О журнале  
Поиск
Конный спорт
Драйвинг в нашей стране
Елагина И.
В 1998 г. в России создана ассоциация "Драйвинг", президентом которой стал В. И. Рышков. В 1999 г. проведены первые соревнования. Трижды состязания драйверов можно было увидеть в прошлом году, а на сезон 2001 г. их запланировано уже пять. Недавно Российская ассоциация "Драйвинг" вступила в Федерацию конного спорта России (ФКСР) и, значит, автоматически в Международную федерацию конного спорта (FEI). Вполне возможно, что этот вид со временем станет олимпийским.
   Несмотря на трудности, популярность драйвинга в нашей стране увеличивается. Ассоциация "Драйвинг" приложила для этого немалые усилия. Сделан большой шаг, а ведь начинать приходилось с нуля. Была проведена работа по популяризации драйвинга, поскольку у нас этот вид спорта был известен мало. Привлекали клубы и частных владельцев и в ответ получили много откликов: доказательством тому большое количество упряжек, вышедших на старт уже в первых соревнованиях, и еще большее количество людей и клубов, желает участвовать в следующих, лучше познакомиться с этим видом спорта, узнать, что к чему, и начать готовить лошадей и спортсменов.
   Прошлогодние соревнования вызвали интерес на телевидении, а это говорит о том, что популярность драйвинга в народе растет. У ассоциации много проблем, в том числе и финансовая. Однако в конном спорте всегда находятся люди, беззаветно отдающие время и силы любимому делу, и это замечательно.
   Ассоциация "Дравинг" объединяет конников, желающих заниматься этим видом спорта, проводит семинары как для участников, так и для судей, публикует правила, организует соревнования и, когда надо,помогает подбирать и заезжать лошадей. В этом большая заслуга С. Н. Минского и Т. А. Шведовой.
   Проводимые соревнования показывают, что спортсмены и организаторы постоянно набирают опыт, появляется все больше клубов и частных владельцев, готовящих лошадей для этого зрелищного вида спорта, все больше людей интересуются, где приобрести упряжь и экипажи для драйвинга. И это, несмотря на то, что драйвинг делает только первые шаги в нашей стране.
   Теперь о драйвинге как виде конных соревнований. Это состязание на одноконных, тандемах, параконных, четвериковых упряжках, состоящее из трех отдельных программ: дрессажа, марафона и проводимого, как правило, после марафона паркура.
   Лошади для драйвинга должны быть прежде всего выносливыми, легкими и гибкими. Раньше в Европе для драйвинга подбирали тяжелых и массивных лошадей, считая их более сильными. Но, как показала практика, такие животные не всегда подходят для данного вида спорта, и лошадей стали "облегчать". Одна из причин этого усложнение теста на дрессаж (своего рода выездка на специальном поле 80х40 или 100х40 м). Вокруг поля (как в выездке) ставят буквы и по ним участники на упряжке выполняют вольты, осаживания, остановки, перемены направления движения, аллюров и другое. Причем программа как для одноконных запряжек, так и для пар и четвериков - одна и та же. Тяжелый, массивной лошади намного сложнее выполнять элементы дрессажного теста, а уж о марафоне и говорить нечего: в этом виде программ нет равных прекрасным орловским рысакам!
   Для прохождения отрезков дорог (А, В, С, D) отведено определенное время, в которое нужно уложиться:придти на финиш ни раньше, ни позже. Для орловцев это не составляет труда - они проходят спокойной рабочей рысью весь маршрут, в то время как более массивные лошади прилагают для этого немалые усилия.
   Маршрут марафона может быть протяженностью от 16 до 22 км, на усмотрение организаторов соревнований. На марафоне лошади должны преодолеть дистанцию, включающую подъемы и спуски разной сложности, дороги с твердым и мягким грунтом. Это может быть и песок, и где-то даже асфальт, на котором задача участников - продемонстрировать мастерство управления упряжкой, а также силу и выносливость лошадей. Заключительная часть марафона (отрезок В) - преодоление до восьми препятствий, представляющих собой лабиринты из столбов, стенок, мостов и прочего. Его основная цель - оценить степень выезженности и подготовки лошадей после прохождения тяжелой дистанции и умение драйвера, Организаторы устанавливают буквенные обозначения ворот (их может быть до шести). В задачу участника входит преодоление этих препятствий в заданной последовательности за наименьшее время. Если участник пропустил какие-либо ворота и сразу же, не выезжая за пределы этого препятствия, не исправил свою ошибку, то, как и за превышение лимита времени, он будет исключен из соревнований.
   На некоторых препятствиях ворота расставляют в более простой последовательности, но и здесь организаторы пытаются запутать участника, расставляя их так, что спортсмен должен самостоятельно сделать выбор: заезжать большим вольтом,, но терять время, либо где-то сократить, рискуя не попасть в створ ворот. Очень сложны препятствия с разрушаемыми элементами. Перед ними стоят "столбики" и участник, опять же на свой выбор может пройти там, где более широкие створы ворот, но для этого придется далеко объезжать и терять время, а может сократить дистанцию и проехать через узко поставленные "столбики". Однако за сбитый "столбик" начисляют штрафные очки. В этом виде программы преимущество, естественно, у лошадей гибких и скоростных, а главное - легко управляемых.
   Паркур - маршрут на ровной площадке площадью около 80х100 м, проходящий между створами из пластиковых пирамидок со свободно размещенными наверху мячиками, способными падать при задевании пирамидки. Порядок прохождения маршрута определен номерами и буквами. Участник должен пройти маршрут с возможно большей скоростью, естественно, не разрушая препятствий.
   В упряжке лошади должны подходить и соответствовать друг другу не только по экстерьеру, ходу, но и мастям. Можно, конечно, запрячь и разномастных лошадей, но в этом случае судьи снизят оценку за внешний вид упряжки, за общее впечатление и прочее. По традиции к серой можно припрягать лошадь любой другой масти. Однако судьи очень низко оценят внешний вид упряжки, состоящей из вороной и, например, гнедой или рыжей лошади.
   Все же это чисто внешний эффект. Куда более важным критерием подбора лошадей является их ход. Даже совершенно одинаковые с виду лошади могут быть настолько разными на ходу, что из них невозможно составить пару. Еще сложнее подобрать лошадей для четверика.
   Для работы в упряжке берут, как правило, трехлеток и начинают приучать их друг к другу: ставят рядышком в денники, начинают совместную заездку. Сначала их учат просто стоять в упряжи, затем в ней двигаться, бегать на корде. Каждую лошадь в отдельности работают на вожжах. Лошадей вместе разминают под верхом. Голова в голову, нога в ногу они двигаются шагом и рысью. Требуется не менее полугода предварительной работы, прежде чем лошадей можно вместе запрягать, и сначала шагом в руках, а затем и рысью они смогут везти экипаж. В "процессе заездки для каждой лошади определяют место в запряжке, где она работает наиболее успешно. Иногда лошадей все же переставляют, чтобы существовала возможность замены.
   Лошадей запрягают в специальный экипаж для драйвинга, о котором в двух словах не расскажешь. К сожалению, в России таких экипажей серийно не выпускают. Их, как и специальную упряжь, приходится делать на заказ или привозить из-за границы. Экипажи для соревнований бывают двух видов. Один - для паркура и дрессажа - очень красивый, нарядно украшенный, с фонарями. Внешний вид такого экипажа традиционен. У него может быть как четыре, так и два колеса, тормоз.
   Судьи строго оценивают форму драйвера и грума: у драйвера обязательно наличие фартука, головного убора и перчаток. Очень важно соответствие внешнего вида участников и упряжи лошадей. Например, хомутовая упряжь требует котелков или цилиндров у спортсменов, а шорная допускает более вольный стиль одежды драйвера и грума, возможны национальные костюмы. Для разных видов программ используют разную упряжь. Более красивую и изящную - для дрессажа и паркура, а простую, но зато особо прочную - для марафона.
   Экипажи для марафона внешне выглядят просто, но технически они намного сложнее дрессажных. Их делают из особо прочных сплавов и требуемого правилами веса и ширины. Экипаж обязательно должен иметь дисковые тормоза (передние и задние отдельно) и стояночный тормоз), сложную конструкцию поворотного круга, позволяющего осуществлять поворот дышла на 150°. Это дает возможность разворачиваться практически на месте. Колеса обязательно сбалансированы. Существует специальный способ наварки резины на колеса, выдерживающей огромные нагрузки на поворотах, при торможении, езде по каменистому грунту и т. д. При прохождении марафона такой экипаж, задевая деревянные столбы, может срезать их, оставшись целым сам.
   На Западе существует целая индустрия создания и совершенствования экипажей для драйвинга. Остается надеяться, что подобное появится и у нас.
   Упряжь делают из добротной толстой кожи. Прочные пряжки могут быть толщиной в палец! Несмотря на это, все же не обходится без курьезов: из-за очень серьезных нагрузок нередки случаи когда рвутся постромки. А бывало, что на дышле срезало болт и лошади уходили без экипажа. Был такой случай на соревнованиях в Отрадном. Экипаж с парой тяжеловозов застрял, попав в канаву. Драйвер выслал своих лошадок, и они, послушно рванув вперед, ушли вместе с одним передком...
   Важную роль выполняет грум второй человек в команде. На поворотах он работает как противовес, •порой наклоняясь параллельно земле. От его мастерства и смекалки зависит, пройдет экипаж поворот удачно или нет. Ошибка грума стоит опрокидывания, поскольку лошади двигаются на большой скорости, галопом. На четверик нужно двух грумов. Правда, опрокидывания экипажей бывают нечасто, но, что ни говори, драйвинг - достаточно экстремальный вид спорта, как и любой другой, сопряженный с риском. Тем не менее это очень увлекательно и зрелищно. А поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, побывайте на соревнованиях по драйвингу, где вы сможете увидеть и узнать много нового и увлекательного.
  
"Коневодство и конный спорт" №3, 2001г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом