О журнале  
Поиск
Из истории русской кавалерии
Учебные эскадроны
Бегунова А.

   В 1816 году в России впервые вышли в свет «Эскадронный устав», затем брошюра «Школа кавалерийского солдата», где рассказывалось о некоторых приемах верховой езды и на рисунках иллюстрировалась правильная посадка всадника. Так было положено начало систематическому, всеобщему и планомерному обучению солдат в коннице. Следующей мерой правительства в этом направлении было создание в 1819 году берейторской школы, а в 1823 году— Школы гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Если берейторская школа обеспечивала армию квалифицированными инструкторами, то в Школе юнкеров и подпрапорщиков основательно обучали будущих офицеров верховой езде и затем выпускали в полки гвардейской кавалерии. Кстати сказать, эту школу окончил и М. Ю. Лермонтов, бывший, по отзывам современников, неплохим наездником...
   Вслед за нововведениями в столице при некоторых кавкорпусах, расквартированных у западных и южных границ государства, появились особые учебные эскадроны. Например, большой известностью пользовался учебный эскадрон во 2-й драгунской дивизии генерала Ридигера, где успешно готовили кавалеристов, а также объезжали и обучали лошадей.
   Интересные воспоминания об этом периоде оставил генерал Броневский, молодым офицером пришедший в конный полк после 1812 года: «Знали они (до 1817 года) и то понаслышке о манежах, об особенном искусстве берейторов в обучении лошади, но не знали, как взяться за дело. Припомнили, что в одном конноегерском полку (Арзамасском) есть берейтор Бальбони (он принадлежал к цирковой труппе), к нему и обратились за наставлениями. Бальбони дал для образца рабочую уздечку, бич и корду. Без промедления приступили к изготовлению этого снаряжения, а также полевого манежа, обнесенного камышом и устланного навозом, и стали заниматься новым для всех делом: выездкой лошадей по правилам манежного искусства...
   Труд был нелегкий: многие лошади не шли вольтом, на корде, противились, били задом, не шли вперед. Некоторые, закусив удила, пробивали головами камышовые стенки манежа. В продолжение зимы все же большая часть лошадей стала повиноваться ездокам на шагу и на рыси. Большего от них не требовали, потому что сами не умели что-либо другое сделать... Боковые движения и галоп, исполняемые с соблюдением дистанций, были совершенной новостью для нас и примером для подражания. С новым усердием принялись мы за работу... А в 1819 году эскадрон, в котором я служил, мог представиться на смотре с аллюрами уравненными и с правильной посадкою. Бывший тогда начальник Главного штаба Первой армии генераллейтенант Дибич при осмотре (зимой) полков нашей дивизии нашел, что это лучший эскадрон во всей армии,—так мало было еще развито образование нашей кавалерии!»
   Однако всеобщее увлечение манежной ездой имело и свои отрицательные стороны. Во-первых, посадка, введенная в армии в 1816 году, была натянутой и жесткой (плечо, колено и носок всадника должны были находиться на одной отвесной линии). Обучить такой посадке новобранцев было далеко не просто. Да и сама система обучения была жесткой: без седла и стремян, на попонке, подложив по хлыстику под каждое колено и локоть («чтоб не болтал ими и потому не выронил бы хлыстиков»), с первого дня рысью на корде, усиливая темп всякий раз, когда всадник начинал терять посадку.
   Во-вторых, восторжествовало мнение, будто бы красоту и изящество выездки армейских лошадей составляют только короткий галоп и собранная рысь. Это привело к тому, что на специальных смотрах кавалерию, идущую коротким галопом, обгоняла пехота. От постоянного сбора строевые лошади очень страдали и так слабели ногами, что преждевременно (срок их службы был определен в 9 лет) приходили в негодность. Способствовало этому и содержание: обильное кормление, чтобы представить лошадей в «требуемом виде» — желоб на спине и огромное брюхо, притом ни единой лишней шерстинки, все подобрано и выстрижено. Таким был по тем понятиям идеал строевой лошади.
  
"Коневодство и конный спорт" №2, 1984г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


Рядовой кирасирского полка. 1835 год.