О журнале  
Поиск
Конный спорт
Спортивная работоспособность лошадей различных пород
Швыдкина С.
Конный спорт активно развивается в настоящее время в большинстве стран мира в том числе и в нашей стране. Увеличивается количество различных соревнований международного уровня, проводимых в стране, в их числе этапы Кубка Мира - Кубок Мэра, Вольво и другие, которые становятся традиционными, повышаются их результаты, возрастает уровень мастерства спортсменов.
   Соответственно растут требования к работоспособности лошадей и перед селекционерами стоит задача по совершенствованию качеств лошадей, используемых в конном спорте.
   Спортсмены конники России в прошлом имели высокие достижения на спортивной арене, неоднократно становясь чемпионами Мира, Европы, Олимпийских Игр и других крупных международных соревнований. Однако в последние годы их результативность снизилась и в немалой степени это связано с тем, что в нашем коннозаводстве недостаточно уделяется внимания селекционной работе по повышению спортивной работоспособности лошадей отечественных конских пород.
   Для разработки селекционных программ совершенствования качеств лошадей отечественных пород спортивного направления возникла необходимость детального изучения особенностей некоторых конских пород, используемых в конном спорте, в частности в соревнованиях по преодолению препятствий, что мы и проделали в последнее время.
   Основными характеристиками лошадей, выступающих в конкурах и определяющими результативность, по нашему мнению, являются: техничность, то есть чистота преодоления препятствий без повалов и разрушений, готовность лошади к прохождению маршрута без закидок и скорость движения, позволяющая укладываться в установленные нормативы времени.
   В процессе проведенного исследования в конкурах высотой 130 см и более мы провели оценку этих качеств лошадей, а также дали характеристики их поведения при прохождении маршрута. При этом учитывали количество повалов, и закидок, их характер, время прохождения маршрута, общий результат в штрафных очках и занятое место. Всего было оценено 154 выступления лошадей различной породной принадлежности, причем основное внимание было уделено лошадям тракененской и буденновской пород, наиболее представленных в отечественном конном спорте.
   В результате выявлено следующее:
   В таблице № 1 приведены данные об использовании лошадей разных пород в конкурах и их результативность. Наиболее широко в конкуре представлена тракененская порода, удельный вес которой в последние годы вырос с 27 до 36 %. Результативность выступлений лошадей тракененской и буденновской пород в сравнении с прошлыми годами (1993-1998) хотя несколько и сократилась, различия между ними в целом невелики.
   Следует отметить, что в настоящее время заметно увеличилось в спорте количество лошадей (импортированных) европейских пород:
   ганноверской, голштинской, французской и других. В ряде случаев успешно выступают рысистые лошади, однако средний уровень результативности их выступлений не превышает показатели тракененских и буденновских. Вместе с тем необходимо отметить высокую результативность выступлений лошадей голштинской породы. Существенное сокращение в спорте лошадей буденновской породы и увлечение ввозом лошадей из Европы следует считать не обоснованным, поскольку лошади буденновской породы практически не уступают им по своей результативности. Трудно объяснить низкую результативность лошадей ганноверской породы, которая в мировом рейтинге спортивных пород занимает ведущее место, вероятно это следует отнести за счет недостаточно качественного отбора первоначального материала.
   По показателям техничности выступлений (табл. 2) в целом не обнаружено достоверных различий между породами по количеству и характеру повалов. Однако в разделе "разрушение препятствий" разница между буденновскими и тракененскими лошадьми весьма достоверна. В среднем тракены разрушали в 3,5 раза больше препятствий, чем буденновские лошади, однако в системах прыгали более аккуратно, чем лошади других пород.
   Отмечено, что при преодолении препятствий тракены значительно лучше работают задними ногами, передними же не вполне удовлетворительно. Буденновские лошади видимо в силу экстерьерных особенностей, связанных с испытаниями в гладких скачках, хорошо работают передом и хуже задом.
   Результативно отпрыгали 82 % тракененских лошадей, 75 % буденновских и 8 % прочих пород.
   Данные о надежности лошадей различных пород в преодолении препятствий (табл. 3) свидетельствуют, что тракененские лошади показали себя достаточно надежными, имея относительно малое количество закидок, примерно тоже можно сказать и о лошадях буденновской породы - разница между ними незначительна. Лошади прочих других пород, в том числе и импортированные несколько более надеж- ные, хотя по техничности не превосходят буденновских. Скорость движения в соревнованиях по преодолению препятствий составляла всреднем около 6 м/сек с небольшими различиями по породам.
   Наибольшее число уравновешенных и спокойных лошадей наблюдалось среди тракенов - 84.
   По количеству штрафных очков лошади распределялись следующим образом: буденновские - 12,89, тракены - 12,30, прочие - 12,03. Вместе с тем следует отметить, что эти различия невелики.
   Проведенные исследования носят предварительный характер, поскольку число отслеженных стартов относительно невелико и продолжение исследований в этом направлении даст более объективные оценки, которые послужат основанием для совершенствования селекционной работы в спортивном коннозаводстве России.
   В заключение следует отметить, что в последнее время в соревнованиях по преодолению препятствий увеличилось количество лошадей тракененской породы и уменьшилось число буденновских лошадей, что нельзя считать достаточно обоснованным, посколько по индексу успеха они практически не различаются. В соревнованиях появляется все больше лошадей европейских верховых пород, причем лучше других выступают представители голштинской породы, ганноверы же резко снизили свои показатели. По данным первичного анализа выявлено, что аккуратнее других прыгают буденновские лошади. Обнаружено, что с увеличением скорости движения на маршруте увеличивается и количество повалов, поэтому для получения высокого результата следует выбирать оптимальную скорость движения.
  
  
   Швыдкина С.
   МСХА
  
"Коневодство и конный спорт" №3, 2001г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом