О журнале  
Поиск
За рубежом
Сотый розыгрыш Большого Парадубицкого
Ласков А.

   В конце марта 1874 года телеграф разнес сенсационную спортивную новость: Большой Ливерпульский стипльчез, получивший к тому времени широкую популярность, выиграл никому неизвестный чехословацкий конник Зденко Кинский. Но случайной эту победу назвать нельзя. На родине З. Кинский много лет увлекался парфорсной охотой, традиционно проводимой в окрестностях небольшого старинного города Пардубице, и слыл опытным конником. Крепкая посадка, мгновенная реакция, чувство скорости и оценка возможностей своего партнера, развившиеся за многие годы, помогли ему одержать победу.
   Какие доводы приводил Зденко Кинский, чтобы превратить широко известные Пардубицкие парфорсные охоты в организованное соревнование в форме стипль-чеза, неизвестно. Но в августе многие конники Англии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Франции, Германии и Италии получили приглашение Чешского конного общества принять участие 5 ноября 1874 года в розыгрыше Большого стипль-чеза, стоимостью 8 тыс. злотых. Его трасса была намечена известными конниками Э. Фирстенбергом, М. Угартом, и О. Кинским и включала в себя только естественные препятствия.
   На приглашение вначале откликнулись 36 всадников, но старт в первом стипль-чезе приняли 14 ездоков, а финишировали только шесть. Первым победителем Большого стипль-чеза стал английский жокей Ч. Сайерс на шестилетнем чистокровном жеребце Фантоме. Не обошлось и без жертв — на трассе погиб жеребец Стриззель. Проведенная скачка вызвала большой интерес, было опубликовано много статей с различными мнениями. Особо отмечалась уникальность трассы, в которой нашли выражение традиции парфорсных охот, широко распространенных в окрестностях Пардубице, и которыми уже был известен город.
   Началось ежегодное проведение этой труднейшей скачки. Необыкновенный драматизм при преодолении разнообразных препятствий: живых изгородей с канавами, различных водных преград, земляных валов, а также при прохождении многочисленных глубоковспаханных участков полей вызывали у зрителей исключительное волнение и оставляли незабываемое впечатление. День проведения Большого стипльчеза стал праздником для десятков тысяч любителей скачек. Его популярность превзошла все предположения организаторов состязания.
   В 1880 году Большой стипль-чез был переименован в Большой Пардубицкий и установлена дистанция в 6400 м. Большой Пардубицкий стипль-чез проводился ежегодно, за исключением периода первой мировой (1914— 1919 гг.) и второй мировой (1939— 1945 гг.) войн, а также 1876, 1908 и 1968 годов. Вначале скачку проводили в ноябре или в конце декабря, но в это время, как правило, погода была плохой (холод, дожди), усложняя и без того трудную трассу. Последнее время Большой Пардубицкий разыгрывают во второе воскресенье октября. Уже с первого года розыгрыш приза носил международный характер. В Большом Пардубицком выступают как профессиональные жокеи, так и любители, и те и другие являются лучшими ездоками своих стран в скачках с препятствиями.
   Историю пардубицких скачек можно условно разделить на несколько периодов. Первый период с 1874 по 1913 годы характеризовался частым участием в них профессиональных английских и немецких жокеев.
   В 1911 году лейтенант Э. Кригер на Гленморгане не только стал победителем, но и установил рекорд трассы — 10.22, однако по возвращении домой счастливый победитель был наказан тремя днями гауптвахты: воинский устав запрещал немецким офицерам принимать участие в соревнованиях с профессионалами. В 1912 году местные болельщики особенно ликовали. Победу одержал их земляк подполковник-ветеринар Ф. Бартош на жеребце Янагате.
   После окончания первой мировой войны и создания Чехословацкого государства была возобновлена традиция Большого Пардубицкого стипль-чеза. В 1920 году состоялся розыгрыш 39-го по счету Большого Пардубицкого. К сожалению, единственный финишировавший тогда всадник В. Козлик на Джонатане был дисквалифицирован за просрочку контрольного времени. Это был второй случай, когда приз остался неразыгранным (первый раз подобное случилось в 1909 году). Но «накладка» не обескуражила организаторов. На
   Сарт приза стали выходить представители нового поколения конников, которые во многом оживили и поддержали традицию. Вновь стали принимать участие стиплеры из других стран — Германии, Австрии, Польши, Италии, Франции.
   В эти годы расцвел талант замечательного чехословацкого конника Рудольфа Поплера. Он имел более 500 побед в разных соревнованиях, в том числе дважды (в 1926 и 1930 годах) в Большом Пардубицком. В 1932 году он занял в этом призе второе место, а в последней скачке трагически погиб на прыжке. С тех пор в этой скачке разыгрывается Мемориал капитана Р. Поплера.
   В 1927 году впервые в истории Большого Пардубицкого на старт вышла женщина — чешская спортсменка Лата Брандисовв. Эта мужественная всадница с 1927 по 1937 год семь раз принимала участие в труднейшем стипле-чезе, неизменно занимала призовые места, и, наконец, ее усилия в 1937 году увенчались успехом. На полукровной кобыле Норме Лате Брандисовой удалось одержать победу над многими именитыми ездоками разных стран. Причем она показала хорошее время —- 10.47. Десятки тысяч болельщиков восторженно приветствовали всадницу. Этот спортивный праздник был последним перед второй мировой войной.
   В первом же послевоенном году традиция Большого Пардубицкого была вновь возрождена. Препятствия были восстановлены, часть из них усложнена, трассу несколько изменили, доведя ее дистанцию до 6900 м. Трудно было собрать на старт этого приза подготовленных спортсменов и лошадей. Собрались лишь восемь всадников, в основном офицеры чехословацкой армии. Откликнулась и знаменитая Лата Брандисова, участие которой знаменовало собой преемственность традиции. Многочисленные болельщики, истосковавшиеся за долгие годы по мирным соревнованиям, бурно приветствовали смельчаков. Финишировали пять всадников, а победу одержал молодой капитан Милош Свобода на полукровном коне Титане, показав время 11.56,4. Следует отметить, что в послевоенные годы М. Свобода стал одним из популярных всадников. Одиннадцать раз он стартовал в Большом Пардубицком, несколько раз занимал призовые места, а в 1952 году сумел одержать свою вторую победу.
   В 1951 году блестящую победу на чистокровном Сальваторе одержал шестидесятилетний В. Геймовский, бывший офицер русской армии. Он является старейшим по возрасту победителем этого приза. Это был единственный старт В. Геймовского в данном призе. И своего шанса он не упустил: сказалась высокая спортивная выучка русского кавалериста!
   В 1955 году соревнования в Пардубице прошли в рамках международного митинга. В течение двух воскресений было разыграно 13 призов— 8 стипль-чезов и 5 барьерных скачек. В Большом Пардубицком стипль-чезе впервые стартовали советские всадники: В. Прахов на Хингане, В. Рабчанов на Нефрите и А. Антошин на Сатрапе, который и сумел занять шестое место. В. Рабчанов сошел на 17-м препятствии «гадин ров», а у В. Прахова Хингана имела тяжелое падение на последнем херделе. В том же году большой успех выпал на долю молодой всадницы Евы Битовой (Пализовой), которая выиграла престижный приз — Мемориал капитана Р. Поплера. Более 15 лет выступала она в международных скачках в Пардубице и дважды была второй в Большом Пардубицком.
   В 1956 году советская команда формировалась более основательно. В ее состав по предложению одного из тренеров — Е. Левина, кроме опытных Н. Лакса и В. Прахова, были включены молодые и техничные конники — призер XVI Олимпийских игр Л. Баклышкин, Р. Макаров и В. Федин. Техническое руководство командой осуществлял заслуженный зоотехника, директор Ростовского ипподрома, опытный конник Е. Давидович.
   Анализируя итоги тех выступлений, пришли к выводу, что подходящим материалом для участия в Пардубицких стипль-чезах являются чистокровные и высокопробные троеборные лошади, прошедшие своевременную и достаточно длительную (4—5 мес) скаковую подготовку. Исходя из этого, в 1957 году в команду были включены троеборные лошади ЦСКА, а одним из тренеров — известный троеборец, участник XV и XVI Олимпийскихигр В. Куйбышев. Такой подход сразу же оправдал себя. Три советских спортсмена В. Федин на Эпиграфе (Эльбграф — Гассира), Л. Баклышкин на Газоне 11 и Р. Макаров на Барбаре в Большом Пардубицком заняли соответственно первое, второе и третье места.
   Этот успех положил начало целой серии побед. Советские конники шесть раз подряд выходили победителями Большого Пардубицкого стипль-чеза. В 1958 году в упорной борьбе В. Прахов на Эпиграфе сумел добиться победы над опытным чехословацким ездоком К. Стибуреком, выступавшим на Липтове. Третье место занял Л. Баклышкин на Газоне II.
   В следующем, 1959 году, Владимир Прахов повторил свой успех, а Эпиграф за всю историю этого приза стал третьей лошадью, победившей трижды. Интересно, что Л. Баклышкин на Базисе, занявший второе место, на следующий год успешно выступил на этом коне на XVII Олимпийских играх в Риме.
   В 1960 году советские конники вновь добились триумфа в Большом Пардубицком стипль-чезе: дебютанты И. Авдеев на Грифеле (Грог 11 — Фестина) и Н. Гусельников на Рельефе заняли первое и второе места, В. Прахов на Эпиграфе — третье, а Р. Макаров на Бруснике — пятое.
   В 1961 году И. Авдеев на Грифеле не только вновь одержал победу в главном призе, но и установил новый рекорд—10.21. Второе место занял Р. Макаров на Хедере. Целенаправленная и продуманная подготовка, правильная тактика езды позволили в следующем году Р. Макарову на Гобое вновь улучшить рекорд Большого Пардубицкого, доведя его до 10.05,1.
   В 1963 году победу в Большом Пардубицком одержал молодой чехословацкий ездок ф. Витек на известном скакуне Коране. Советские всадники И. Авдеев на Грифеле занял третье место, Л. Баклышкин на Хохоте — пятое, а В. Горелкин на буденновском Прибое — седьмое. Интересно, что у нашего дебютанта В. Горелкина на третьем препятствии — водной канаве — лопнул повод, но он не растерялся, не свернул с трассы, а бесстрашно зашел на самое опасное препятствие — «тасис», которое с завидной легкостью преодолел. Старт этого молодого троеборца знаменовал собой приход в советскую команду нового поколения ездоков, на плечи которых ложилась вся тяжесть борьбы за главный приз.
   В следующем, 1964 году В. Горелкин на Прибое (Беж — Паранджа) по тяжелой от дождей трассе в блестящем стиле обыграл всех соперников и стал 75-м победителем Большого Пардубицкого. Впервые лошадь нашей отечественной буденновской породы, созданной в донских степях, выиграла столь престижный и популярный приз.
   Этим успехом завершился десятилетний период международных скачек в Пардубице в рамках Конгресса социалистических стран. Начался новый этап пардубицких соревнований. Сумма главного приза была доведена до 220 тыс. крон, количество скачек сокращено до восьми, а соревнования стали проводить в один день. В 1967 году, когда на старт вышло наибольшее число участников (26 всадников), блестящую победу одержал А. Соколов на Дрездене.
   В последующий пятилетний период (1969—1974 гг.) наши всадники имели ряд призовых мест, в том числе второе место в 1974 году, когда Махмуд Токов на полукровном Баритоне лишь немного уступил чехословацкому ездоку Ф. Бенчу на Море. Затем в выступлениях советских конников в пардубицких соревнованиях наступил семилетний перерыв.
   В 1981 году советская команда вновь стартовала в большом Пардубицком стипль-чезе и ее дебютант Хусей Касаев на Диафе в драматической борьбе сумел занять второе место. Победителем же вышел П. Либих на Сагаре, рожденном в конзаводе «Восход» и в двухлетнем возрасте проданном в Чехословакию. Этот спортсмен, выступая на Сагаре, еще дважды добивался побед в главном призе соревнований. И вот, наконец, в 1984 году победу в этом почетном призе одержал ростовчанин Н. Хлудеев на чистокровном Эроте, также выращенном в конзаводе «Восход».
   Для любителей этого интересного вида конных соревнований приводим данные о всех победителях Большого Пардубицкого (см. табл. в № 11). Три последних года подряд победу одерживал замечательный чехословацкий всадник И. Ваня на Железнике.
   Статистика позволяет установить, что за всю историю розыгрыша этого приза 21 всадник и 17 лошадей одерживали две и более побед. В это число входят советские спортсмены В. Прахов на Эпиграфе и И. Авдеев на Грифеле.
   Намечается на основании результатов испытаний в стипль-чезах сформировать сборную команду страны. Следует надеяться, что наша команда сумеет достойно проявить себя на трассах знаменитого ипподрома в этом году 14 октября, когда будет в 100-й раз разыгран Большой Пардубицкий стипль-чез.
  
   А.ЛАСКОВ
  
"Коневодство и конный спорт" №10, 1990г., с.36-38
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


Большой Таксис. Л. Баклышкин на Портленде (второй слева), 1969 год


Ева Полизова после финиша в 1965 году — вторая женщина, достигшая успеха в Большом призе Пардубицкого стиплъчеза. Заняла второе место на коне Кавалот


Команда советских стиплеров 1958 года: Л. Баклышкин, В. Федин, Б. Коньков, Н. Пономарев, Р. Макаров, В. Прахов, И. Юханов


Советские всадники И. Авдеев на Грифеле (слева) и Р. Макаров на Хедере — победители Большого приза 1960 и 1961 годов