О журнале  
Поиск
На ипподромах страны
Испытания тяжеловозов
Парфенов В., Цыганок И.

   Разведение лошадей тяжеловоз ных пород в конных заводах России всегда было основой улучшения рабочих качеств пользовательных сельскохозяйственных лошадей. Именно помеси тяжеловозов со- ставляли лучшую, наиболее работоспособную их часть для нелегких полевых и транспортных работ. Отличные результаты давало и промышленное скрещивание тяжеловозов с рысаками.
   В настоящее время актуальность использования тяжеловозов в деле производства рабочих лошадей для использования на различных видах работ в сельском хозяйстве сохраняется. Расчеты показывают производственную и экономическую эффективность конных работ при внутрихозяйственных перевозках, при обслуживании животноводческихферм, в полевых работах на небольших и сложных по рельефу участках, при обработке приусадебных плантаций и еще в целом ряде случаев. Оптимальным считается наличие в деревне одной рабочей лошади на 12 сельских дворов. В животноводстве целесообразно иметь одну лошадь на 100 голов рогатого скота. При этом важно не только и не столько наличие рабочих лошадей, сколько их работоспособность. Только лошадь, сопоставимая по мощности с малыми средствами механизации, оказывается выгодной производству, И именно тяжеловозы и их помеси могут обладать этими качествами. Помимо того эти лошади имеют в отличие от рысаков и их помесей более уравновешенный темперамент и более отдатливы в работе и выносливы.
   Разведение лошадей тяжеловозных пород, необоснованно сократившееся в наших конных заводах в последние годы, должно иметь в своей основе принцип постоянного поддержания и совершенствования их рабочих качеств. Селекция по этим признакам исключительно важна и может осуществляться только на основе регулярных испытаний. В нашей стране в пятидесятые годы была разработана и успешно освоена система разносторонних испытаний рабочих качеств упряжных лошадей, в полной мере соответствующая задачам селекции упряжных и тяжелоупряжных пород. За почти полувековой период такие испытания прошли около двух тысяч лошадей, многие из которых сыграли затем выдающуюся роль в развитии своих пород. В стране была разработана схема тренинга этих лошадей и выросли опытные кадры наездников, способных к раскрытию всех возможностей упряжной лошади.
   На сегодняшний день проведение испытаний лошадей тяжелоупряжных пород (к сожалению упряжные породы Прибалтики уже не принимают в них участия) остается исключительно важным мероприятием для этого направления коннозаводства. Очередные такие испытания прошли в этом году на ипподроме Владимирской Государственной заводской конюшни. В них участвовали команды: Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польского, Починковского, Вологодского, Мордовского и Октябрьского конных заводов, а также Владимирской государственной заводской конюшни. Всего на испытания была выставлена 21 лошадь, в том числе 8 жеребцов и 13 кобыл. Соревнования проходили по традиционной схеме. В первый день участники соревновались в срочной доставке груза рысью. Дистанцию в 2 км с силой тяги 50 кг (соответствует весу воза в 1,5 тонны) лучше всех прошел жеребец Гектограф владимирской тяжеловозной породы, гнедой, 1994 года рождения от Графика и Гагры. Этот жеребец, принадлежащий Владимирской госконюшне под управлением наездника В. И. Фомина показал высокую для тяжелой песчаной дорожки резвость - 5 мин. 39,7 сек. Второй была также владимирская кобыла Гайфи из Юрьев-Польского конного завода, прошедшая дистанцию на 7 секунд тише. На третьем месте также оказался представитель этой же породы жеребец Хинган Гаврилово-Посадского конного завода. Его результат - 5 мин. 53,8 сек. В шестерке призеров отмечены еще две владимирские лошади: жеребец Задушевный Владимирской госконюшни и кобыла Лакомка Гаврило-Посадского конного завода. Тем самым с полной очевидностью еще раз проявилась присущая владимирским тяжеловозам высокая работоспособность на рыси.
   После дня отдыха лошадям предстояло выполнить более тяжелое упражнение - пройти шагом ту же дистанцию в 2 км уже с силой тяги в 150 кг (соответствует перевозке воза общей массой в 4,5 тонны).
   Здесь, вопреки ранее сложившемуся мнению, не советские тяжеловозы оказались впереди, но опять таки лошади владимирской породы. Лучший результат 13 мин. 57,1 сек. показал призер первого дня Хинган рождения 1993 года рождения от Гербария и Хрупкой Гаврилово-Посадского конного завода под управлением наездника А. Ф. Суярко. И вновь среди шести призеров этого вида испытаний мы видим пять владимирцев. В эту группу, заняв скромное пятое место, вошел только замечательный по типу и экстерьеру, как игрушка маленький, но предельно отдатливый в работе русский тяжеловозный жеребецТрюк Вологодского конного завода. Следует, однако, сказать, что неплохой результат показал и советский тяжеловоз Рафинер Починковского конного завода, достойный своим результатом призового места, но его наездник в заезде с русским Трюком нарушил правила сделав сопернику кроссинг, за что был дисквалифицирован и потерял зачет в сумме троеборья. Вторым в этом виде испытаний был уже названный Гектограф, а третьей кобыла Гайша владимирской породы из команды хозяев соревнований.
   После двухдневного перерыва проводился самый тяжелый вид испытаний - тяговая выносливость. Полезной прибор с грузом при его передвижении обладал сопротивлением в 300 кг, что равносильно перевозке по обычной дороге воза весом в 9 тонн. Результаты в этом виде определялись по расстоянию, которое смогли пройти лошади до полной остановки. Если учесть, что уже упомянутая тяжелая песчаная дорожка и тридцатиградусная жара отнюдь не способствовали высоким результатам, можно было ожидать сюрпризов. Так, абсолютный лидер после двух видов испытаний владимирский жеребец Гектограф показал здесь лишь 14-й результат, пройдя всего 63,7 метра. Еще хуже выступил его соконюшенник Задушевный, остановившийся на первом десятке метров и показавший предпоследний результат. Реабилитировался за свое неудачное выступление на шагу починковский Рафинер рождения 1992 года от Рафинада и Ресницы, относительно легко пройдя 166,8 метра и уверенно заняв в этом виде первое место. Второй оказалась владимирская кобыла Гайфи Юрьев-Польского конного завода, имевшая такое же место в соревнованиях рысью. Третьей также была владимирская кобыла Верба из команды Юрьев-Польского завода.
   По суммарным результатам троеборья победителем Всероссийских испытаний лошадей тяжелоупряжных пород стала владимирская тяжеловозная кобыла Гайфи рождения 1994 года от Графика и Гаммы под управлением молодого наездника В. Н. Киселева. Вторым, несмотря на неудачу в испытаниях на тяговую выносливость, стал владимирской же жеребец Гектограф. А на третьем месте в итоговом протоколе испытаний значится также владимирский Хинган Гаврилово-Посадского конного завода.
   Отдельный зачет был проведен для лошадей русской тяжеловозной породы, как значительно более мелкой, чем остальные. Оба призовых места достались лошадям Вологодского конного завода - жеребцу Трюку и кобыле Кушке. К сожалению, других лошадей этой породы на испытаниях представлено не было. К чести мелких тяжеловозов надо сказать, что и в общем зачете с крупными соперниками по результатам троеборья они заняли соответственно 7 и 12 места, что еще раз подтвердило отличные рабочие качества этих лошадей.
   В командном зачете первое место заняла дружная команда хозяев соревнований, Владимирской Государственной Заводской конюшни, за которую выступал старейший и, безусловно, опытнейший в России наездник Владимир Иванович Фомин. Второе место в этом зачете досталось представителям Юрьев-Польского конного завода, которые отстали от победителей всего на два очка (225,8 и 223,1).
   На третьем месте определилась команда Октябрьского конного завода, выступавшая на лошадях першеронской породы. Не заняв высоких мест, лошади этого завода ровно выступили во всех видах программы и доказали, что першеронская порода, многие годы имевшая слабые результаты на Всероссийских соревнованиях, может успешно конкурировать с отечественными породами тяжеловозов. Относительно слабо выступили советские тяжеловозы Починковского и Мордовского конных заводов, имевшие в прошлые годы высокие показатели.
   Испытания прошли на высоком уровне, все участники отметили прекрасные условия для людей и лошадей, четкую организацию и судейство, доброжелательность и гостеприимство. За все это нужно искренне поблагодарить председателя оргкомитета испытаний, генерального директора акционерного общества "Росплемконзавод" А. М. Тимченко, директора Владимирской Заводской Конюшни И. Б. Симакова и главного судью соревнований П. Г. Меньшинина.
   В ходе испытаний были проведены выводка лошадей и экспертная их оценка по типу и экстерьеру. Лучшими лошадьми по результатам этой экспертизы были признаны:
   советский тяжеловозный жеребец Рафинер, русская тяжеловозная кобыла Кушка, першеронская кобыла Перепелка, владимирские тяжеловозные Замашка, Лакомка и Верба.
   Здесь же был проведен Совет по тяжеловозным породам лошадей, на котором участники испытаний обменялись мнениями о проведении испытаний и рассказали о работе своих хозяйств. С докладом о задачах племенной работы с этими породами выступила доктор сельскохозяйственных наук из Всероссийского научно-исследовательского института коневодства И. И. Сорокина.
   Подводя итоги и анализируя результаты проведенных Всероссийских испытаний тяжелоупряжных лошадей, хочется поделиться своими впечатлениями и высказать некоторые соображения о их дальнейшем проведении. Прежде всего, обращает на себя внимание, что победителями и призерами до третьего места включительно во всех видах испытаний и в троеборье становились лошади в возрасте 7-9 лет, ни одна более молодая лошадь не показала достаточно высоких результатов. Видимо, именно в этом возрасте полностью формируются рабочие качества тяжеловозов, и требовать полной отдачи от молодых лошадей (5-6 лет) не следует. Возраста максимальной работоспособности достигают только лошади уже находящиеся в производящем составе конных заводов и отбор их для разведения эти испытания не влияют. Думаем, что для селекционных целей было бы целесообразно наряду с испытаниями лошадей старшего возраста включить в программу и испытания лошадей 3-4 лет (только жеребцов), установив для них силовую нагрузку на 40-50 процентов меньше. Преобладание на испытаниях кобыл значительно снижает их значимость. Племенное использование жеребцов оказывает на состояние породы несравненно большее влияние и их число в испытаниях должно быть значительно большим. Полагаем, что от каждого хозяйства на испытания следует принимать не более одной кобылы, а повторно испытывать их не следует. Участие в испытаниях взрослых жеребцов желательно не более двух раз. Целесообразно допустить к этим испытаниям жеребцов орловской рысистой породы, при соответствующей их подготовке. Крайне важно увеличить в испытаниях число лошадей русской тяжеловозной породы.
   В целом испытаниям работоспособности лошадей тяжелоупряжных пород следует уделить максимальное внимание со стороны Министерства сельского хозяйства. Ведь именно эти, раз в году проводимые испытания, раскрывают подлинные рабочие качества лошади, как улучшателя рабочих сельскохозяйственных лошадей. Приоритет этих испытаний, в сравнении с аналогичными для верховых и рысистых лошадей, испытываемых в течение целых сезонов или круглый год, должен быть отчетливо выражен. От таких решений, на наш взгляд, будет зависеть прогрессивное развитие тяжеловозного направления отечественного коннозаводства.
  
  
   В. А. ПАРФЕНОВ, доцент кафедры коневодства МСХА им. К. А. Тимирязева
   И. Б. ЦЫГАНОК, докторант кафедры
  
"Коневодство и конный спорт" №5, 2001г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом