Из Благовещенска в Санкт-Петербург

Же шаровары

В начале 1889 года молодой корнет Н. Асеев на двух сменных лошадях за 30 дней совершил переход из г. Лубны до Парижа. Поход молодого русского офицера, сопровождавшийся рядом приключений и осложнений, нашел широкий отклик в печати и в обществе. У Асеева появились последователи.

 

7 ноября 1889 года из Благовещенска на Амуре выехал командир сотни конно-амурского полка Дмитрий Николаевич Пешков. Путь его лежал через безлюдные массивы сибирской тайги, вокруг Байкала, дальше на Иркутск, Омск, через Урал и по территории европейской России. Конечной целью похода была тогдашняя столица Санкт-Петербург. В местной и столичной прессе стали появляться сообщения о прохождении маршрута, общественнось с интересом следила за продвижением отважного русского офицера. В то время наш журнал сообщал подробности о самом путешественнике, его лошади, снаряжении. Вот небольшая выдержка из журнала того времени:

 

«Сам сотник Пешков — уроженец станции Албадинской Амурского казачьего войска, очень еще молодой человек небольшого роста, но крепкого телосложения, с живым и энергичным лицом. Одежду его, кроме обыкновенной офицерской казачьей формы, составляли: меховая шапка с откидным козырьком и наушниками, верблюжий башлык, черный дубленый бараний полушубок с форменными погонами и пуговицами и такие же шаровары с лампасами на ногах меховые чулки и тунгусские сапоги из оленьей шерсти, на руках меховые рукавицы с вязаными шерстяными перчатками внутри».

 

Если Асеев при переходе на 2500 верст имел двух сменных лошадей, то Пешков прошел расстояние в три с лишним раза больше на одной казачьей местной забайкальской лошади по кличке Серый. Рост лошади (высота в холке) составлял 1 аршин 14 1/2 вершков (135,6 см), масть светло-серая, возраст к моменту перехода—13 лет. За вычетом остановок. Серый проходил в среднем 56 верст в сутки, а в отдельные дни — до 86 верст. В начале пути лошадь получала по 8 фунтов (3,2 кг) овса и 10 фунтов (4 кг) сена. Со второй половины пути норма была увеличена до 30 фунтов (12 кг), овса и 14 фунтов (5,6 кг) сена. Общий вес груза (всадника, снаряжения и вьюков) при выезде составлял 4 пуда 38 фунтов (72,2 кг). (Следует отметить высокую работоспособность и выносливость забайкальской лошади. В настоящее время в Читинской области ведутся работы по ее восстановлению и сохранению).

 

О запасах провианта сообщения противоречивые.

 

В феврале 1890 года, когда Пешков миновал Иркутск, пройдя уже 2 000 верст, журнал сообщал, что Пешков «едет совершенно один, без провожатого, вооруженный с ног до головы, с запасом провианта, необходимым в сибирских тайгах». Однако в июне в журнале сообщалось, что «провизии Пешков с собою не вез никакой, не имея даже при себе чаю и сахару». Видимо, оба сообщения справедливы, но первое относится к началу пути, а второе — к следованию по европейской части России. К тому же молва об отважном сотнике и его популярность все время возрастали, и уже в Казани ему была устроена торжественная встреча, для которой был выстроен батальон юнкеров. Приветствовал Пешкова помощник начальника штаба генерал Радзежевский. Такие же встречи состоялись в Нижнем Новгороде, Москве и, наконец, 19 мая 1890 года в Петербурге, где его приветствовали представители всех кавалерийских частей. Пешков был «пожалован» орденом Св. Анны 3-й степени.

 

Весь путь от Благовещенска до Петербурга длиной более 8900 верст (приблизительно 8750 км) был пройден за 194 дня.

 

Ю. ГУСЕВ

"Коневодство и конный спорт" №11, 1990г., с.26