О журнале  
Поиск
Из истории российского коннозаводства
История и архитектура конных заводов
Телятников И.

   Русское коннозаводство возникло в конце XV века. Первым конным заводом на Руси считается Хорошевский завод, основанный под Москвой в царствование Ивана III.
   В документах начала XVII века есть уже точные исторические сведения о существовании обширных конских заводов, именовавшихся «кобылячьими конюшнями». При царе Михаиле Федоровиче Москва становится центром сосредоточения придворных конских заводов.
   Всеми придворными конюшенными учреждениями в Московском государстве управляло «Придворное конюшенное ведомство», пользовавшееся исключительным почетом при царском дворе. В начале XVIII века постоянные войны требовали большого количества лошадей. Поставляемые населением низкорослые лошади не удовлетворяли нужды армии. Новый вид транспорта — тяжелые высокие кареты — также требовали замены мелких азиатских лошадей более крупными и тяжелыми. Петр 1 обращается к использованию внутренних ресурсов страны, всемерно поощряя развитие частного коннозаводства. В 1712 году был издан указ об учреждении Государственных конских заводов в Казанской, Киевской, Азовской губерниях, а в 1720 году— в городе Астрахани. Первыми крупными коннозаводчиками в России стали приближенные Петра I — Меньшиков, Нарышкин, Стрешнев, Шереметьев, Репнин и другие.
   В царствование Анны Иоановны официальная мотивировка учреждения конских заводов в указе 1732 года звучала так: «Чтобы кавалерию без покупки чужестранных лошадей своими добрыми лошадьми удовлетворить».
   К середине XVIII столетия в России насчитывалось уже помимо девяти придворных конских заводов десять конских заводов малороссийских полков и несколько заводов при кирасирских и драгунских полках в Полтавской, Симбирской, Пензенской губерниях с общим поголовьем в 11 тыс. лошадей.
   Сооружения частных и государственных конских заводов и постройки приусадебных конных дворов, являвшихся часто немаловажным элементом всего архитектурного ансамбля усадьбы, в конце XVIII —начале XIX века в России представляли собой особую интересную область сельской производственной архитектуры.
   Деятельность первых конских заводов, учрежденных Петром I, сводилась к поставкам ремонтных лошадей в армию. И лишь в середине прошлого века было окончательно решено считать эти заводы рассадниками племенных лошадей и называть «Государственными конными заводами». Среди них были Хреновской конзавод и заводы так называемой Беловодской группы — Деркульский, Лимаревский, Новоалександровский и Стрелецкий.
   Все они организованы в последней четверти XVIII века и отстроены заново в двадцатых годах XIX столетия, а в настоящее время по качеству заводских построек относятся к числу лучших.
   Основным достоинством архитектуры старинных русских конных заводов является то, что весь комплекс заводских зданий создает впечатление единой композиции с ярко выраженной художественной темой, которая характеризует архитектуру ансамбля в целом. В комплексе заводских построек всегда имеется одно сооружение, по Положению, абсолютным размерам и масштабу архитектурных форм доминирующее среди всех остальных. Таким сооружением обычно является здание главных заводских конюшен. Протяженный фронт конюшенных корпусов, крупные объемы выводных и рабочих манежей дают возможность создать интересную объемно-пространственную композицию.
   Схема построения архитектурных комплексов всех старинных коневодческих хозяйств довольно идентична. Генеральный план центральной усадьбы включает в себя следующие зоны: производственную (конюшни, ветлазарет, мастерские, склады), административную (управление завода, квартиры управляющего и ветврача, дом для приезжих, школа наездников), приусадебный парк, который является неотъемлемой частью центральной усадьбы и обычно служит естественной зоной разрыва между производством и административно-жилой зоной.
   Общий подход к решению архитектурного ансамбля производственного комплекса, стремление придать ему красивый вид являются и теперь примером, достойным подражания.
   В генеральных планах старинных заводов нет определенной закономерности в размещении зданий конюшен относительно сторон света, но большое внимание уделялось защите их от ветра и озеленению.
   Строгость и простота архитектуры, порядок и благоустройство территории — это основные требования ко всякому производственному комплексу. Территории всех старинных русских конных заводов несут в себе черты парковой архитектуры: большие зеленые массивы заводского парка, пруды с плотинами и обязательные тенистые аллеи придают конным заводам особый колорит.
   Наиболее известен среди российских государственных конных заводов как по численности и качеству лошадей, так и по объему хозяйства и наличию лрекрасных производственных и культурно-бытовых построек Хреновской конный завод — родина орловских рысаков. Строительство основных зданий завода, начатое еще при жизни А. В. Орлова, заканчивалось в двадцатых годах XIX столетия его преемником В. И. Шишкиным. Все заводские здания, по указанию А. В. Орлова, должны были возводиться каменными и на века. Большинство построек и теперь являются основным капитальным фондом завода. Производственные и служебные здания расположены на территории центральной усадьбы, площадь которой достигает 50 га. Этот грандиозный комплекс заводских зданий представляет собой величественный архитектурный ансамбль русского классицизма начала XIX века.
   В проектировании и строительстве заводских зданий принимал участие знаменитый русский зодчий Д. И. Жилярди. Под чертежами здания главных конюшен Хреновского конного завода, гравированными в двадцатых годах прошлого столетия и помещенными в «Вестнике для охотников до лошадей на 1824 год», имеется следующее пояснение: «Завод сей, как по доброте отменных лошадей, так и по огромности строений есть из числа единственных в Европе». В натуре все было выполнено в соответствии с проектом, в чем можно убедиться даже теперь, сравнивая старинные чертежи с современными обмерами и фотографиями. К сожалению, не сохранились барельефные украшения на стенах и скульптурные группы перед фасадом, которые в конце прошлого века были уничтожены при реставрации заводских построек.
   Хотя многочисленные постройки центральной усадьбы разнообразны по назначению и архитектуре, тем не менее завод имеет ярко выраженный архитектурный облик, сложившийся благодаря преобладающему значению основных заводских сооружений, которые занимают доминирующее положение в генеральном плане завода.
   Главные конюшни Хреновского конного завода в отличие от конюшен конных заводов Беловодской группы представляют собой комплекс зданий, объединенных в единую архитектурную композицию. Конюшни располагаются по периметру прямоугольника, образуя внутренний двор, в центре которого стоит манеж, примыкающий торцом к центральному павильону выводного манежа на главном фасаде, с двумя сквозными проездами во внутренний двор конюшен.
   В углах конюшенного комплекса размещены еще четыре небольших выводных квадратных манежа, объемы которых закрепляют архитектурную композицию здания. Большой рабочий манеж давно потерял свой первоначальный вид, о котором можно судить только по старым изображениям его в разрезе на проекте архитектора Жилярди.
   В ансамбле Хреновского завода играет большую роль комплекс жилых и служебных зданий, выделенных в самостоятельную группу, но решенных в едином характере с архитектурой главных заводских конюшен. Среди построек Хреновского завода есть еще одно интересное здание — особняк, в котором помещалась квартира управляющего заводом, так называемый «генеральский дом». Старинная постройка начала XIX века довольно хорошо сохранила свой первоначальный вид, хотя в конце семидесятых годов уже нашего века почти полностью сгорела, но была полностью восстановлена и теперь используется как здание музея истории завода и, частично, как помещение заводской гостиницы.
   В образной характеристике архитектурного ансамбля Хреновского конного завода немаловажную роль играют малые архитектурные формы: каменные ограждения отдельных планировочных зон, система искусственных прудов, озеленение. В целом этот архитектурный ансамбль оставляет незабываемое впечатление — это уголок настоящей русской природы, старинной русской архитектуры и истории русского коннозаводства.
   Характерным решением плана главных заводских конюшен заводов Беловодской группы является организация внутреннего двора, окруженного конюшенными корпусами, с размещением внутри этого двора рабочего манежа. Манеж примыкает торцом к центральной части главной конюшни. Композиция сооружения, а следовательно, и главного фасада строго симметрична и строится по принципу выявления архитектурных объемов в соответствии с их производственным назначением.
   Основными доминантами в решении архитектурной композиции здания становятся центральный и угловые павильоны, внутреннее содержание которых имеет более значительный характер, нежели помещения для содержания лошадей — собственно конюшни. Назначение павильонов — выводные, рабочие и случные манежи. Все архитектурные средства выразительности, такие, как силуэт, пластика, декор, используются для выявления доминирующего значения центрального и угловых павильонов, оставляя очень скромной отделку стен конюшенных корпусов.
   Особенностью конструктивного решения здания главных конюшен Деркульского конного завода (основан в 1775 году) является перекрытие всех помещений кирпичными сводами. По преданию, после неоднократных пожаров по указанию императрицы Екатерины II эти своды были сооружены несгораемыми.
   Из других построек центральной усадьбы Деркульского конного завода представляет интерес здание так называемого «Китайского манежа». Деревянный круглый манеж построен в 1897 году и хорошо сохранился до нашего времени. Сооружение имеет около 30 м в поперечнике, красиво по своему силуэту и интересно по конструктивному решению: колоссальная шатровая крыша и световой фонарь опираются на мощный деревянный столб, расположенный в центре манежа.
   В Лимаревском конном заводе наиболее интересным сооружением является также здание главной конюшни, построенное в 1816—1820 годах по проекту архитектора «Экспедиции Конных заводов» А. С. Кутепова. В его рапорте от 30 июля 1815 года читаем следующее: «...Ездил я в Беловодские Конские заводы... и сделал сообразно Деркульскому заводу подробные всем строениям планы, фасады и сметы;
   сделал генеральное расположение всем строениям сообразно заводу Деркульскому и другой план расположения иначе для лучшего виду с большой дороги, лежащей от Беловодска к Воронежу...»
   В Лимаревской конюшне появляются два круглых манежа в углах здания вместо одного центрального, как было в Деркульском заводе, а средний объем получает выразительность благодаря сильному силуэту башни. До нашего времени она не сохранилась, но по ее типу архитектор Г. И. Букин соорудил башню над центральной частью конюшни в Новоалександровском заводе.
   Среди конных заводов Беловодской группы с точки зрения планировки территории и архитектуры заводских построек наиболее интересным можно считать Новоалександровский конный завод. Этот завод существовал уже с конца XVIII века под названием Алексеевского конского завода. В двадцатых годах XIX века он был перестроен заново и переименован в честь императора Александра I в Новоалександровский. Наиболее интересным элементом композиции фасада конюшенного здания является центральный объем. Вытянутый вдоль фасада прямоугольник этого объема перекрыт фронтом по длинной стороне и имеет в плане квадратную надстройку, над которой возвышается величественный силуэт круглой башни. Материальные затраты на возведение этой башни, безусловно, окупаются композиционными качествами этой архитектурной вольности, допущенной автором.
   Последним из заводов Беловодской группы является Стрелецкий конный завод, также основанный в конце XVIII века. Отсутствие единого архитектурного замысла в начале строительства и игнорирование стилистических особенностей архитектуры существующих зданий при возведении новых построек привели к тому, что в комплексе заводских сооружений нет композиционного начала, нет главных и подчиненных элементов планировочной композиции.
   В этом небольшом экскурсе в историю и архитектуру старинных конных заводов мы не касались вопросов племенной работы, с которыми читатели уже знакомы и о которых еще не раз будет рассказано на страницах нашего журнала.
  
  
   И. ТЕЛЯТНИКОВ, кандидат архитектуры
  
"Коневодство и конный спорт" №7, 1990г., с.8-10
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


В Хреновском конзаводе
фото И. Телятникова


В Новоалександровском конзаводе
фото И. Телятникова


Ветлазарет в Стрелецком конзаводе
фото Г. Мишуры


«Китайский манеж» в Деркульском конзаводе
фото И. Телятникова


В Лимаревском конзаводе
фото И. Телятникова