О журнале  
Поиск
.
Из опыта участия в Пардубицких скачках
Авдеев В.,Брикель П., Бобылев И.

Во второй половине октября 1955 года советские конники впервые приняли участие в международных стипль-чэзах и барьерных скачках, состоявшихся на пардубицком ипподроме в Чехословацкой Республике.

Пардубицкие стипль-чэзы имеют большую давность.

Впервые скачки с препятствиями (стипль-чэз) на пардубицком ипподроме состоялись 6 ноября 1874 г., т. е. { 81 год назад. С тех пор они являются ежегодным, волнующим событием в спортивной жизни страны.

Центральным призом пардубицких стипль-чэзов является Большой Парадубицкий, разыгрываемый на дистанцию 6900 м, на протяжении которой участники должны преодолеть 30 самых различных по характеру устройства и сложности препятствий.

К участию в нем допускаются лошади в возрасте 6 лет и старше, для которых установлен одинаковый вес всадника: для чистокровных лошадей — 70,5 кг и для полукровных —65,5 кг.

Выйти победителем Большого Пардубицкого стипль-чэза очень трудно, о чем лучше всего свидетельствует тот факт, что за время его существования в нем принимало участие в общей сложности 597 лошадей, из которых закончить состязания смогли только 280, или 46,9% участвующих.

С основания Большого Пардубицкого стипль-чэза 39 раз победу одержали в нем чистокровные лошади и 25 раз полукровные, преимущественно коннозаводского разведения, 35 раз к финишу первыми подходили мерины, 14 раз жеребцы и 15 раз кобылы.

Самой лучшей лошадью в истории этих скачек считается кобыла Леди-Анна, 7 раз принимавшая участие в состязании, 3 раза вышедшая победительницей и 3 раза занявшая призовые места.

Рекордная резвость при розыгрыше Большого Пардубицкого стипль-чэза остается до сих пор за французской чистокровной лошадью Рейон де Люн — 10 мин. 30,8 сек.,;. показанная ею в 1947 г.

Победителем Большого Пардубицкого в 1955 г. вышел чехословацкий спортсмен Чайда, выступавший на высококровном жеребце под кличкой Фуриозо XIV.

Для ознакомления специалистов и широких кругов советской конноспортивной общественности даем краткое описание имеющихся на Пардубицком ипподроме стипль-чэзных препятствий.

Пардубицкий ипподром имеет очень хорошую зеленую скаковую дорожку шириной 25—30м. Дистанция скакового круга составляет 2200 м.

Внутри к зеленой скаковой дорожке примыкает узенькая — 2,5—3 м шириной песчаная дорожка, предназначенная для тренировки и галопирования спортивных лошадей.

Всего на пардубицком ипподроме установлены 42 различных препятствия, из которых 6 являются переносными, представляющими собой обычные барьеры из плетня высотой 120 см. Они устанавливаются на зеленой дорожке для розыгрыша барьерных скачек и частично используются в стипль-чэзах.

Все остальные препятствия на пардубицком ипподроме являются неподвижными, размещены в самых различных местах ипподрома и по характеру устройства могут быть разделены на следующие группы.


Первая группа—препятствия, именуемые живой изгородью. Они сделаны из естественной насадки переплетающихся друг с другом растений, образующих в итоге довольно плотную стену. Размеры этой группы препятствий различны как по высоте, так и по ширине, а именно: 100Х ХЮО, 120Х150, 130Х150 и 150Х150.

Вторая группа препятствий характерна тем, что в них различная по размерам живая изгородь, доходящая нередко до 150 см по высоте, значительно усложнена прилегающим к ней сзади невидимым для лошади рвом. Ширина этого рва колеблется от 1,5 до 5 м. Поэтому все препятствия такого типа являются своего рода ловушкой для лошади и требуют от нее высокого и в тоже время настильного широкого прыжка. В противном случае преодоление таких препятствий заканчивается падением лошади и всадника в этот ров.

Наиболее сложным препятствием из этой группы является препятствие № 4, так называемый Большой Таксис, в котором высота живой изгороди равняется 150 см, а ширина 120 см, ширина же прилегающего к ней рва составляет 5 м, а глубина — 2 м.

Это препятствие, как правило,. включается лишь в Большой Пардубицкий стипль-чэз.

Трудность преодоления этого препятствия характеризуется следующим примером из опыта скачек 1955 года. В Большом Пардубицком стипль-чэзе в прошлом году участвовала 21 лошадь, из которых только 3 смогли без падения преодолеть это препятствие. В числе этих трех, чисто прыгнувших Большой Таксис, были 2 советские лошади — Сатрап (спортсмен А. Н. Антошин) и Нефрит (спортсмен В. Рабчанов).


Третья группа препятствий — открытые канавы, сухие и заполненные водой, шириной от 2,5 до 5 м и глубиной около 1 м.

Четвертая группа препятствий — банкеты в комбинации с канавами,. в одних случаях сухими, а в других заполненными водой.. Высота банкета в этих препятствиях составляет 130—150 см, ширина прилегающей канавы колеблется от 1 м без воды (дроп) и до 5 м с водой (змеиный ров).

Пятая группа препятствий носит название “английский прыжок”. Эти препятствия характерны тем, что они являются комбинированными и состоят из вертикального или имеющего небольшой наклон по ходу лошади деревянного барьера, высотой 80—100 см, затем — сухой канавы шириной 150—200 м и, наконец, живой изгороди высотой 100—120 см и шириной 100—150 см.

В некоторых случаях этот тип препятствий усложнен тем, что его надо преодолевать снизу вверх, — это нередко является причиной падения участников соревнования.

Шестая группа — препятствия самого различного типа, устанавливаемые по одному на пардубицком ипподроме. Однако некоторые из них являются очень сложными и требуют большого искусства для их преодоления. К числу такого рода препятствий относится прежде всего так называемая ирландская скамья, представляющая собой почти отвесный земляной вал высотой и шириной 2 м, спереди и сзади которого имеются канавы шириной до 1 м.

Не менее сложным препятствием является единственное в своем роде препятствие, именуемое французским прыжком. Оно состоит из живой изгороди 100Х100, затем открытой канавы шириной 150 см, и далее, снова живой изгороди 100х100. В результате этого лошадь в общей сложности должна преодолеть внушительное комбинированное высотно-широтное препятствие.


Наконец, несколько хотя и менее трудными препятствиями на пардубицком ипподроме являются: каменная стенка высотой 1 м, барьер из брусьев высотой 80 см и так называемый тракененский прыжок, состоящий из открытой канавы шириной 2,5 м и глубиной 75 см с возвышающимся в центре барьером из деревянных брусьев высотой 80 см.

По характеру и трудности препятствий Пардубицкий стипль-чэз может быть сравним только с Ливерпульским в Англии.

Пардубицкий и Ливерпульский стипль-чэз трудностью своих препятствий отодвигают на второй план все остальные мировые состязания этого вида.

Сложность указанных стипльчэзов заключается в том, что они, для успешного преодоления большого количества исключительно сложных препятствий на чрезвычайно резвом аллюре, требуют колоссального напряжения всех сил лошади и огромной смелости, хладнокровия и высокого спортивно-технического мастерства всадника.

Для того чтобы выйти победителем в пардубицких стипль-чэзах, всадник вынужден в течение скачки часто и умело либо снижать, либо повышать резвость, с тем чтобы сохранить энергию своей лошади для преодоления последних препятствий в решающей борьбе на финише, требующей максимального, ни с чем несравнимого напряжения организма лошади.

Кроме того, стипль-чэзы на пардубицком ипподроме никогда не разыгрываются по кругу. Старты назначаются в самых различных местах ипподрома. Опыт участия в пардубицких стипль-чэзах показал советским конникам, что успех всадника, несмотря на длину дистанции и сложность маршрута этих скачек, во многом зависит от успешного старта. Дело в том, что в каждом стипльчэзе первые 2—3 препятствия, как•правило, преодолеваются участниками в очень сомкнутой группе. Нередко на этих препятствиях, несмотря на их сравнительную легкость, за ошибку одного всадника расплачиваются другие. Поэтому каждый спортсмен стремится со .старта вырваться вперед, для того чтобы раньше других перепрыгнуть, без помех, первые 2—3 препятствия.

Следствием недооценки старта со .стороны отдельных советских спортсменов явилось неудовлетворительное выступление в Большом Пардубицком стипль-чэзе А. Антошина на Сатрапе и в призе реки Дунай А. Курдюкова на Байге.

Дистанция стипль-чэзов проходит от препятствия к препятствию, чередуясь то по зеленому, то по вспаханному полю, чаще всего по кривой самой различной формы (восьмерки и другие сложные по характеру маршруты). Схема одного стипльчэза никогда не бывает похожа на схему другого стипль-чэза.

Стипль-чэзы, разыгрываемые для лошадей 4 и 5 лет, обычно несколько облегчены как по длине дистанции, которая в этих случаях составляет 3200—-3600 м, так и по трудности препятствий. Однако ни в одном случае из стипль-чэзов не исключается вспаханный участок маршрута, который обычно составляет 25—30% всей дистанции. Для лошадей 6 лет и -старше дистанция стипль-чэзов на пардубицком ипподроме обычно составляет 4000 м и в них включаются препятствия самой различной сложности, за исключением лишь Большого Таксиса, который входит только в Большой Пардубицкий стипль-чэз.

Схему маршрута стипль-чэзов на пардубицком иппедроме спортсмены получают обычно за 6—7 дней до скачек.

Порядок преодоления препятствий и маршрут движения спортсмены должны твердо знать на память, так как в противном случае они их могут спутать. Особенно это важно знать всаднику, ведущему скачку, так как никаких опознавательных знаков по пути нет. Единственными обозначениями на ипподроме являются ограничительные флажки белого и красного цвета, из которых красный всегда должен быть справа, а белый слева препятствия.

Во всех стипль-чэзах и барьерных скачках участники должны нести строго определенный вес, в зависимости от возраста и породности лошади. Всадники, превышающие по весу установленные нормы более чем на 5 кг, к соревнованиям не допускаются. В процессе скачки упавший всадник может быть заменен другим, лишь бы у него хватило нужного веса. Для посыла лошади разрешается пользоваться только хлыстом. Шпоры категорически запрещены.

Соревнования 1955 г. на пардубицком ипподроме проходили в два воскресенья—16 и 23 октября. В эти дни было разыграно 12 призов, из них 7 стипль-чэзов и 5 барьерных скачек на различные дистанции.

Наименование призов было посвящено названиям рек стран народной демократии и СССР.

Наряду с чехословацкими ездоками, в соревнованиях принимали участие конники Советского Союза, Польши, Венгрии, Болгариии и ГДР. 5 скачек выиграли спортсмены Чехословакии, 3 скачки—конники Советского Союза, 2—представители ГДР, по 1 — спортсмены Польши, Венгрии. Спортсмены Болгарии не смогли занять ни одного первого места.

Спортсмены Советского Союза вышли победителями в одном из труднейших стипль-чэзов (приз реки Волги) и в двух барьерных скачках (приз реки Дон и приз реки Янг-ТзеКианг).

Кроме того, конники Советского Союза заняли три вторых, два третьих, одно четвертое и два пятых места.

Приз реки Волги выиграл мастер спорта В. Прахов (конноспортивная команда МО СССР) на чистокровном жеребце Грассек рождения 1947 г. (Сектор II—Грация), конзавода “Восход”.

Победителем призов реки Дон и реки Янг-Тзе-Кианг вышел мастер жокей Н. Лаке на кобыле Гранате 1952 г. (Грог II—Наперстянка), конзавода “Восход”, принадлежащей в настоящее время конноспортивной школе ДСО “Пищевик”.

Вторые места заняли: в Прадрубицком стипль-чэзе спортсмен А. Антошин на жеребце Дессерт (Джеме— Самокатка), в барьерных скачках на приз реки Селенги мастер жокей Н. Насибов на жеребце Тайван (Тарзан—Вилия) и на приз реки Янг-Тзе-Кианг мастер спорта В. Прахов на кобыле Котомке (Кеманас— Таблетка).

Третьи места заняли: в стипль-чэзе на приз реки Волги спортсмен • А. Мищенко на жеребце Аплодисмент (Амон—Фланговая) и в барьерной скачке на приз реки Шпреи мастер жокей Н. Лаке на жеребце Ганнибал.

Четвертое место занял спортсмен А. Курдюков в призе реки Волги на кобыле Байга (Бриз—Аховани).

Наконец, два пятых места в стипль-чэзах заняли спортсмены В. Рабчанов в призе реки Марицы на коне Мажор (Марсель—Жатва) и спортсмен А. Курдюков в призе реки Дунай на кобыле Байга.

Подробные данные о призовых местах, занятых конниками Советского Союза, в сравнении со спортсменами других стран показывают, что по количеству выигранных первых мест в абсолютных числах на первом месте стоят конники Чехословакии, занявшие в общей сложности 29 призовых мест, второе место занимают спортсмены СССР, выигравшие 11 призовых мест, третье — спортсмены Польши — 7 мест и далее идут конники ГДР, Венгрии и Болгарии.

Если же эти цифры рассматривать по отношению к числу выступлений, сделанных спортсменами каждой команды (в международном армейском призу принимали участие только офицеры Чехословацкой армии), то выше всех достижения оказываются у спортсменов ГДР, которые из 5 выступлений заняли 4 призовых места, или 80%, второе место занимают советские конники, выигравшие из 22 выступлений 11 призовых мест, или 50%, третье место— спортсмены Польши, выигравшие из 15,/выступлений 7 призовых мест, или 46,6%, четвертое — Венгрии. пятое — Болгарии, шестое — Чехословакии.

 

Количество призовых мест, занятых спортсменами различных стран, в каждом из разыгранных призов

Наименование приза

Всего платных мест

Из них заняты

первое

второе

третье

четвертое

пятое

Кладрубский

5

Польшей

СССР

Польшей

Чехословакией

Дона ......

5

СССР

Чехословакией

ГДР

Чехословакией

Волги ......

5

СССР

Чехословакией

СССР

СССР

Чехословакией

Марицы ....

5

Чехословакией

Болгарией

Чехословакией

СССР

Селенги ....

5

Чехословакией

СССР

Чехословакией

 

 

Тиссы ......

5

Венгрией

Польшей

Чехословакией

Венгрией

Болгарией

Вислы ......

5

ГДР

Польшей

Польшей

Чехословакией

-Армейский . . .

5

Чехословакией

Шпреи ......

5

ГДР

Польшей

СССР

Чехословакией

Венгрией

Большой Парду-бицкий . . .

5

Чехословакией

Дуная .....

5

Чехословакией

Болгарией

Венгрией

Польшей

СССР

Янг-Тзе-Кианг

5

СССР

СССР

Чехословакией

ГДР

Чехословакией

Поплера . . .

5

Чехословакией

Болгарией

Чехословакией

 

 

 

 

Страны народной демократии Польша, Венгрия, Чехословакия ГДР и Болгария выставили для участия в Пардубицких стипль-чэзах хороших лошадей и подготовили талантливых спортсменов, из которых особенно заслуживают быть отмеченными Витова, Полиза, Чайда, Свобода (Чехословакия), Фалевич, Хатисов (Польша).

Специалисты и тренеры, принимавшие участие от указанных стран в этих соревнованиях, отличались высокой культурой и глубоким знанием вопросов конного спорта.

Опыт участия в пардубицком стипль-чэзе показал, что успешно участвовать в такого рода соревнованиях могут только спортсмены, умеющие хорошо прыгать, обладающие большой смелостью и отвагой, быстрой сообразительностью, высоким чувством пейса скачки и умением правильно распределить силы лошади по дистанции стипль-чэза.

Лошади должны быть высокого скакового класса и с абсолютно здоровыми конечностями, так как малейшие дефекты в конечностях лошадей мгновенно обостряются в процессе тренировки, а во время соревнований полностью выводят их из строя, нередко лишая возможности даже закончить дистанцию скачки.

Все лошади впредь до отправки на международные конноспортивные соревнования подобного типа должны быть предварительно испытаны по меньшей мере два-три раза в стяпль-чэзе внутри страны и только после этой апробации могут намечаться для участия в международных соревнованиях.

Наиболее действенным стимулом развития этого вида конного спорта в Советском Союзе следует считать организацию стипль-чэзных соревнований на ипподромах СССР с привлечением к участию в них широких масс конников из конных заводов и ДСО.

Участие советских конников в пардубицком стипль-чэзе является знаменательным событием в конноспортивной жизни Советского Союза и представляет новый шаг в установлении дружественных связей наших конников с конниками зарубежных стран.

От имени советской конноспортивной команды мы приносим благодарность чехословацким товарищам Сикора, Михалю, Пешула за хорошую организацию указанных соревнований.


В. АВДЕЕВ Начальник Управления ипподромов Министерства сельского хозяйства СССР

П. БРИКЕЛЬ Директор Северокавказского треста конных заводов

И. БОБЫЛЕВ Кандидат сельскохозяйственных наук

"Коневодство и конный спорт" №1, 1956г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом