О журнале  
Поиск
Советы ветврача
Влияние транспортировки на тренированность лошадей
Пушкарева С.

   В настоящее время для перевозок спортивных лошадей широко используют автомобильный и железнодорожный транспорт. Для изучения влияния транспортных нагрузок на организм лошади в лаборатории тренинга ВНИИК была поставлена серия опытов. В них были использованы лошади старшего возраста разных пород (14 голов чистокровной верховой породы, 13 полукровных пород и 12 рысаков). Все подопытные лошади были клинически здоровы.
   Опыт по железнодорожной перевозке проводили на лошадях сборной команды СССР по стипль-чезу при транспортировке их на соревнования в гор. Пардубице в сезон 1981/82 г. Изучение влияния автомобильных перевозок проводили на лошадях сборной команды СССР по троеборью (длительные перевозки) и на рысаках ЦМИ — при кратковременных перевозках. Спортивных лошадей транспортировали отечественными автомашинами-коневозками ЗИЛ, лошадей ЦМИ — на зарубежных коневозках «Мерседес», «Магирус», в прицепе «Крамер» (на базе отечественного тягача КамАЗ) производства ФРГ.
   Во время транспортировки мускулатура лошади испытывает интенсивные воздействия в виде тряски, вибрации, толчков, торможений и т. д., а так как перевозка продолжается длительное время, то эти воздействия оказывают определенное влияние на состояние нервно-мышечного аппарата лошади. Для выявления характера и степени этого воздействия были проведены измерения тонуса мышц различных отделов мускулатуры, ответственных за активное поддержание тела в равновесии. Проводили исследование тонуса мышц плечеголовной, трехглавой плеча, длиннейшей мышцы спины, поверхностно-ягодичной мышцы в покое (до погрузки в транспортные средства), после транспортировки и выгрузки, спустя 24 ч после выгрузки лошадей, а при железнодорожной перевозке — во время стоянок состава.
   На основании проведенных исследований можно заключить, что наименьшее влияние на состояние периферического нервно-мышечного аппарата лошадей оказала кратковременная автомобильная перевозка.
   Однако отмечено увеличение тонуса длиннейшей мышцы спины, что характеризует большие усилия этого отдела мускулатуры для сохранения равновесия тела в движущемся автомобиле.
   Длительные автомобильные перевозки оказывают уже более существенное влияние на периферический нервно-мышечный аппарат лошади. Так, в результате 3—4-суточных транспортировок прослеживается падение тонуса мускулатуры по сравнению как с покоем, так и с кратковременными перевозками. На состояние тонуса мышц оказывает влияние и общее утомление животного, связанное с длительной транспортировкой, а также неподвижность лошади в узком боксе и короткая жесткая привязь.
   Падение тонуса мускулатуры очень ярко прослеживается после физических нагрузок (И. Брейтшер, М. Леонова, Г. Ростовщикова, 1979). Транспортировка, несомненно, является стресс-фактором и влияет на организм лошади довольно сильно. Иностранные исследователи Д. Кодазза и Е. Маффео, наблюдавшие изменения в активности различных веществ, специфичных для мускулатуры под влиянием физической нагрузки и транспортировки, пришли к выводу — влияние перевозок на организм более выражено, чем влияние физической нагрузки. Они считают, что усилия лошади по сохранению нормального положения тела при транспортировке можно рассматривать как неспецифическую мышечную нагрузку, требующую больше усилий, чем тренировочная нагрузка.
   На группе лошадей (17 голов) был проведен опыт по выяснению процесса восстановления тонуса мускулатуры после длительной транспортировки. Для этого через 24 ч после выгрузки лошадей исследовали состояние их нервно-мышечного аппарата. В этот период выявлен достоверный рост величин тонуса всех исследованных мышц (в среднем на 16 %) по сравнению с состоянием нервно-мышечного аппарата сразу после выгрузки. При этом необходимо отметить замедленное восстановление тонуса мышц плечеголовной и длиннейшей спины, что, очевидно, является следствием перенесенных нагрузок. На состояние плечеголовной мышцы сказалась короткая, жесткая привязь. А большую нагрузку на длиннейшую мышцу спины можно объяснить тем, что анатомически передние ноги лошади устроены по типу «замка» и испытывают поэтому гораздо меньшую нагрузку. Основные же усилия по сохранению нормальной позы во время движения машины приходятся на мускулатуру спины.
   При железнодорожных перевозках лошади имеют более комфортабельные условия (более просторный станок, свободную привязь и т. д.). Как правило, во время пути бывают стоянки, и, за исключением некоторых неприятных моментов (резкое трогание состава с места и «спуск с горок»), движение поезда бывает равномерным, нетряским, успокаивающим. Лошади обычно дремлют во время движения. Все это оказывает специфическое влияние на состояние нервно-мышечного аппарата лошадей. Так как исследования в пути проводили через определенные промежутки времени, то можно проследить влияние транспортировки на тонус более подробно. В первые двое суток наблюдается увеличение тонуса плечеголовной и трехглавой мышц плеча, связанное в основном с активацией нервных центров, а имеющееся в это же время падение тонуса поверхностно-ягодичной мышцы сменяется затем его увеличением. В период от 48 до 96 ч увеличивается тонус длиннейшей мышцы спины, что, повидимому, связано с ее активной деятельностью. Далее, между 96—120 ч тонус всех мышц уменьшается, хотя тонус длиннейшей мышцы спины выше, чем в покое. В период от 48 до 120 ч наблюдается падение тонуса плече-головной и трехглавой мышц плеча, что объясняется общим утомлением лошадей в дороге. Таким образом, при транспортировках как автомашинами-коневозками, так и по железной дороге наблюдается общее утомление скелетной мускулатуры лошадей.
   В заключение следует отметить, что перевозки большой продолжительности оказывают заметное влияние на состояние нервно-мышечного аппарата лошадей, хотя это влияние не выходит за пределы физиологической нормы. Однако специалистам и тренерам необходимо помнить об утомлении лошадей после дороги. Для восстановления тонуса мышц до нормальных величин недостаточно суточного отдыха, необходим более длительный отдых. Важно также знать — при перевозках лошадей автомобильным транспортом нежелательны резкие торможения и ускорения, крутые повороты и т. д. Это отрицательно влияет на состояние периферического нервно-мышечного аппарата лошадей и в конечном счете отразится на их тренированности.
  
  
   С. ПУШКАРЕВА
   ВНИИК
  
"Коневодство и конный спорт" №6, 1983г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом