О журнале  
Поиск
Нам пишут
Почему нелегко попасть школьникам в секцию верховой езды
Горчаков М.
Мне кажется неправильным, что работники Куйбышевского ипподрома к уходу за лошадьми привлекают школьников. Моя внучка Лена тоже повадилась туда. Никаких занятий с ребятами никто не проводит. Дома она из разного хлама иногда мастерит уздечки, недоуздки. Зачем? Ведь там есть штатные работники, получающие зарплату. И вообще, работа в конюшне-не такое уж безобидное дело. Не каждый взрослый справится с лошадью, а тут - дети!
   Д. СКУПОВ. ветеран войны и труда
  
  
   Действительно, на первый взгляд, какое-то неожиданное сочетание: городские школьницы - и лошади на ипподроме. Но вот когда бываешь в конюшнях ипподрома, вырисовывается любопытная картина. Оказывается, свыше двухсот подростков школьного возраста, в большинстве своем - девочки, всеми путями отстаивают себе право на уход за лошадью и с завидным усердием и любовью выполняют эту работу.
   Почти у каждой лошади, а их сейчас на ипподроме около 180, имеется юный заботливый хозяин. Более чем из тридцати школ и школ-интернатов областного центра ежедневно приходят сюда добровольные помощники. Идут на ипподром подростки после уроков, в любую погоду, из разных концов города: с проспектов Волжского и Металлургов, из Зубчаниновки и Красноглинского района... Путь неблизок, к тому же не всякий городской транспорт останавливается у ипподрома. Дети очень рискуют, перебегая Московское шоссе, подходы к которому в зимнее время завалены снегом - никаких дорожек.
   Мы многих спрашивали: что же тянет подростков на ипподром? Ответ один: любовь к лошадям!
   Послушаем самих подростков. Шестиклассница из средней школы № 61 Лариса Семенова: "Из всех животных я больше всего люблю лошадей: они очень красивые, обладают большой силой и в то же время могут быть покорными и послушными. Не могу без них".
   Учащаяся СПТУ № 13 Лена Косырева: "Ежедневно прихожу на ипподром ухаживать за лошадьми, иначе нельзя, животное не будет меня признавать. Учусь на машиниста башенного крана, но когда начну работать на нем, по-прежнему буду приходить сюда".
   Восьмиклассница средней школы № 85 Юлия Книжникова говорит, что любовь к этим прекрасным животным породила мечту в будущем пойти учиться на зоотехника. Элла Капустина из средней школы № 49 мечтает о профессии жокея, этой надеждой живут и восьмиклассницы из школы № 162 Светлана Давыдова и Светлана Климова. "Жить не могу без лошадей", - заявила 11-летняя Лена Данилова из школы № 70. "Люблю лошадей - восхищаюсь!", - вторит ей подружка-пятиклассница, отличница Таня Верезова.
   И все это сказано искренне и серьезно. Разговор с девочками состоялся в ненастный зимний день, а они живут далеко от ипподрома и приехали без родителей. Мы пытались убедить их: мол, есть другие животные, подарите им свою любовь - и незачем будет ездить в такую даль. И слушать не хотят: глазенки сверкают, полнейшее пренебрежение к тем, кто не ставит лошадь выше других животных. На любые возражения у них есть свои убедительные доводы. Лошадь, мол, подчиняясь воле всадника, может прыгнуть в огонь и воду, куда бы она одна ни за что не пошла. Лошадь несется до последнего вздоха. А тройка русская?! Слава лошади!..
   Примеров достаточно, чтобы убедиться: увлечение лошадьми - это не прихоть, не отклонение в воспитании ребенка, а естественное влечение. Это, если хотите, вечный зов к природе, тяга к ней человека, окруженного асфальтом.
   На том же Куйбышевском ипподроме почти все его работники с детства увлекались лошадьми.
   Вот Наташа Чернышева стала ходить на конюшню с 11 лет. Не пропускала ни одних бегов. Любила рисовать только лошадей. Она успешно закончила десятилетку, могла бы поступить в художественное училище, но ни о чем другом, как быть ближе к лошади, и думать не хотела. Пробовала работать в больнице, но все напрасно. Сейчас она зачислена основным конюхом на четвертое отделение ипподрома и мечтает стать наездником.
   Или вот Светлана Ивановна Мельникова. Работает на ипподроме зоотехником, окончила Тимирязевскую академию, а начинала так же: с малых лет бегала на ипподром.
   Такой же путь и у директора ипподрома Владимира Павловича Шуваева. Многие нынешние наездники с детских лет знают ипподром, и сейчас здесь выросли замечательные династии конников.
   Ну тогда почему бы работникам ипподрома не заняться вплотную обучением школьников верховой езде, помочь ребятам осуществить свою мечту?
   А дело в том, что у Куйбышевского ипподрома, недавно отметившего свое 90-летие, иная задача. Здесь ведется сейчас большая исследовательская работа: тренинг рысистых лошадей, которых направляют сюда коневодческие фермы Куйбышевской области и конзаводы.
   На ипподроме немалый штат конников - почти 100 человек, которые неплохо справляются с поставленной задачей. В позапрошлом году на Всесоюзном конкурсе коллектив ипподрома занял второе место. Ежегодно ипподром снаряжает в Москву, на проводы "Русской зимы", свои тройки. В этом году две тройки под руководством бригадира-наездника В. В. Шевченко катали на ВДНХ СССР москвичей и гостей столицы. Эти тройки мы видели на проводах зимы в Куйбышеве.
   Но и в этих условиях здесь постоянно думают о том, как лучше организовать досуг детей на ипподроме, их обучение. Правда, пока только малая часть ребят (20 человек) зачислена в секцию обучения верховой езде. По штату такой секции здесь нет, этим объясняется и малочисленность набора.
   В настоящее время тренером в этой секции является Л. Ю. Власова. Она кандидат в мастера спорта, воспитанница ипподрома, недавно закончила десятилетку и сейчас учится в Куйбышевском СХИ. Нужно прямо сказать, что работать тренером в этой секции трудно: нет условий. Учебный класс, манеж отсутствуют, да и лошадей для секции выделяется мало. Тренировки приходится проводить набеговой дорожке. В случае испуга лошадь может понести юного наездника - на манеже ее попытался бы удержать тренер, а здесь этого не сделаешь.
   И все же каждый школьник с приходом на ипподром сразу просится в секцию верховой езды. Но туда принимаются только единицы, а основную массу подростков направляют в тренировочные отделения.
   Ребят здесь инструктируют, как обращаться с животными. Ученики под наблюдением наездников и конюха кормят, чистят лошадей, а главное - выводят их на прогулки: после бега или скачки выезжают верхом на беговую дорожку. Пройдет год-два и вот наша школьница уже несется завидной рысью, а то еще и попробует поднять коня на дыбы. В этом многие девочки сами признавались нам.
   Положение с подготовкой на ипподроме будущих конников нельзя считать благополучным. Так, может, раз нет должных условий, кадров воспитателей, нужной организации этого дела - запретить работу с детьми на ипподроме? Ни в коем случае! Это будет злом, направленным против детей, а они этого нам не простят. И мы очень не хотим, чтобы наша статья послужила для этого поводом.
   По словам директора ипподрома В. П. Шуваева, подобная попытка уже была, но ничего из того не вышло. И еще: если не поддержать любовь детей к лошадям, где и кто будет готовить кадры для ипподромов?
   Оказывается, есть много путей, чтобы поддержать и развивать это дело в области.
   У наших соседей, в городе Ульяновске, ДСО "Урожай" создало при ипподроме детско-юношескую спортивную школу. Нашли для этого и помещение, и лошадей, и оборудование. Вскоре открыли и филиал школы верховой езды, где занимается сейчас молодежь ткацкой фабрики. Планируется организовать такой же филиал для студентов вузов за счет средств подсобных хозяйств. Детские спортивные школы подобного профиля имеются в Тамбове, Пензе, Саратове, две в Горьком.
   У нас в Куйбышеве есть школа юных моряков, над которой шефствует обком комсомола, станция юных техников, станция юннатов. Дворец пионеров, специальные детские спортивные школы. Все они в ведении облоно или гороно. Так почему бы не создать в этой же системе и школу или секцию конного спорта? Нужно помочь работникам ипподрома, которые сейчас на общественных началах приобщают детей к лошадям, дать им возможность больше заниматься своим непосредственным делом. Видимо, и руководители крупных предприятий должны сказать свое слово, ведь на ипподром идут дети их рабочих.
   А на ипподроме есть хорошие наездники, конюхи, но нет педагогов, которые бы методически грамотно занимались с ребятами.
   Здесь требуется вмешательство и облсовпрофа. У нас есть все возможности, чтобы по-настоящему развивать конный спорт, и лучший способ - создание детско-юношеской школы олимпийского резерва.
  
  
   М. ГОРЧАКОВ,
   заслуженный учитель школы РСФСР П. ПЕРЕПЕЛИЦА
  
"Коневодство и конный спорт" №7, 1983г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом