О журнале  
Поиск
Конный спорт
Всегда в пути
Роге Н.
Раздаются четкие удары копыт скачущих коней, громкое щелкание бича, гортанные выкрики джигитов. Рукоплещет переполненный цирк.
   Как вы, наверно, уже догадались это выступает труппа джигитов Северной Осетии под руководством народного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинский АССР Али-Бека Кантемирова. Да недаром их называют "рожденные в седле". Такое мастерство нечасто приходится видеть. Труппа Али-Бека пользуется огромным успехом не только в нашей стране, но и за рубежом.
   Московские зрители особенно любовно и восторженно принимали их выступления на арене Московского цирка в юбилейной программе «Всегда в пути», которая шла с неизменным успехом семь месяцев.
   Хотя наш век по праву считается веком развитой техники и покорения космоса, не угасает любовь советских людей к быстроногому красавцу коню.
   Еще задолго до начала представления счастливые обладатели билетов, бережно предъявляя их при входе, заполняют все места на трибунах цирка. А у входа до последнего звонка продолжают толпиться те, которым не посчастливилось попасть в этот день на представление. Не скрывая зависти, они провожают глазами тех, кто сегодня вечером, забыв все на свете, будет мысленно витать с воздушными гимнастами под куполом цирка, ходить по канату, ловко жонглировать различными предметами, укрощать диких животных и, конечно, лихо нестись по манежу на крепких конях кабардинской породы, поражая зрителей сложными элементами «вольтижа» и головоломными приемами джигитовки, а которой так искусны артисты Северной Осетии.
   Название юбилейного циркового представления «Всегда в пути», оставившего столько приятных часов поклонникам цирка, как нельзя лучше отражает трудность и сложность профессии артистов цирка, связанной с постоянными переездами из города в город, из страны в страну.
   Почетное право участвовать в юбилейном представлении в Москве в честь 50-летия Советской власти получили только лауреаты Всесоюзного смотра циркового искусства. После длительной программы в Горьком мастера советского цирка показали москвичам новую программу, которая шла с огромным успехом с первого до последнего дня. Притягательная сила этого представления заключалась также и в том, что впервые в ней участвовали вместе два лучших представителя советской клоунады М. Румянцев (Карандаш) и Олег Попов.
   Несмотря на то что юбилейная программа была весьма разнообразной и в ней выступали лучшие исполнители каждого жанра циркового искусства, наибольшая честь была оказана конникам, которые каждодневно завершали представления.
   Али-Бек и его три сына — Хасан, Ирбек и Мухтар — внесли много нового в жанр джигитовки, разработав много сложнейших трюков. Еще никем не повторен знаменитый номер Али-Бека — пролезание из седла между задних ног скачущей лошади с выходом на круп, А какой фурор производила «вертушка» Ирбека Кантемирова, которую он выполнял с завязанными платком глазами вокруг шеи скачущей лошади! А как ловко он пролезал под ее корпус, описывая полный круг тоже с завязанными глазами!
   Непревзойденный мастер цирка Али-Бек посвятил всю свою жизнь любимому искусству и воспитанию молодежи. Такую же любовь к своему делу он передал своим сыновьям и внукам.
   Хотя Али-Бек уже давно мог бы уйти на заслуженный отдых, он и не думает расставаться с люби мой профессией. Каждое утро его можно увидеть на репетиции труппы, а вечером на арене цирка под светом прожекторов. Это очень волнующее зрелище, когда на строптивом англо-кабардинце Алане, вороной масти, подаренном ему трудящимися Северной Осетии в день его 85-летия, он выезжает на манеж в окружении своих учеников. В черной бархат ной черкеске с серебряными газырями, плотно облегающей его не по летам стройную фигуру, и черной папахе — Али-Бек как бы олицетворяет собой гордый осетинский народ, характерными чертами которого являются смелость, лихость и ловкость, вокруг которого объединяются представите
   ли его «рожденного в седле» племени, его ученики.
   В программе юбилейного конного аттракциона участвовала вся труппа Кантемировых — от мала до велика. Они показали много нового, например «Аланскую» езду, в которой четыре джигита — И. Кантемиров, А. Карсанов.
   Ю. Доцоев и К. Зангиев — воспроизвели езду своих предков — аланов. Сколько труда вложено в этот номер! Джигиты, стоя на седлах двух лошадей одной масти, демонстрировали сложные фигуры, одновременно управляя лошадьми, а в конце номера, также стоя, преодолевали препятствия.
   Впервые на арене цирка артисты Юрий Доцоев и Алхаз Кирсанов выполнили «двойную вертушку» на спине скачущей лошади, Весьма эффективной была «пирамида», в которой А. Кирсанов и К. Зангиев, стоя на двух скачущих лошадях, держали на плечах Ю. Доцоева с большим флагом, Пирамида также заканчивалась прыжками через препятствия,
   А «карусель» исполнялась так: в центре Ирбек, исполняющий пиаффе на Алэне. Вокруг него а правую сторону по большому кругу скакали четыре всадника, каждый стоя на паре лошадей, а в левую, по малому кругу, — четыре, каждый стоя на одной лошади. Всего в карусели участвовали 9 всадников на 13 лошадях.
   Мухтар Кантемиров на рыже-чалом Цефале продемонстрировал новый номер «курс» — запрыгивание на скачущую лошадь в положении «стоя», а затем виртуозное вращение двумя шашками, стоя на лошади. Его выступление заканчивалось преодолением препятствий.
   Оригинальную, только им используемую, «вертушку» с двумя саблями в зубах показывал Ирбек Кантемиров. Не отставало от взрослых и «молодое» поколение — дети старшего сына Али-Бека — Хасана. Каджана в костюме мальчика демонстрировала каскад сложных фигур «вольтижа». Когда же в конце она срывала папаху и на плечи .падали каштановые косы, зрители бурно аплодировали мастерству девушки.
   Самый младший — Толик — лихо джигитовал на шустром пенни, завершая свой номер подниманием платков с земли на полном скаку.
   Закончив выступление, артисты спешивались, и В. Дзутцев в бешеном темпе демонстрировал настоящую осетинскую лезгинку.
   — А почему, — спросите вы, — не выступал серый «артист» буян, полюбившийся зрителям по многим картинам, а в особенности «Смелые люди», где он был одним из основных «исполнителей». Неужели он сошел с арены? — О, нет, Буян, верный друг Ирбека, бодр и здоров, хотя ему более 20 лет. Ирбек никогда не расстается с ним. Просто Буян снова «киноартист», и мы скоро увидим его на экране. На этот раз Буян играет как бы самого себя — цирковую лошадь, которая случайно попала в деревню. Фильм снимают выпускники ВГИКа по рассказу А. Серафимовича. Вот один из эпизодов этого фильма: Буян никогда не ходил в упряжи, а тут случилась беда — необходимо срочно отвезти роженицу в город за 10 км. Буяна запрягают в телегу, а он в недоумении останавливается на дороге, не понимая, что от него требуют. И Буян старается показать все, на что он способен. Он ходит пассажем, пиаффирует, демонстрирует испанский шаг, А время идет, нужно спасать жизнь матери и ее Будущего ребенка. И тут Буян наконец «понял», что нужно просто везти за собой телегу и как можно быстрее бежать вперед, спасая жизнь своего друга — человека. Таким образом, все кончается благополучно.
   Потухли огни в цирке. Зрители неохотно расходятся, унося в своих сердцах незабываемые картины виденного. А Кантемировы уже репетируют новую программу, изобретают новые трюки, и снова готовятся в путь, на этот раз в Мексику, страну ацтеков. Заранее можно слазать, что и там они будут иметь огромный успех, так как мексиканцы большие любители лошадей, цирка и конного спорта.
   В настоящее время ч олимпийскому городу — Мехико приковано внимание всей спортивной общественности.
   Труппе Али-Бека предстоит длинный и тяжелый путь. Четвероногих «артистов» может «укачать» на пароходе. Однако переезд не пугает джигитов, ведь цирковой артист «всегда в пути».
   Пожелаем и мы, конники, труппе Али-Бека новых творческиx успехов и счастливого пути.
  
  
   Н. РОГЕ,
   мастер спорта
  
"Коневодство и конный спорт" №6, 1968г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


Али-Бек Кантемиров


Аланская езда. Номер исполняют И. Кантемиров, А. Красанов, Ю. Доцоев, и К. Зангиев.