О журнале  
Поиск
Научно-техническая информация
Профилактика транспортного стресса
Ласков А., Пушкарева С.

   При перевозках лошадей ввиду воздействия неблагоприятных факторов (ограниченность в движениях, качка, вибрация, ускорения, торможения) их организм испытывает напряжение, называемое английским словом «стресс». Такое состояние, особенно при длительных транспортировках, угнетает защитные силы организма, ослабляет его естественную устойчивость, приспособляемость, что часто ведет к заболеваниям животных во время перевозки или после нее, объединяемым в ветеринарии понятием «транспортная болезнь».
   Стресс, представляющий собой совокупность защитных физиологических реакций организма, начинается уже при погрузке лошадей, например, в спецавтомашину. Лошади, в первую очередь редко перевозимые, боятся всего нового, незнакомого — темноты салона машины, прогибающегося под их тяжестью трапа, непривычных запахов, что вызывает у них возбуждение, усиливаемое резкими принудительными действиями (окрики) обслуживающего персонала при неповиновении лошадей. А неосуществимость естественного стремления лошади убежать, избегая опасности, приводит к перенапряжению ее центральной нервной системы. Это выражается в сильном двигательном возбуждении — лошадь упирается, встает на дыбы, отбивает задом, стремится спрыгнуть с трапа и даже может выпрыгнуть из бокса машины.
   Перевозбуждение ведет к значительной активизации работы всех физиологических систем организма. Сразу после захода в машину частота пульса и дыхания у лошади возрастает вдвое. У нее наблюдается изменение кислородтранспортной функции крови, что проявляется в увеличении концентрации гемоглобина на 55 % и содержания эритроцитов на 14%. Такое соотношение возрастания гемоглобина и эритроцитов может свидетельствовать о нежелательном преобладании распада эритроцитов с выходом из них гемоглобина над выбросом эритроцитов из депо, так как это может отрицательно сказаться при транспортировке незадолго до соревнований на работоспособности лошади.
   В различных отраслях животноводства используют успокаивающие средства (транквилизаторы) для смягчения отрицательного действия транспортного стресса на организм животных, облегчения процесса погрузки их в автомашины, снижения потерь живой массы и предотвращения заболеваний и падежа при перевозке. Широко употребляемые при перевозках молодняка и взрослого скота препараты фенотиазинового ряда (аминазин, ацетпромазин, промазин, тримепразин) имеют ряд нежелательных побочных действий, что не позволяет применять их при транспортировке лошадей.
   Эти препараты оказывают глубокое тормозящее действие на центральную нервную систему лошади, подавляют перистальтику кишечника, расслабляют мускулатуру, снижают артериальное давление, вызывают сильный снотворный эффект, нарушают терморегуляцию. Торможение же центральной нервной системы и расслабление мускулатуры препятствуют активной реакции контроля и сохранения равновесия при переездах, что может привести к возникновению травм при ударах лошади о стенки бокса или ее падении.
   Поэтому нами были выбраны и апробированы два транквилизатора — «фенибут» и «мебикар», которые, не оказывая нежелательных действий на сердечно-сосудистую, дыхательную, гипофизарно-надпочечниковую, пищеварительную системы и не вызывая расслабления мускулатуры лошади, обладают достаточно выраженным успокаивающим действием. Тот или другой препарат в порошке вводили лошадям через болюсодаватель за 40 мин до погрузки. Благотворное действие препаратов выражалось в меньшем увеличении частоты пульса и дыхания по сравнению с контролем (на 33 и 18 % соответственно). В крови лошадей, получивших препарат, наблюдали возрастание содержания гемоглобина на 26—33 и эритроцитов — на 16—18 %, что свидетельствовало о нормальной физиологической реакции системы крови, то есть о преобладании выхода эритроцитов из депо над их распадом.
   Применение препарата «фенибут» позволило сократить время погрузки. одной лошади в 4 раза — с 14 до 3 мин, а «мебикара» — в три раза — с 15 до 5 мин. Лошади, получившие, транквилизатор, при погрузке ведли себя гораздо спокойнее, увереннее, смелее заходили в машину по трапу, чем без применения лекарства, когда их удавалось погрузить с большим трудом. В машине эти лошади проявили меньше беспокойства, их ориентировочная реакция была в норме.
   Отрицательное влияние транспортировки зависит от ее длительности и реализуется на фоне предварительно изменившейся в результате погрузки деятельности физиологических систем. При транспортировке продолжительностью до 48 ч у лошадей, кроме учащения пульса и дыхания, наблюдается увеличение содержания гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов.
   Активность гипофизарно-надпочечниковой системы (по концентрации кортизола) поддерживается на высоком уровне. Перевозка лошадей в течение суток вызывает напряжение гуморального и клеточного иммунитета, что свидетельствует об активизации защитных сил организма. Такой режим перевозки вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, которое в период суточного отдыха сменяется явным снижением до исходного уровня.
   Транспортировка лошадей в течение 48 ч и более вызывает в их организме значительное утомление, выражающееся в падении тонуса скелетной мускулатуры. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы уменьшается. Показатели кислородтранспортной функции крови незна, чительно отклоняются от исходного уровня, однако сохраняется значительный лейкоцитоз.
   Такая длительная перевозка вызывает резкое снижение иммунной реактивности организма, их естественной устойчивости. Это может способствовать возникновению заболеваний и даже вести к падежу животных при транспортировке.
   В целях профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных при перевозке исследователями предложены также системы обработки, включающие инъекции антибиотиков, витаминов и других фармакологических веществ, которые способствуют повышению естественной устойчивости организма к вредному действию транспортного стресса. Для Предупреждения патологических состоянии лошадей при транспортировках мы в опытном порядке использовали перед перевозкой принцип аутогемотерапии.
   При этом кровь лошади, взятую из яремной вены в количестве 20 мл, вводили внутримышечно, как правило, в область шеи. Эту процедуру проводили дважды — за 5—6 дней до отправки и накануне погрузки — не менее, чем за 2 часа. Однако можнопользоваться и однократным применением аутокрови — перед отправкой. Накануне лошадям обязательно внутримышечно вводят бициллин-5 в дозе 2,5—3 млн. ед. и стрептомицин — 2—3 г на одну голову.
   Опыт показывает, что одновременное применение обоих способов профилактики транспортного стресса у лошадей — дача транквилизаторов «фенибута», «мебикара» и аутогемотерапия — приносят благоприятные результаты. Лошади, как правило, переносят перевозку без выраженных депрессивных состояний, не подвержены заболеваниям, вызванным транспортным стрессом и хорошо сохраняют за время пути спортивную форму. Но при этом надо обязательно соблюдать и обычные меры — спокойное обращение с животными, осторожное, плавное движение автомашины.
  
   А. ЛАСКОВ, С. ПУШКАРЕВА, ВНИИ коневодства
  
"Коневодство и конный спорт" №6, 1984г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом