О журнале  
Поиск
Конный спорт
Как вернуть былую славу (О подготовке стипльчезной команды)
Алексеенко В.

   В 1990 году в ухоженном и уютном конном парке чехословацкого города Пардубицы в сотый раз выйдут на старт Большого Пардубицкого стипль-чеза отважные конники-стиплеры. На эту очень сложную трассу, состоящую из множества различных препятствий в комбинациях с канавами, земляными преградами, большими перепадами уровней отталкивания и приземления, практически ни один всадник не выходит без надежды стать победителем. Но, как известно, в этих испытаниях победа достается только одной паре, состоящей из всадника и лошади, и, зачастую, лошади одиндва раза за ее спортивную карьеру.
   За всю историю Большого Пардубицкого стипль-чеза только четыре лошади смогли выиграть его по 3 раза. Это Бриганд (1975, 1977, 1978 гг.), Эпиграф (1957, 1958, 1959 гг.), Корок (1969, 1971, 1972 гг.) и Сагар (1981, 1982, 1983 гг.). Кстати, Эпиграф и Сагар рождены в конном заводе «Восход» Краснодарского края. Девяти лошадям удавалось выиграть этот приз дважды.
   Со дня первой победы в Большом Пардубицком стипль-чезе представителя советской команды Владимира Федина на Эпиграфе прошло 30 лет. За эти годы очень часто звучал гимн Советского Союза и поднимался флаг СССР на флагштоке, установленном на финише зеленой дорожки Пардубиц.
   Особый успех выпал на долю первого десятилетия. Эпиграф, Грифель, Гобой, Прибой и Дрезден под седлами наших всадников В. Федина, В. Прахова, С. Макарова, В. Горелкина, А. Соколова, Б. Пономаренко, Л. Баклышкина, И. Сухарева и многих других принесли славу советскому коннозаводству и спорту.
   Если вспомнить спортивную биографию этих рыцарей больших побед, то фамилии Л. Баклышкина, С. Макарова, В. Горелкина, а также, А. Соколова и других стиплеров можно найти в списках участников, победителей и призеров самого различного масштаба соревнований по классическому конному троеборью, начиная с республиканских и кончая Олимпийскими, а это характеристика большого профессионального мастерства спортсменов, которым, если наблюдать со стороны, «легко» доставались победы. А по сути — это было результатом комплексной тренировки всадника, системы планомерного напрыгивания, выездки и физической подготовки лошади.
   Узнав о том, что на Олимпиаду в Сеул не поехали наши троеборцы, многие известные спортсмены задумались, почему после ряда мировых и европейских побед наш конный спорт преследуют неудачи. И объективно оценив ситуацию, сложившуюся сейчас в троеборье, надо сказать прямо: без большого мастерства, которое покинуло на какое-то время нашу сборную команду после Московской Олимпиады, прогуливаться с лошадьми за тысячи верст от доме действительно не имело смысла.
   На мой взгляд, основной причиной падения результатов наших конников явилось необдуманное введение в конном спорте возрастного ценза, а это за 7 лет отвлекло от занятия троеборьем, стипль-чезом — этими сложными видами — большую группу опытных мастеров, способных готовить лошадей и выступать самим. А в других странах примером долголетия и величайшего мастерства могут служить двукратный олимпийский чемпион по высшей школе верховой езды швейцарец Сен-Сир, который в возрасте 72 лет остался призером Римской Олимпиады, там же стал победителем в 54 года троеборец из Австралии Морган. В возрасте за 30 лет и старше продемонстрировали высокое мастерство наши конники С. Филатов, И. Кизимов, Е. Петушкова, П. Деев, М. Копейкин, В. Чуканов и многие другие.
   Надо сказать, что, присутствуя на международных соревнованиях, наблюдая за тем, как в честь победы советских спортсменов поднимается алый флаг и звучит гимн нашей Родины, невольно ощущаешь высокую эмоциональную гордость за страну, в которой ты живешь.
   В прошлом году мне пришлось быть в ЧССР на знаменитом Пардубицком конном стадионе, и до сих пор больно и обидно, что после 8 стартов флаг СССР поднялся над стадионом только один раз.
   В этой связи мне хочется высказать свою точку зрения на подготовку сборной стипль-чезной команды страны, чтобы помочь возвратить былую славу наших конников. Анализ побед в Пардубицком стипль-чезе показывает, что для участия в нем не обязательно иметь лошадь очень высокого скакового класса. По моему мнению, в первую очередь она должна обладать крепкими конечностями, хорошим настильным и мощным прыжком, сильной дистанционной выносливостью, хорошим ростом (165— 170 см), выезженностью и обязательно управляться опытным всадником.
   Рекордной по резвости была победа Железника в Большом Пардубицком стипль-чезе в 1987 году. За 9.55 он прошел дистанцию 6900 м (средняя резвость на каждом километре равнялась 1.26,2).
   При подборе лошади для стипль-чезов, кроме перечисленных факторов, очень важно, чтобы она обладала хорошим естественным прыжком, не «перебирала» (то есть «темнила» часто перед препятствием), так как эти недостатки резко снижают резвостной фактор на дистанции и отбрасывают лошадь в борьбе от лидера.
   Трудно назвать главную причину неудач наших стиплеров в последнее десятилетие. Их много. Одной из них, по нашему мнению, явилось то, что после последнего стипль-чеза на Московском ипподроме в 1978 году, где неудача постигла двух лошадей, на ипподромах и первенствах СССР резко сократились соревнования по стипльчезам, было ликвидировано отделение стиплеров конзавода «Восход», возглавляемое В. Праховым, неоднократным участником и победителем Большого Пардубицкого стипль-чеза. Перестала существовать и система подготовки в среде стиплеров. Госкомспортом СССР были отменены нормативы для присвоения звания «мастер спорта СССР» по стипль-чезу, то есть произошло умаление морального престижа и материальной заинтересованности. Отход от этого сложного вида грамотных специалистов, отсутствие интереса со стороны конных заводов и спортивных клубов привели к снижению результатов на международных соревнованиях. А теперь мы пожинаем то, что посеяли после успешной победы А. Соколова на жеребце Дрездене в 1967 году. Членам нашей сборной за прошедшие 20 лет лишь однажды в 1984 году удалось подняться на высшую ступень пьедестала в Большом Пардубицком стипль-чезе. И то благодаря тому, что в конзаводе «Восход» мастер спорта СССР А. Логачев несколько лет готовил и выступал в троеборье на жеребце, которого передали в Ростов-на-Дону под седло в прошлом мастеру спорта СССР по троеборью, а ныне стиплеру Николаю Хлудееву, ставшему победителем этого приза.
   Попыткой подняться на высоты прошлых лет в 1983 году явилась инициатива стиплеров Ростовского ипподрома во главе с нынешним директором В. М. Пономаревым и заслуженным тренером РСФСР Г. Хайяненом. Однако по ряду причин у них оказалось слишком мало сил. Во-первых, из-за недостаточного количества чистокровных верховых лошадей для постановки их в тренинг на стипльчезы, а приобретение в других заводах страны сдерживает фактор очень высоких цен даже на среднюю по качеству чистокровную лошадь. Число полукровных лошадей конзавода имени С. М. Кирова, поставляемых в тренинг для стипль-чезов, недостаточно для закрытия всей программы соревнований в Пардубицах и на других ипподромах Европы.
   Одновременно с ростовчанами, в «гордом одиночестве» среди гор Карачаево-Черкессии при Малокарачаевском конзаводе вела обособленную работу со стипльчезными лошадьми небольшая группа энтузиастов под началом Махмуда Токова.
   С 1985 года на Пятигорском и Краснодарском ипподромах начали испытывать лошадей в стипль-чеэах. Но все это было разрозненными и очень скромными «попытками» спортсменовстиплеров возродить этот вид конных состязаний. Ни на одном ипподроме страны нет настоящих грамотно построенных трасс, везде тяжелый и твердый грунт, нет зеленого залужения. В тренотделениях конных заводов, как правило, не хватает хороших стипльчезных лошадей, нет опытных тренеров и всадников. Все держится на отдельных энтузиастах. Разобщенность, бесконтрольность и бесплановость подготовки, отсутствие фактора спортивной борьбы и определения достойных, ведомственная разобщенность привели к тому, что сборная страны формируется не по принципу отбора сильнейших, а по принципу наличия лошадей и всадников. Отсюда и результаты. В 1987 году не выиграно ни одного стипль-чеза на Пардубицких трассах, и лишь две победы были одержаны в Братиславе.
   Я понимаю, что со стороны всегда легко критиковать и видеть недостатки. Гораздо труднее сделать дело или предложить верное решение проблемы. Я не претендую на то, чтобы мои соображения считали идеальными, но успехи наших конников-стиплеров на международных соревнованиях мне видятся в результате организации клуба стиплеров с обеспечением их троеборными лошадьми (пример — Эпиграф и Эрот). Источником финансирования клуба могли бы быть: паевые взносы конзаводов и других хозяйств, участвующих в стипльчезных испытаниях; отчисления от призовых сумм, полученных после розыгрыша стипль-чезов внутри страны; членские взносы; платная записка и пр. Руководство клубом может осуществляться через совет и его председателя.
   Для отбора лучших лошадей и всадников следует разработать строгую систему подготовки на Ростовском, Пятигорском и Краснодарском ипподромах, а финальную встречу желательно проводить на Московском ипподроме или в Битце, после чего комплектовать сборную страны.
   На всех ипподромах необходимо грамотно оборудовать трассы и построить шпрингартены длиной до 500 м, укомплектовать типовыми херделями каждый ипподром. В зимнее время (январь, февраль) в Ростове или Краснодаре хорошо бы организовать ежегодный сбор по напрыгиванию и выездке лошадей, для подготовки спортсменов. Очень помогло бы работе и издание технически грамотных и юридически обоснованных чертежей препятствий для стипль-чезов.
   Думаю, что для пользы дела стоило бы восстановить ранее утвержденные, а затем отмененные классификационные нормативы по присвоению звания «мастер спорта СССР» по стипль-чезам через туристическую международную, организацию «Спутник» из числа любителей стипль-чезов, организовать ежегодные турпоездки в Пардубицы.
   Эти и другие хорошо продуманные и сведенные в единую систему мероприятия смогут вывести из застоя и обеспечить стабильность в завоевании многих побед, помогут участникам вступить в достойную борьбу за призовые места.
  
  
   В. АЛЕКСЕЕНКО, заслуженный тренер РСФСР
"Коневодство и конный спорт" №8, 1989г., с.17-18
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом