О журнале  
Поиск
Конный спорт
Маргарита Терехова в зеркале спорта
Савельев А.

   Кому доводилось бывать за кулисами или на съемочных площадках, видеть актеров вблизи во время работы, знают, какой это тяжелый труд, тяжелый в буквальном смысле этого слова, требующий огромных нервных и мускульных затрат. А ведь казалось, тяжестей они не поднимают, ходят по сцене, разговаривают. Это так, но делают они все это в состоянии сверхсобранности. Быстрота реакций и координированность движений требуют много сил. Выносливость, хорошая спортивная форма так же необходимы актерам, как и спортсменам.
   Маргарита Терехова выросла в актерской семье. Приходилось часто переезжать из города в город, но привязанность к книгам и занятиям физкультурой оставалась постоянной. Все преподаватели физкультуры считали ее спортивной девочкой и, как водится в таких случаях, возлагали на нее большие надежды. Везде, где она училась, ей доверяли защищать спортивную честь школы. Она бегала, играла в настольный теннис и волейбол, в старших классах увлеклась баскетболом. Играла за школу, за район, за юношескую сборную Узбекистана. Тогда она думала, что никогда не бросит баскетбол. Но жизнь распорядилась иначе, а спортивная подготовка, полученная в детстве, любовь к спорту остались и очень пригодились в актерской работе.
   Впервые встреча с конным спортом состоялась у М. Тереховой в телевизионном фильме «Четыре мушкетера». И прежде ей приходилось ездить верхом на лошади, но это было скорее развлечением, чем серьезным занятием. Основательно обучение верховой езде началось в крытом манеже Московского ипподрома за несколько месяцев до начала съемок. Занятия вела опытный, требовательный тренер Н. Соколова, любительница лошадей, вообще животных, тонкий знаток верховой езды. Н. Соколова решила обучать актеров не поверхностно. Недостаток времени, отведенного для них, тренер компенсировала насыщенностью занятий, требуя работы до седьмого пота, невзирая на лица. В программу уроков входили все основы верховой езды: обучение управлению лощадью, постановка правильной посадки, развитие смелости, без которой немыслимо научиться прилично ездить верхом. Терехова прилежно следовала всем тренерским указаниям. Иногда Н. Соколова провоцировала неповиновение лошади, вынуждая всадников управляться с разгоряченным животным. Хорошая школа!
   — Лучше вы упадете у меня на глазах на опилки, чем после где-нибудь на камни, — говорила тренер в таких случаях.
   Довелось как-то упасть и Тереховой. Олимпийский чемпион В. Угрюмов, заглянувший в манеж в тот самый досадный для актрисы момент, посоветовал ей, не мешкая ни секунды, тут же прыгать в седло. Проверенное средство: на то, чтобы испугаться, у всадника не остается времени. Испуг приходит позже, когда уже нечего бояться.
   Конь по кличке Газон, на котором М. Терехова постигала премудрости верховой езды, оказался далеко не «подарком». Своенравный и отлично понимающий, с кем имеет дело, он частенько выкидывал неожиданные фортели, усыплял бдительность притворной покорностью и вдруг начинал прыгать козлом. А в общем-то он был славный конь. Скоро привык к актрисе, встречал ее приветливо и особенно не попрошайничал. Когда случалось Маргарите упасть из седла, он «не злорадничал», а даже, вроде, наоборот: в его глазах Терехова читала нечто похожее на ободрение: дескать, терпи, копь захотела покрасоваться в седле, да еще и на телеэкране, и помни, с нашим братом надо всегда держать ухо востро.
   На съемочной площадке телефильма «Четыре мушкетера» конными съемками занимался постановщик конных трюков А. Ходюшин. Перво-наперво он стал подбирать психологический ключ ко всем актерам, которым предстояло сниматься на лошадях, искать в их характерах некую пружинку, тронув которую можно было бы подстегнуть азарт, заставить исполнителя предельно собраться.
   Так, желая Добиться от Михаила Боярского посадки, достойной д'Артаньяна, Ходюшин говорил доверительно:
   — Миша, посмотри сколько девушек на съемочной площадке. И все на тебя смотрят.
   Боярский приосанивался, кончики усов приподнимались и в глазах вспыхивал блеск. Ни дать ни взять — королевский мушкетер.
   Лошади, тихони с виду, не упускали случая подстроить какую-нибудь каверзу. Казалось бы, чего проще попасть в седло, прыгнув со второго этажа? Лошадь не шелохнется ... до тех пор, пока актер примеривается. Стоит ему прыгнуть, как лошадь тут же делает шаг в сторону, без всяких предварительных приготовлений, даже не подняв головы. И уже не ее дело, угадает ли актер в какую сторону она шагнет в следующем дубле, и шагнет ли вообще.
   Эффектно виделся постановщикам фильма кадр, в котором М. Терехова поднимает коня на дыбы. Дело не очень хитрое. Надо лишь резче ударить шпорами в бока лошади и крепче натянуть повод. В такие минуты актриса отчетливо представляла, как острые жала шпор вонзаются в нежную кожу, и ей становилось до слез жаль лошадь. А кадр действительно мог бы получиться эффектным!
   Неодинаковым было отношение главных героев фильма к вынужденным упражнениям в верховой езде. Так, В. Смехов, морщась от боли в пояснице и в одеревеневших ногах, ворчал: — И чего заставляют трястись весь день в седле? Дублеров нет, что ли?
   На что В. Смирницкий и И. Старыгин возражали с жаром: — Какие дублеры?! Где еще так вволю покатаешься на лошадях?
   Ну а Терехова, то бишь миледи, схватившись с мушкетерами в скачке за подвесками или спасаясь от погони, летела на взмыленной лошади по пересеченной местности, в гору, с горы, перемахивала рытвины и насыпи. Только ветер посвистывал в ушах. Побаливала, правда, спина, как бы напоминая, что скачка на лошади — это не всегда чистое удовольствие и поэтому иногда в процессе съемок в действие приходилось включаться и дублерше. Но в фильм вошли только те кадры, в которых участвовала актриса. И та миледи, которую телезрители увидели на своих экранах, была именно Маргарита Терехова. Натурально. Без всяких кинофокусов.
  
   А. САВЕЛЬЕВ
"Коневодство и конный спорт" №5, 1987г., с.27
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом