О журнале  
Поиск
Экономика и организация
Как продлить срок службы подков
Стариков Л.

   Коневодам с древнейших времен было известно значение подков для сохранения работоспособности лошадей. Дошедшие до наших дней подковы, по существу, не претерпели больших изменений. Однако обычные подковы нередко, особенно при работе лошадей на дорогах с твердым покрытием или в горах, слишком быстро изнашиваются, и их нужно часто заменять. Даже на ипподромах наблюдаются случаи выбрасывания подков, у которых лишь утончилась зацепная часть или стерся передний шип. При этом пропадает людской труд, затрачивается новый на изготовление подков, преждевременную перековку лошадей.
   В этой связи колхозам и совхозам мог бы послужить опыт повышения долговечности подков, приобретенный кузнецом из Подмосковья, учившимся еще у мастеров дореволюционной выучки, Виктором Александровичем Кузнецовым. Этот умелец применял два способа повышения износостойкости подков.
   Первый заключается в наварке на зацепную кромку или шипы подковы литых твердых сплавов, подобно тому, как это делается с режущей кромкой ножей у бульдозеров, зубьев экскаваторов и т. д. Благодаря этому методу достигается долгое и равномерное стирание всех шипов.
   Второй способ сложнее, но и надежнее. Он состоит в оснащении подковы или ее шипа (рис. 1—3) твердосплавной вставкой. Летом ее заделывают заподлицо с шипом или, если подкова без шипов, так, чтобы она выступала на 1—2 мм, а зимой— на 2—3 мм под острым углом. Обладая повышенной износостойкостью, твердосплавная вставка препятствует стиранию подковы.
   Твердосплавные вставки могут быть в виде трехгранных, квадратных, пяти-шестигранных, прямоугольных пластин (рис. 4), а также других форм. Выгоднее применять пришедшие в негодность по целевому назначению многогранные пластины от токарных сборных резцов, фрез и другие твердосплавные изделия или отходы металлообрабатывающих предприятий. На заводские штампованные подковы целесообразнее ставить крупные, а на более легкие — мелкие пластины.
   Оба способа продления «жизни» подков себя оправдали. Об эффективности второго способа свидетельствует В. А. Кузнецов. Он отмечает, что все подковы, снабженные вставкой, служат три года в летнем варианте (полные 24 месяца) и шесть лет — в зимнем.
   В колхозах и совхозах могли бы, не дожидаясь решения проблемы увеличения надежности подков в масштабах страны, организовать у себя сбор и сортировку твердосплавных пластин, отработавших свой срок, и успешно применять их в рабоче-пользовательном коневодстве. Пластины следует выбирать с учетом размеров подковы и шипа (20 мм ширина подковы и 10—15 мм высота шипа). Наиболее универсальны пластины с длиной грани от 12 до 16 мм.
   Вставки для подков должны состоять из сплавов с большим содержанием кобальта и быть крупнозернистыми: вольфрамовые марок ВК-8, ВК-8В, ВК-10, ВК-15, ВК-20, ВК-25, титано-вольфрамовые — Т5К10, Т5К12В, Т15К10, а также из универсальных сплавов со средним содержанием кобальта — ВК6М, ВК6, Т14К8, Т15К6 и все титано-тантало-вольфрамовые сплавы, обладающие повышенной прочностью и вязкостью, то есть наименее хрупкие, так как подкова при движении лошади по твердым покрытиям дорог испытывает большие ударные нагрузки и трение.
   Технология крепления пластин такова: в корпусе подковы или шипа на фрезерном станке делается паз на 0,2 мм больше ширины пластины. При постановке круглых и шестигранных пластин гнезда под них можно делать круглыми. Технология пайки та же, что и при припайке пластин к резцам.
   В местностях, где дороги имеют гравийное покрытие, и в горах летние подковы должны быть на шипах, что уменьшает вероятность намина стрелки копыта, поскольку зазор между поверхностью грунта и стрелкой увеличивается. Но шипы на заводские подковы надо делать свои, новые. Диаметр шейки шипа должен быть равен диаметру отверстия под шип (10 мм)—без резьбы. Шейка делается на 2—3 мм короче относительно толщины подковы, чтобы ее можно было приварить к верхней плоскости подковы. Приваривают все стороны шила, соприкасающиеся с подковой. После сварки все выступы и неровности тщательно стачивают на абразивном круге, особенно в месте приварки шипа, чтобы предотвратить намин. Для придания конечности большей устойчивости зацепный шип желательно делать в два раза длиннее пяточных и вставлять в него по две пластины, на летние подковы также желательно вставлять на зацеп по две пластины. Внутренние шипы на летних и зимних подковах «заоваливаются», чтобы лошадь не засекалась. С той же целью на зимних подковах внутренний выступающий угол не затачивают.
   При сламывании выступающей задней части, при достаточном износе шипов, зимние подковы можно использовать в качестве летних с шипами, предварительно сравняв поверхности всех шипов.
   При изготовлении подков в кузницах шипы желательно делать за одно целое с подковой, а при изготовлении летних подков без шипов подкову в месте впайки пластин целесообразно делать на 5 мм толще, что предотвратит стирание головок ухналей. При таком изготовлении гнезда под пластины любой формы можно делать пуансоном.
   Обычно лошадь необходимо перековывать один раз в месяц, каждый раз меняя подковы, в при работе по дорогам с твердым покрытием—даже два раза. Модернизированные же подковы служат долго, и перековывать лошадь надо по мере отрастания копытного рога или ввиду разбалтывания подковы, хотя в этом случае можно не подковывать лошадь заново, а менять или подтягивать ухнали. Число перековок снижается с 10—15 до 7. Соответственно снижаются затраты на ковку лошади. Расчистка и ковка одной лошади стоит 1 руб. 37 коп.
   При использовании заводских подков расход их составляет: на год — 10 станов, на 3 года—30, на 6 лет— 60 станов. Стоимость их составит соответственно 15 руб. 60 коп.; 46 руб. 80 коп.; 96 руб. 30 коп. При использовании же модернизированных подков с пластинами, бывшими в употреблении, стоимость стана будет равна2 руб. 60 коп. и соответственно на год — 1 руб. 30 коп., на 3 года —3 руб. 90 коп., на 6 лет—7 руб. 80 коп. Экономический эффект на одну рабочую лошадь при использовании бывших в употреблении пластин составит 14 руб. 30 коп. Расход металла будет выглядеть так: за 1 год—23 кг, за 3 года—69, за 6 лет—138 кг и соответственно 1,25; 3,75; 7,5. кг, что в 18 раз меньше. Если же подковы ("выходят" больше указанного срока, то их КПД увеличится еще больше.
   Виктор Александрович пробовал изготавливать подковы из чистого титана — получилось. Но трудность изготовления, дороговизна титана не позволяют использовать металл широко. Однако подкупающая легкость подков может быть использована для особо резвых и ценных скакунов и рысаков, да и крепость таких подков завидная. Неплохо было бы в экспериментальном порядке изготовить подковы из легких сплавов на основе алюминия или из пластмассы с твердосплавными вставками. Выгода здесь очевидная.
  
   Л. СТАРИКОВ
"Коневодство и конный спорт" №3, 1987г., с.7-9
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


Рис. 1. Подковы летние с твердосплавными вставками: а) без шипа (1 —пластина, 2—подкова), б) с шипом и разными формами вставок.


Рис. 2. Подкова зимняя с твердосплавной вставкой.


Рис. 3. Шип беговой подковы со вставкой: 1—твердосплавная пластина (заштрихована).


Рис. 4. Твердосплавные пластины: трехгранные, квадратные, пятигранные ромбические.