О журнале  
Поиск
Конный спорт
Лечебная езда
Кажется, ничто другое так не подвинуло вперед идею спортивно-терапевтического лечения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата мышц человека, как участие одной австралийки в соревнованиях по верховой езде на хельсинкской Олимпиаде. Эта наездница, перенесшая тяжелый паралич после полиомиелита, благодаря упорным тренировкам сумела не только побороть свой недуг, но и добиться высоких спортивных показателей. В последующие годы этот необычный метод лечения последствий паралича стали применять во многих странах.
   Интересен опыт спортивно-терапевтической медицины в ФРГ, особенно результаты лечения детей с так называемыми афетозными заболеваниями, при которых, например, резко нарушена координация движений, бывают подергивания головы. Следует сразу оговориться, что эта форма паралича почти не излечивается, но благодаря целенаправленной системе специальный гимнастических упражнений, повторяемых в течение продолжительного времени ежедневно, больным постепенно удается овладеть контролем своих движений. На первый взгляд, могут вызвать сомнения возможности лечения тяжелых нарушений мышечного аппарата с помощью комплекса обычной вольтижировки. В этом случае под вольтижировкой следует понимать самые простые гимнастические упражнения. Каждый пациент ездит на лошади, у которой миролюбивый характер, лучше — на пони. И обязательно под строгим надзором инструктора. Размеренные движения животного, идущего легкой рысцой, практически исключают какое-либо падение ребенка в вольтижировочном поясе.
   Медицинский персонал, предварительно хорошо изучив возможность каждого пациента, помогает ему на первых порах самостоятельно взбираться на лошадь и слезать с нее. В ряде случаев инструктор подстраховывает ребенка, усевшись позади него. Первые уроки длятся не более пяти минут. В течение дня уроки могут повторяться. Проходит всего двадцать часов занятий, уже виден явный прогресс. Дети постепенно обретают чувство равновесия и не скрывают своей радости. Правда, у одного мальчика долго не проходил страх, и потребовалось пять месяцев, чтобы он привык. Этот случай говорит о необходимости терпения и целеустремленности у инструктора-наставника.
   Гимнастические упражнения выполнялись детьми поначалу на спокойностоящей лошади, а затем при движении ее шагом и мелкой рысцой.
   Вот пример благотворного влияния метода. Поступивший в клинику больной мог вначале передвигаться только с посторонней помощью. Специалисты не верили, что ему когда-нибудь удается хотя бы удержаться на лошади. Диагноз болезни двенадцатилетнего мальчика был очень серьезен: тяжелая форма афетоза. Ему с трудом удавалось сохранять контроль над движениями головы, речь была невнятной, лицо беспрерывна подергивалось в гримасах. Ребенок мог сидеть, но от легкого толчка терял равновесие. Самостоятельно ему удавалось сделать только несколько шагов, сопровождаемых судорожным подергиванием рук и корпуса. Мальчик прежде всего одолел езду на трехколесном велосипеде и только потом сел на лошадь. Спустя пятнадцать уроков он обрел чувство уверенности и держался в седле один, еще через двадцать пять уроков выполнял несложные упражнения и самостоятельно слезал с лошади. Потом парень уже пускал лошадь в галоп.
   Итак, сделаем некоторые выводы. Метод лечения тяжелых последствий паралича имеет несомненый психологический эффект, который трудно переоценить, хотя его и нельзя считать панацеей от всех паралитических бед. Эмоции, радости и довольство сами собой положительно сказываются на состоянии духа физически неполноценных детей, укрепляют в них веру в себя, расширяют контакт со здоровыми людьми. Какой отец или мать не почувствует безграничное счастье при виде сына, скачущего галопом, сына, которого они вчера считали обреченным и оторванным от нормальной жизни!
  
"Коневодство и конный спорт" №2, 1982г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом