О журнале  
Поиск
Улучшение качества
Перспективы тяжеловозного коневодства
Сорокина И.

   За последнее время, в связи с ростом механизации, у некоторых специалистов сельского хозяйства сложилось мнение, что живое тягло можно заменить техникой и что поэтому следует в настоящее время сосредоточить внимание на разведении лишь спортивных лошадей для нужд страны и экспорта. Однако жизнь опровергает это. В нашей стране насчитывается свыше 4 миллионов рабочих лошадей, среди них немалая часть улучшенных тяжеловозами различных пород.
   Как известно, за последний период изменился характер использования живого тягла. Лошадей в основном стали использовать на внутрихозяйственных работах, на обработке мелкоконтурных участков, уборке сена на пересеченной местности и на небольших площадях, садовых и огородных работах, обслуживании животноводства, личных нужд сельского населения и на других подсобных хозяйственных работах.
   Вполне очевидно, что механизировать все эти участки работ можно лишь внедрением в производство машин малых мощностей и созданием сети хороших дорог внутри самих хозяйств. Чтобы полностью заменить живое тягло техникой, потребуется еще не один десяток лет. И не случайно поэтому поголовье лошадей у нас в стране не только стабилизировалось, но после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС а ряде республик даже возросло.
   Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что база для разведения тяжеловозных пород лошадей как основных улучшателей рабочих лошадей достаточно стабильна.
   Лошади тяжеловозных пород находят достаточное применение и в зарубежных странах. Во многих странах Европы и Америки существуют общества по разведению тяжеловозных пород, издаются специальные журналы. А такая страна, как США, имеющая своих тяжеловозов, закупила в 1967 году в Англии шайрских лошадей.
   Что касается перспективы, то развитие тяжеловозного коннозаводства в нашей стране зависит еще не столько от количественных изменений поголовья рабочих лошадей, сколько от их качества. В ходе интенсификации сельского хозяйства должна возрастать и экономичность отдельных производственных процессов, а число которых входит и рациональное использование лошадей на работах, а для работы, как известно, нужна хорошая, сильная лошадь. У нас в стране имеется еще значительное количество мелких, малоулучшенных лошадей, которые не удовлетворяют требованиям современного хозяйства. Однако не во всех республиках положение с качеством конского поголовья одинаково. Наиболее крупные и сильные лошади сосредоточены в колхозах и совхозах Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР. Мало породных лошадей в хозяйствах Белорусской ССР и в ряде районов РСФСР.
   Для улучшения качества местных лошадей потребуется большое количество улучшателей тяжеловозных пород желательного типа как основных создателей рабочей лошади. Ресурсы же племенных чистопородных лошадей тяжеловозных пород у нас сравнительно невелики: так, по трем ведущим породам советской, русской и владимирской тяжеловозным — маточное поголовье составляет всего лишь около 1500 кобыл. И несмотря на это, Главное управление коневодства и коннозаводства МСХ РСФСР приняло решение сократить поголовье кобыл советской тяжеловозной породы ведущего Починковского конного завода, вместо них ввели тракененских лошадей. Нам думается, что развитие спортивного коннозаводства не должно идти а ущерб тяжелоупряжному, так как это противоречит интересам массового коневодства, тем более, что у нас сейчас не хватает производителей тяжеловозных пород и спрос на них из года в год не удовлетворяется. Это ведет к тому, что в ряде заводов производится распродажа племенного молодняка, не достигшего возраста бонитировки по самой высшей оценке, независимо от качества. Так, например, в Куединском конном заводе в 1963—1964 гг. из проданных ставок жеребчиков в количестве 78 голов асе были оценены классом элита, а в 1967 году из реализованных 43 жеребцов 42 оценены также
   классом элита и только один — первым.
   Ранняя продажа молодняка из заводов и завышенная оценка не позволяют вести нормальный отбор в производящий состав и правильно оценивать производителей. Следует расширить воспроизводство лошадей ведущих тяжеловозных пород, не сокращая, а увеличивая состав меток в конных заводах.
   Огромные просторы, разнообразие природных и экономических особенностей разных районов нашей страны обусловливают потребность в лошадях разного типа и пород.
   Лучшие породы созданы при Советской власти — это советская, русская и владимирская тяжеловозные, латвийская упряжная, торийская, литовская тяжелоупряжная.
   Советские тяжеловозы — это крупные и наиболее массивные лошади ростом 160 см и выше и весом 700—900 кг. Эта порода благодаря целеустремленной селекции приобрела ряд ценных качеств, отличающих ее от исходных пород. Лучшие советские тяжеловозы достаточно породны, гармоничны, имеют энергичный темперамент, хорошую подвижность, более плодовиты, чем брабансоны.
   Благодаря своей крупности и особенно ярко выраженной массивности советская тяжеловозная порода дает наибольший успех при первичном улучшении беспородных лошадей, и уже в первом поколении мы получаем дельную рабочую лошадь. Советские тяжеловозы незаменимы как улучшатели в центральных областях Союза с интенсивным земледелием.
   Аналогичное назначение имеет владимирская тяжеловозная порода, также относящаяся к группе крупных тяжеловозов.
   В отличие от советских владимирские тяжеловозы еще более подвижны, но менее массивны, хотя по высоте в холке нередко превосходят советских тяжеловозов.
   В зонах своего наибольшего распространения — в Ивановской и Владимирской областях они с успехом используются не только как племенные, но и как отличные пользовательные рабочие лошади, ценные своей подвижностью, энергичностью и большой грузоподъемностью.
   В зонах с более суровыми природными условиями, на северо-востоке страны, на Урале, в лесистых районах северо-запада, в качестве улучшателя рабочей лошади с успехом используется русский тяжеловоз, так как он в этих условиях более экономичен, чем лошади крупных пород. Эта порода лошадей пользуется большой популярностью как пользователе а я лошадь и в центральных зонах страны, а также на Украине. Русские тяжеловозы ценны своей неприхотливостью, выносливостью и отличной работоспособностью.
   В республиках Прибалтики, где уже достигнута высокая породность всего конского поголовья, наиболее целесообразно развивать лошадей универсального типа, пригодных к разностороннему использованию, — латвийскую упряжную, торийскую и литовскую тяжелоупряжную. Лошади этих город достаточно крупные, энергичного темперамента, отлично приспособлены к местным условиям. Они являются также хорошими улучшателями рабочих лошадей в районах северо-запада Российской Федерации, где имеются аналогичные природно-климатические условия и где эти породы районированы.
   Говоря о перспективах развития разных типов и пород упряжных и тяжеловозных лошадей, мы признаем преимущества за такими универсальными породами, как латвийская и торийская. Не изживут себя в будущем и более крупные тяжеловозы даже тогда, когда будут созданы во всех республиках, сплошные массивы породных лошадей желательного типа. На крупных и массивных тяжеловозах в хозяйствах будут выполняться и некоторые более тяжелые работы. Кроме того, большие перспективы имеются для развития мясного и молочного коневодства, а также кумысопроизводства в центральных районах страны.
   Спрос на конское мясо, особенно молодых лошадей, ежегодно возрастает во многих странах мира.
   Так, например, в Бельгии, по сообщению В.Ф. Чебаевского (журнал «Коневодство и конный спорт» № 5, 1961 г.), выращивают десятки тысяч жеребят 6-7-месячного возраста бельгийской тяжеловозной породы, со средним живым весом почти 400 кг; на мясо выращивают и взрослых лошадей со средним весом 700—800 кг.
   Спрос на мясных лошадей на международном рынке ежегодно увеличивается, однако для экспорта требуется крупнея лошадь и она может быть получена именно от крупных и массивных тяжеловозов. Высокая скороспелость и крупный вес жеребят ч отъему особенно характерны для лошадей советской тяжеловозной породы. При нормальном развитии к шестимесячному возрасту они достигают 350—400 кг (жеребчики), тогда как телята такой классической мясной породы, как шортгорн, в этом возрасте имеют вес 230 кг (бычки класса элита-рекорд).
   Скороспелость и крупность жеребят обусловлены высокой молочностью кобыл советской тяжеловозной породы, которая экспериментально проверена на кумысной ферме ВНИИ коневодства. Среди кобыл разных пород советские тяжеловозы оказались самыми молочными; за лактацию они дают более 2000 литров молока, при этом себестоимость единицы продукции оказалась наиболее низкой. В настоящее время кумысопроиэводство в европейской части СССР еще только начинает развиваться.
   В дальнейшем, по мере развития этой отрасли, в условиях стойлово-пастбищного содержания кумысных кобыл наиболее перспективными для молочного коневодства явятся, безусловно, тяжеловозы.
   Поскольку мясная и молочная продуктивность лошадей тяжеловозных пород в настоящее время в нашей стране не является основной, то и селекция по этим признакам не ведется, а работа направлена на получение лошади хорошего экстерьера и высокой работоспособности — сильной и выносливой, с хорошими движениями.
   В совершенствовании лошадей тяжеловозных пород по работоспособности большую роль играют испытания племенных лошадей, проводимые по комбинированной системе, то есть не только на силу и выносливость, но и на скорость движения шагом и рысью. Такая система способствует созданию универсального типа лошади, обладающей хорошими ал/норами, относительно сухой конституцией и более легким типом телосложения.
   Координация селекционно-племенной работы с основными тяжеловозными породами лошадей чашей страны осуществляется Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства и Советом по племенной работе с породами. Проблемой первостепенной важности в селекции тяжеловозов является правильная постановка племенной работы.
   В основу селекции тяжеловозных пород положен классический метод разведения по линиям с закономерным чередованием кроссов и инбридингов. Лошади, полученные путем кросса, в дальнейшем, С целью закрепления удачных результатов, используются в подборах с инбридингами разных типов, в зависимости от конкретных качеств спариваемых животных и целей разведения.
   Скрещивания с другими породами при разведении тяжеловозов применяются в самых минимальных масштабах, необходимых лишь для предупреждения генеалогической замкнутости. Методы этих скрещиваний для разных пород неодинаковы.
   Наряду с применением плановых методов племенной работы большую роль в деле совершенствования тяжеловозных пород играют уровень и культура зоотехнической работы в конных заводах тяжеловозного направления, прежде всего организация кормления, содержания и тренировки племенных лошадей. Необходимо добиться, чтобы в каждом тяжеловозном заводе кормление лошадей производилось в соответствии с научно обоснованными нормами, а в летний период все поголовье обеспечивалось высококачественными специальными пастбищными угодьями. Только при хорошем кормлении можно применять наиболее рациональную систему группового содержания и тренинга молодняка.
   Высокой культурой коннозаводства и хорошими производственными показателями отличаются многие наши тяжеловозные конные заводы — это, прежде всего, Починковский завод — колыбель советской тяжеловозной породы, Ново-Александровский, Мордовский, Красноармейский, Куединский и ряд других. Однако некоторые заводь!, такие как Октябрьский, Юрьев-Польский, Гаврилово-Посадский и другие, еще не достигли должного уровня постановки зоотехнической работы и им предстоит многое сделать в налаживании племенной работы. Примером хорошей работы по развитию тяжеловозного коневодства может служить Ярославская госплемстанция. О работе этой ГПС рассказывается в данном номере журнала в статье П. Олехновича.
   Достигнутые успехи в тяжеловозном коневодстве не пришли сами собой: в этом большая заслуга специалистов, конюхов, табунщиков и других коневодов.
   К числу лучших можно отнести главного зоотехника Починковсного конного завода И. А. Анцина, под руководством которого работают славные труженики, среди них многие награждены медалями ВДНХ. Высокой культуры ведения хозяйства добился директор Мордовского конного завода А.Г. Коченов, а также бывший селекционер завода А.В. Шингарев, умело претворивший в практику новейшие достижения селекционной науки.
   Хороших успехов достигли коневоды Ново-Александровского конного завода во главе с зоотехником М.С. Кемарской. Во Владимирской госплемстанции много лет работает директором И.И. Грудин и старшим зоотехником Е.А. Шилкина, они возглавляют большой коллектив коневодов области, трудами которого создано племенное коневодство в колхозах и совхозах владимирского ополья.
   Широко известны имена таких специалистов-коневодов, как Б.В. Пуйдокас, О.Н. Карауш, П.А. Стиканс, В.И. Стукулс, А.П. Девейкис, Ф.В. Кохв, А.Г. Каэрма, Б.А. Фомин, Л.Н. Сербии, П.Ф. Гаврилов, П.В. Бразовский, М.Ф. Чебышев, Г.И. Конюхов и многие другие, вложивших большой труд в дело развития тяжеловозного коневодства в нашей стране.
  
  
   И. СОРОКИНА
  
"Коневодство и конный спорт" №4, 1968г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом