О журнале  
Поиск
Улучшение качества
Обучение лошадей
Шрейнер И.
Дрессура, обучение лошади задача тонкая и сложная, несмотря на то, что у лошадей достаточно легко вырабатываются новые условные рефлексы. Не будем затрагивать обучение элементам выездки и прочие профессиональные тонкости, поговорим о вещах, необходимых любому коннику, даже тому, кто не занимается спортом.
   Прежде всего, несколько "общих мест". При обучении лошади необходимо учитывать несколько основных моментов.
   Во-первых, память у лошади хорошая, но способность связывать события небольшая. То есть, наказание, либо поощрение должны следовать сразу за совершенным действием, без отсрочки. Например, лошадь хорошо выполнила сгибание, вы выровняли ее голову, а потом полезли в карман и стали нашаривать кусок сахара. Лошадь в это время потянулась к вам мордой, ухватила губами за рукав... И тут вы дали ей сахар. Вместо того, чтобы закрепить требуемый рефлекс, вы таким образом только обучите лошадь хватать за рукава - ведь именно за этим действием последовало поощрение.
   Во-вторых, лошади - животные стадные, то есть, склонные выяснять свое место в иерархии, в которую, как и собаки, они включают людей. То есть, почти любая лошадь может попробовать "перехватить управление" и начать командовать вами. И повезет вас куда сама захочет, и укусит, если сахару не дадите... Все действия лошади надо делить на безразличные для человека, желательные (за которыми следует поощрение) и нежелательные (которые жестко пресекают).
   Главнейшая заповедь при обучении лошади такова: твердость, спокойствие и терпение. Очень много терпения. Как только вы начинаете чувствовать раздражение из-за упрямства или непонятливости коня, немедленно прерывайте работу до тех пор, пока не успокоитесь и не возьмете себя в руки. В паре конь и всадник разумное существо - вы.
   И еще одно: не переоценивайте умственные способности лошади, пользы от этого никакой, а вреда много. Настойчивые и совершенно непонятные животному требования (вы закончили работу в поле, бросили повод и позволили лошади самой идти домой, а в другой раз наказали, когда в ответ на отдачу повода она развернулась и повезла вас в конюшню; почему вчера можно а сегодня нет, ясно вам, а не коню), поощрение или наказание неизвестно за что (лошадь ночью изгрызла дверь, а утром вы ее наказали - вам понятно за что, а ей нет, сколько вы ни показывайте на измочаленные щепки и ни суйте их коню под нос, лошадь хорошо и охотно прыгала, вы вернулись в конюшню и дали ей яблоко... откуда ей знать, за что?) - короче говоря, любые вещи небезразличные для лошади действия, но, с ее точки зрения, совершенно немотивированные приводят только к расшатыванию нервной системы. Животное или установит какие-то совсем не те, которых вы ждали, связи между своими действиями и вашей реакцией на них, либо (особенно, в случае с отсроченным наказанием) станет пугливой и нервной, а то и агрессивной. А виноваты-то будете вы! Немотивированной (с точки зрения лошади) агрессией вы вызовете у нее либо пассивно-оборонительную реакцию (страх, избегание), либо активнооборонительную (нападение). Что касается поощрительных действий, они тоже должны иметь четкую, понятную лошади мотивировку. Конечно, хочется лишний раз угостить любимого коня сахаром или яблоком, но помните: во-первых, это вызовет у лошади нежелательные устойчивые рефлексы (например, хватать за руки вошедшего в денник человека: "Пришел? А сахар мой где?!"), во-вторых ослабит действие поощрения при работе с лошадью на закрепление каких-то навыков: а чего стараться, вкусненького и так дадут.
   Теперь разберем такую важную вещь, как коррекцию поведения лошади, у которой уже существуют вредные привычки или нежелательные навыки. Конечно, самым простым способом кажется наказание. Однако наказание - последний способ, к которому следует прибегать при необходимости коррекции поведения животного. Конечно, проще не допускать формирования нежелательных привычек, но это не всегда возможно. В той или иной новой ситуации просто старайтесь сориентироваться раньше лошади и предложить ей желательный для вас вариант поведения, не дожидаясь, пока она сама решит, что ей делать: вполне возможно, вас ее решение не устроит, а модель поведения в данной ситуации лошадью уже выработана... Учить всегда легче, чем переучивать. Второй метод - просто устранить возможность совершения нежелательных действий. Конечно, это ничему не учит и ни от чего не отучает, но вы, по крайней мере, получите возможность подумать над тем, что же делать дальше. Например, лошадь таскает по деннику и грызет незакрепленную кормушку - лучше забирать ее сразу после кормления, чем наказывать лошадь.
   Еще один метод, требующий долгого времени, но зато дающий устойчивые результаты - угашение. Как неоднократно замечали разные специалисты, поведение, которое не приводит ни к каким результатам - ни к плохим, ни к хорошим, именно ни к каким, скорее всего затухнет. Иначе говоря, животные, и лошади в том числе, достаточно умны, чтобы не заниматься бесполезным. Например, лошадь имеет привычку "копать", требуя лакомства. Вы можете ее наказывать, тогда она будет сразу прекращать это дело после наказания или вообще завидев вас. Проще говоря, вы научите ее не попадаться, а копать не отучите. Почему? Наверняка эта лошадь "копает" и в деннике, когда настает время кормежки - и получает корм. Возможно, сначала она получает от конюха лопатой по морде, но потом-то все равно дают еду. Чем наказывать лошадь, проще никогда не давать ей лакомства, если она "копает", и в течение некоторого времени сдвигать часы кормежки, так, чтобы лошадь не имела возможности начать "просить" заранее. А если уж начала не кормить, пока не прекратит. В таком случае достаточно быстро наступит затухание рефлекса. Наказание не даст результатов никогда. Еще один случай, когда разумнее всего пользоваться именно методом угашения. Лошадь раз за разом отказывается совершить какое-либо действие, например, прыгнуть через барьер. Если вы убедились, что не требуете от лошади непосильных действий и внешний вид препятствия не вызывает у нее испуга, а она тем не менее, раз за разом обносит, вы можете ее наказывать за обнос - и вызовете стойкую связь между требованием прыгать и неприятным воздействием: лошадь начнет попросту бояться барьеров. Вы можете ее поощрять за каждый совершенный прыжок, и прыгать она, конечно, начнет, но стоит только прекратить положительное подкрепление, и рефлекс угаснет: лошадь снова начнет обносить. А если вы будете после каждого обноса, раз за разом направлять ее обратно на препятствие, через некоторое время наступит угашение . навыка:
   попытка обноса не будет приводить ни к каким результатам, и лошадь прекратит совершать бессмысленные для нее действия. Метод угашения можно сочетать с поощрением, но основой коррекции поведения и выработки необходимых навыков все-таки должно быть угашение.
   И, наконец, отрицательное подкрепление. Чем же оно отличается от наказания? Прежде всего, наказание ничему животное не учит, не дает информации о том, какое поведение правильное. То есть наказание поможет пресечь нежелательные действия в данный момент и поможет пресечь их в следующий раз, но не предотвратит этого "следующего раза". Наказание опасно еще и тем, что, как замечает К. Прайор, служит мощным подкреплением наказывающему. Если с помощью наказания нам удалось добиться своего, мы, совершенно бессознательно, все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий в конечном итоге сильно затормаживает животное и снижает способность к образованию положительных условных рефлексов: лошадь "замыкается", перестает доверять всаднику и начнет отказываться от работы просто из-за того, что боится. Отрицательное же подкрепление происходит в самый момент совершения действия и непосредственно с ним связано. Например, лошадь хватает вас за рукав, вы шлепаете ее по морде, и она рукав выпускает. Так она научится быстро отпускать ваш рукав после шлепка или замаха, но хватать все равно будет. А если вы раз-другой смочите рукава уксусом, лошадь быстро и четко запомнит, что рукав - это противно и больше никогда его не схватит, а заодно у нее не будет повода начать относиться к людям со страхом и недоверием, ведь это не "человек дерется", а "рукав невкусный".
   При необходимости выработки у лошади какого-нибудь навыка, лучше всего пользоваться методом поощрения. Например, лошадь не стоит на месте при посадке всадника: ходит, вертится, тычется мордой... В данном случае, ваша задача - предложить лошади новую модель поведения и стойко закрепить ее. Вы не имеете возможности использовать какие-либо методы кроме поощрения и наказания. Наказание, разумеется, вызовет у лошади стойкий страх перед приближающимся всадником: сейчас ударит! Проще и результативнее запастись терпением и начать последовательно вырабатывать нужный навык, вначале просто подходя к боку лошади и стараясь голосом и поводом удержать ее на месте хотя бы несколько секунд, потом тянуть за путлище вниз, добиваясь, чтобы лошадь при этом стояла, потом, наконец, садиться в седло, предварительно доведя время неподвижности хотя бы до десяти секунд. Если вы имеете дело просто с привычкой вертеться или отсутствием необходимого навыка, а не с неповиновением лошади, на выработку привычки стоять вам потребуется минут сорок или час "тематических занятий". В последствии поощряйте лошадь более или менее регулярно, пока навык не закрепится полностью. Не удивляйтесь, если через некоторое время лошадь снова начнет вертеться, а так, скорей всего, и будет. Правда, на то, чтобы восстановить навык, вам потребуется уже меньше времени. В последствии нежелательное поведение будет повторяться все реже и угасать все быстрее. Старайтесь не совершать таких распространенных ошибок: лошадь топчется, но, вроде, никуда не уходит, требовать от нее неподвижности вам лень или некогда, вы вскочили в седло... и поощрили коня. За что? Это вас нужно было поощрять за ловкость. Конь быстро свяжет лакомство с посадкой всадника в седло, а не с какими-то своими действиями, и снова начнет "плясать". Итак, награда за правильно выполнённое упражнение должна следовать сразу же, равно как и наказание должно следовать сразу же за нежелательным действием, если в данной ситуации невозможно воспользоваться методом отрицательного подкрепления.
   Прежде чем наказать лошадь, десять раз подумайте, она ли виновата в произошедшем, или дело в вашей ошибке. Наказанием служит громкий и резкий окрик: во-первых, лошадь просто испугается, что послужит достаточным отрицательным подкреплением, а во-вторых, она довольно быстро поймет, что, когда человек сердится и кричит, он не гладит и не дает вкусного. Никогда в качестве наказания нельзя дергать лошадь поводом, а пользоваться для наказания хлыстом - исключительно для предотвращения агрессии. Во всех остальных случаях, кроме попытки наброситься на человека, довольно пресечь неправильные действия лошади или сделать их нежелательными для самого животного (отрицательное подкрепление) и твердо, настойчиво требовать от лошади выполнения требуемого. Если что-то не выходит, уверьтесь сначала, что ошибается лошадь, а не вы. Возможно, она просто не понимает чего вы от нее хотите и готова выполнить команду, как только поймет, чего же от нее требуют, или раз за разом делает закидку просто потому, что препятствие такой высоты ей не по силам?
   Поощрением для лошади может служить дача лакомства, оглаживание, в некоторых случаях - смягчение повода. При работе в руках полезно совмещать дачу лакомства с сглаживанием и голосовым поощрением, чтобы в последствии, при работе под седлом, у лошади уже был стойкий положительный рефлекс на голосовое поощрение. Поощрение лакомством способствует скорейшему закреплению рефлекса, но сидя в седле угощать лошадь сахаром или морковкой нельзя: у лошади очень быстро возникнет основанная на пищевом подкреплении привычка поворачивать голову назад и тянуться к всаднику за угощением. Причем в этом случае последнее действие лошади, за которым следует поощрение - именно поворачивание головы. Вы закрепляете именно этот рефлекс, а не тот, который хотели. А если не дает ничего - за ногу его, за ногу! Пусть не жадничает... Так что не "очеловечивайте" лошадь: вреда много и для вас, и для нее, а пользы никакой. Не раздражайтесь, не срывайте на лошади зло, даже если именно она вас разозлила. Твердость, ласка, настойчивость и терпение - и все у вас получится.
  
"Коневодство и конный спорт" №3, 2001г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом