круг равномерно в обе стороны, не позволяя переду лошади сходить с места.


ПОВОРОТЫ НА ЗАДНИХ НОГАХ

Цель работы в руках на поворотах состоит в том, чтобы Подготовить лошадь к выполнению этих же упражнений под всадником. Во время работы лошади в руках по прямому направлению перед переменой направления движения подается команда «Стой», выезжающие останавливают лошадей, а затем по команде «Налево (направо) кругом» становятся перед лошадьми, берут их за трензельные поводья под подбородком правой (левой) рукой, а хлыст левой (правой) рукой держат против правой (левой) лопатки лошади.
По мере готовности выезжающие самостоятельно начинают поворачивать лошадей, обводя перед лошади около ее левой (правой) задней ноги, побуждая перед к движению в требуемую сторону легкими ударами хлыста по правой (левой) стороне переда лошади а том месте, где должен лежать шенкель, так чтобы зад ее оставался на месте, а перед повернулся в противоположную сторону на 180°.
При исполнении поворота выезжающие должны следить, чтобы лошади не поднимались на дыбы, не кидались в сторону и не осаживали, всякое таков движение должно предупреждаться вовремя. Каждый шаг лошади, сделанный правильно в сторону требуемого поворота, должен быть поощрен. По окончании поворота, по команде «Шагом марш» выезжающие двигаются в новом направлении, посылая лошадей поводом и хлыстом вперед.



ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К ДВИЖЕНИЮ ПОД ВСАДНИКОМ

Цель работы под всадником — приучить лошадь к посадке на нее всадника и спёшиванию его с лошади, дать ей освоиться с тяжестью всадника на спине и спокойно двигаться с ним. В начале урока делают прогонку лошади на корде на вольте, после чего приступают к посадке на нее и спёшиванию.
Садиться на лошадь следует без шпор и наблюдать за тем, чтобы не напугать ее резкими движениями, помня, что с напуганной лошадью придется много работать, так как она долго не забывает приученное ею неприятное ощущение. Садиться и слезать с лошади необходимо до тех пор, пока она окончательно к этому не привыкнет и будет стоять совершенно спокойно.
Первые уроки посадки на лошадь проводят с помощником, который удерживает лошадь на месте при помощи корды, помогая выезжающему садиться и слезать, пока лошадь не освоится с этими упражнениями.
Если во время поднимания всадника на стремена лошадь не стоит спокойно на месте или бросается в сторону, седок, не задерживаясь на стремени, быстро опускается в седло, после чего успокаивает и поощряет лошадь. Как правило, когда лошадь не стоит спокойно при посадке всадника, ее вначале подводят к стенке манежа и садятся на нее при помощи кордового.
Если лошадь, после того как всадник на нее сел, начнет бить задними ногами, стараясь его сбросить, кордовой резким окриком и действием корды не позволяет ей опустить голову, а всадник должен поднять голову лошади поводом. Если лошадь пытается встать на дыбы, кордовой сильным набором корды на себя должен не дать лошади поднять голову, чтобы встать на дыбы, а всадник, освободив повод, должен подать корпус вперед и взяться за гриву. В обоих случаях лошадь резко посылают вперед как бичом, так и шенкелями и хлыстом. Если лошади все же удастся сбросить всадника, ее нужно сейчас же погонять на корде активным аллюром, чтобы дать ей немного разрядиться и успокоиться, затем повторять посадку до тех пор, пока это упражнение не будет выполнено.
Пока лошадь не освоилась с тяжестью всадника и только терпит его, достаточно заставить ее сделать несколько шагов. Для этого кордовой, отступая, старается с помощью корды сдвинуть лошадь с места вперед на себя. Всадник, разобрав поводья, легким посылом шенкелей заставляет лошадь двинуться вперед. Если лошадь упирается, ее надо сдвинуть с места, поворачивая вправо или влево, и заставить сдвинуться вперед хотя бы на несколько шагов.
Слезают с лошади с такими же предосторожностями, какие применяют при посадке на нее.
К движению лошади на вольте на корде под всадником переходят тогда, когда лошадь будет спокойно давать на себя садиться и слезать. Всадник в первое время должен сидеть спокойно в седле и не действовать резко ни поводьями, ни шенкелями. Кордовой заставляет лошадь двигаться на вольте сначала шагом, а затем и рысью. Всадник знакомит лошадь с действием шенкелей постепенно. Хлыст следует держать в руке, обращенной внутрь круга, концом вниз. Если лошадь «вываливает» зад из вольта, хлыст нужно держать в руке, обращенной снаружи круга.
После того как лошадь станет двигаться по вольту смело и спокойно а обе стороны как шагом, так и рысью, ее следует подвести к стенке манежа и отстегнуть корду. Всадник, отдавая поводья и оглаживая лошадь, продолжает двигаться вдоль стенки манежа свободным шагом. Пройдя два-три круга, он мягко, не спеша, останавливает лошадь, оглаживает ее, слезает без посторонней помощи и ослабляет подпруги.
Когда лошадь освоится с действием шенкелей и поводьев и смело будет ходить вдоль стенки манежа в обе стороны, приступают к езде по прямому направлению. Для этого, проехав некоторое время свободным и широким шагом вдоль стенки манежа, всадник, усиливая действие шенкелей, заставляет лошадь перейти в рысь, добиваясь, чтобы она смело шла вперед в поводу и двигалась широкой рысью.
При начальной работе под всадником действуют одними трензельными поводьями, оставляя мундштучные свободными. Поводья разбирают по-учебному, то есть каждый из трензельных поводьев накладывают на средний сустав указательного пальца соответствующей руки и прижимают большим пальцем. Мундштучные поводья берут в левую руку: левый — под мизинец, а правый — между безымянным пальцем и мизинцем. Концы мундштучных поводьев перекидывают вверх по ладони через средний сустав указательного пальца и прижимают большим пальцем. Хлыст обычно держат в правой руке, а при надобности — в левой.


При первоначальном исполнении поворотов уклон корпуса всадника в сторону поворота с одновременной подачей кистей рук в ту же сторону и несколько вперед имеет важное значение. Поэтому уклон корпуса нужно производить своевременно, непосредственно перед поворотом и немного больше, чем обыкновенно требуется.
После ознакомления лошади с заездами и всеми видами поворотов необходимо приучить ее уступать действию шенкеля. Для этого перед концом занятий следует повернуть лошадь головой к середине манежа и остановить ее, поставив ровно на все ноги. Затем всадник, несколько освободив повод и взяв хлыст в ту руку, со стороны которой предполагается действие шенкеля, нажимает шенкель.
Если лошадь не уступает нажатию шенкеля, то надо послать ее хлыстом по боку возможно ближе к шенкелю, не отводя последнего. Шенкелем и хлыстом продолжают действовать до тех пор, пока лошадь не подаст задние ноги в требуемую сторону. Если лошадь не уступает действию хлыста и шенкеля, то всадник должен набрать соответствующий повод, повернуть голову лошади в сторону, противоположную откидыванию задних ног, и заставить ее откинуть их. Как только лошадь повинуется требованию всадника, нужно сейчас же прекратить работу, огладить и подать лошадь на несколько шагов вперед.
Начальные упражнения на откидывание задней части корпуса лошади производят сначала без набора поводьев. Затем, когда лошадь приучится уступать шенкелю, равномерно набирают оба трензельных повода с таким расчетом, чтобы только удержать голову лошади прямо. Когда лошадь станет легко и охотно уступать действию шенкеля, можно поводом давать ей постановление в сторону движения задних ног. При работе по откидыванию задних ног наблюдают, чтобы лошадь ни в коем случае не осаживала. В конце второго периода выездки каждый урок заканчивают приучением лошади к разным упражнениям всадников в седле (переносить ноги через шею и круп, качать шенкелями, делать «ножницы», садиться на круп).
К концу второго периода выездки лошадь должна выполнять все требования при работе в руках по прямому направлению, отчетливо выполнять откидывание задних ног в обе стороны и исполнять повороты на них, быть приученной к движению под всадником, повинуясь требованиям повода и шенкелей, спокойно относиться к гимнастическим упражнениям всадника в седле.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО УРОКАМ ВТОРОГО ПЕРИОДА ВЫЕЗДКИ

Первый месяц

Продолжительность каждого урока - 60 мин

Первая и вторая недели

Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды - 15 мин
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны - 40 мин
Приучение лошади к разного рода притрагиванию к ней, поднятию ног, оглаживанию шеи, крупа и др. - 5 мин
Итого - 60 мин

Третья и четвертая недели

Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды - 15 мин
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны - 30 мин
Откидывание задних ног лошади в обе стороны - 10 мин
Приучение лошади к разного рода притрагиваниям к ней (то же, что в первые две недели) - 5 мин
Итого - 60 мин

Второй месяц

Продолжительность каждого урока - 60 мин

Первая и вторая недели

Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды - 15 мин
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны - 20 мин
Откидывание задних ног лошади в обе стороны - 20 мин
Приучение лошади к разного роде притрагиваниям к ней (как в предыдущие недели) - 5 мин
Итого - 60 мин

Третья и четвертая недели

Прогонка лошади в обе стороны с перестегиванием и отстегиванием корды - 10 мин
Работа в руках по прямому направлению в обе стороны - 20 мин
Откидывание задних ног лошади в обе стороны - 10 мин
Повороты на задних ногах лошади - 10 мин
Приучение лошади к движению под всадником - 10 мин
Итого - 60 мин

На этом заканчивается второй период выездки молодой лошади.


В. Лобачев

Прочитал сам, поделись с другом