О журнале  
Поиск
Конный спорт
Оценка качества аллюра
Ушакова Т.
(по материалам IDJC — Международного клуба судей по выездке)
  
   В судействе выездки первостепенное внимание уделяют оценке качества аллюра. Критериями являются равномерность, каденция, ритм, равновесие, свобода, прямолинейность лошади под всадником и гармония между ними. Ниже кратко описан смысл каждого из этих терминов.
   Равномерность имеет отношение к способности лошади выдерживать аллюр с постоянно повторяющимися сериями постановок ног (ударов) на землю при условии двух ударов за цикл на рыси, трех — на галопе или четырех на шагу и резвом галопе. Эти удары могут или не могут чередоваться четко во времени, и поэтому показывать или не показывать постоянный темп. Какими бы ни были другие проблемы (неровность или потеря равновесия, проявляемые лошадью), равномерность аллюра — самая важная характеристика. Без ее достижения нельзя переходить к дальнейшей работе с лошадью.
   Почему так важна равномерность аллюра? Потому что он показывает навык лошади удерживать равновесие под всадником и что было достаточно эффективных занятий, чтобы стиль (рисунок) аллюра запечатлелся в ее памяти (мозжечке).
   Регулярно повторяемый стиль движения включает у лошади механизм действия местных, «спинных» рефлексов (С центрами, расположенными в спинном мозге). Эти рефлексы контролируют группы противоположных мышц с тем, чтобы мышцы (и конечности, на которые они воздействуют) могли работать гармонично. Наличие механизма действия рефлексов означает, что большую часть физических и связанных с равновесием движений можно «автоматизировать». Это существенно, так как головному мозгу требуется слишком много времени, чтобы среагировать на локальные воздействия, и поэтому мозг затрачивал бы намного больше времени для поддержания движения, если бы он, начиная движения, управлял всеми мышцами раздельно.
   Лошади быстро привыкают двигаться всеми основными аллюрами. Часто для этого достаточно всего получаса после того, как жеребенок встанет на ноги. Происходит это потому, что лошадь обучается начинать контролировать порядок рефлексов быстрее, чем движения отдельных мышц, а возможный диапазон движений ограничен анатомией. Кости передних конечностей (и задних ниже бедра), соединены между собой связками (сухожилиями) так, что каждая конечность движется как часть целого в определенной фазе сгибания и разгибания. Это — следствие формы костей и точек прикрепления связок. Каждая конечность может ускоряться, замедляться или двигаться по направлению к телу или от него мускулами, которые соединяют эту конечность с туловищем (передняя конечность) или с тазом (задняя конечность). Это значит, что у жеребенка относительно немного мышц, чтобы быстро научиться стоять или двигаться всеми необходимыми способами.
   Участок коры головного мозга, «заведующий» движениями, инициирует их, в то время, когда мозжечок распознает и поддерживает схему движений, сравнивая их характер с теми, какими они должны быть. Если движения при аллюре постоянно повторяются в одной манере, мозжечку надо распознать и подержать эту схему (характер) движения как только оно начато. Это проявляется в общей картине плавности и улучшения равномерности движений. Происходит это потому, что мозжечок позволяет лошади использовать последовательность рефлексов спинного мозга для совершения движения. В таком случае двигательные центры головного мозга освобождаются от деятельности по поддержанию контроля за движением. Если нарушается равновесие в равномерном движении (поддерживаемом мозжечком), немедленно приходят в действие рефлексы равновесия, и лошадь моментально закрепощается. В течение этого автоматического ответа, «двигательная область» коры головного мозга имеет избыток времени, чтобы распознать проблему и восстановить движение, либо изменить его, как то необходимо.
   В противоположность этому сознательный контроль за движением обычно требует большей мускульной работы. Кроме того сознательный контроль медленнее и обычно требует больших усилий, поскольку замедляет ответ мышц на сигнал выполнить требуемую работу. Вот почему обучение новому движению на первых порах дает ощущение неуклюжести.
   Если движения надо часто менять, «сознательные двигательные центры» должны быть постоянно задействованы, чтобы начинать каждое новое движение. Это замедляет действие рефлексов, восстанавливающих равновесие.
   Итак, равномерность аллюра является необходимым условием уравновешенного движения. Если лошадь идет неравномерно, вряд ли она будет правильно реагировать на воздействия всадника: рефлексы спинного мозга заторможены. Мозг требует сознательного контроля за мышцами, вовлеченными в рефлекторные дуги. До тех пор, пока лошадь не будет двигаться равномерно, она не сможет отвлечь свое внимание от движения и двигаться свободно и эффективно. «Неравномерная» лошадь также трудна и некомфортна для всадника. Если всадник не сможет найти регулярно повторяющийся тип (характер) движения, который даст ему возможность быть в гармонии с лошадью, ему трудно будет не мешать лошади.
   Итак, равномерность аллюра — необходимое условие эффективной взаимосвязи лошади и всадника.
   Промежуток времени между ударами определяет ритм.
   Ровность (одинаковость). Равномерность частоты ударов копыт о землю необходима в каждом аллюре. Если время между ударами в цикле одинаково, лошадь идет ровно. Если это время регулярно различается, например, если оно вдвое больше между первым и вторым махами на рыси, чем между вторым махом этого цикла и первым махом следующего цикла, тогда лошадь идет неровно. Она движется так: 1..2.1..2.1..2.1..
   Если лошадь с неровным ритмом движений, причина может крыться либо во всаднике, либо в ней самой, либо в их комбинации. Всадник может служить постоянно повторяющейся помехой при движении лошади, либо вследствие неровного воздействия средствами управления из-за его собственной неуравновешенности, либо в результате проблем в его поведении. Боль может повлиять на движение одной ноги лошади сильнее, чем других или же односторонне развитая мускулатура может являться причиной большой разницы в движениях ног. Неровность может привести к хромоте на три ноги. Поэтому только такая неровность, которая проявляется постоянно, должна быть принята во внимание. Неровность может быть и привычкой лошади и/или всадника без каких-либо явных механических или экстерьерных причин. Помимо прочего ни один из нас не является абсолютно двусторонне симметричным.
   Неровное движение препятствует сохранению равновесия и эффективному действию механизма «спинных» рефлексов. Оно также препятствует взаимосвязи всадника и лошади. В противоположность этому ровный ритм способствует развитию гармонии лошади и всадника.
   Темп — скорость ритма. Лошадь может иметь ровный, равномерный мах, но при этом изменять темп (скорость) — то есть идти слишком быстро, слишком медленно, или нормально (правильно, оптимально).
   Оптимальную частоту ударов передних конечностей определяет, главным образом, анатомия — соотношение длины и веса частей конечностей, поскольку они являются параметрами, диктующими период колебания конечностей, действующих как маятник.
   Лошадь, которая движется в очень быстром ритме, идет со скоростью, которая превышает время, необходимое для восстановления тонуса мышц и нервов, участвующих в механизме действия спинномозговых рефлексов. Эти рефлексы действуют в особом диапазоне времени, который напрямую связан с периодом колебания конечности, действующей как маятник. Тренировка и развитие мышц могут несколько расширить этот диапазон. Если же лошадь постоянно работает, превышая его, она не будет в состоянии двигаться эффективно или комфортно. Утомление будет наступать гораздо быстрее, и движения потребуют слишком много энергии головного мозга.
   Слишком частый ритм можно сравнить с очень быстрым бегом вниз с холма. Человек постоянно стремится удержать свой вес, который «падает» вперед, и вынужден прилагать слишком большие и даже отчаянные усилия, чтобы принять положение, в котором он будет в состоянии замедлить, остановиться или изменить направление. Также и лошади, двигающейся в слишком быстром ритме, трудно поддерживать свое собственное равновесие и еще гораздо труднее нести своего всадника или отвечать на его команды.
   Поскольку мышцы работают лучше в небольшом диапазоне скорости их возбуждения, самое эффективное и уравновешенное движение достигают при таком аллюре и длине маха, которые лучше всего подходят для требуемого захвата пространства конечностями.
   Если в ответ на посыл всадника вместо увеличения маха всеми ногами или перехода к другому аллюру лошадь пытается ускорить темп в пределах того же самого аллюра, она неминуемо закрепостится и обычно «ляжет на руку» (то есть перенесет свой центр тяжести на перед) — начнет «бежать».
   Если вместо сгибания суставов, понижения крупа и укорочения шагов в ответ на требования сбора со стороны всадника лошадь пытается слишком замедлить свой ритм, она также закрепостится и перенесет центр тяжести вперед, часто при этом переходя на другой, более медленный аллюр, и даже начнет «бочить».
   Медленные ритмы требуют гораздо больших усилий отдельных мышц и более сильных, эластичных сухожилий и связок. Это происходит потому, что они действуют все более и более обособленно при замедлении ритма, и лошадь удерживает равновесие все дольше и дольше на каждой конечности с помощью каждого сухожилия. Либо сухожилия внутри каждого цикла имеют меньше времени для расслабления между фазами подвисания. Попытайтесь перепрыгнуть с одной ноги на другую в очень медленном темпе, и вы сразу поймете в чем проблема. Таким образом, есть минимальная скорость ритма на рыси и галопе, ниже которой лошадь не может сохранять равновесие без напряжения. Эта скорость зависит от уровня тренированности лошади, общего ее здоровья также, как и от ее силы, и будет постепенно снижаться в процессе дальнейшего тренинга. Правильный ритм, таким образом, необходим для получения эффективного, уравновешенного движения и достижения наилучшей взаимосвязи между лошадью и всадником. Это является основой для работы на прямые сгибания.
   Лошадь движется неравномерно, когда нет постоянного ритма движения конечностей, соответствующего аллюру. Движение конечностей несколько различается с последовательностью махов или шагов. Лошадь движется неровно, когда неравномерность постоянно повторяется, то есть когда движение конечностей одной стороны лошади отличается от движения конечностей другой стороны. Как неравномерность, так и неровность должны быть наказаны снижением судейских оценок, так как нарушают требования к качеству движений. Не будем здесь останавливаться на отличии между неравномерностью и неровностью: влияние их на оценки одинаково, хотя причины этих недостатков аллюра могут быть разными.
   Хромота имеет место, когда лошадь реагирует на источник боли при движении. Неравномерность или неровность — проблемы тренинга лошади. Хромота — ветеринарная проблема. Неравномерность, неровность и хромота усложняют судье по выездке оценку качества аллюров.
   Как отличить хромую лошадь от «неравномерной» или «неровной» лошади? Во-первых, хромая лошадь может быть неравномерной, а может и не быть. Если боль/дисфункция влияет на движения обеих передних или обеих задних конечностей, хромая лошадь может быть равномерной и ровной. Если боль/дисфункция влияет на одну конечность, хромая лошадь может двигаться равномерно и неровно. Однако лошадь, идущая неровно на аллюре, не обязательно хромает.
   Неровность может быть вызвана другими факторами (смотри далее). Если неровность лошади связана с чрезмерной нагрузкой или напряжением мускулатуры спины (голова «кивает», или бедро «волочится» сзади), это похоже на хромоту. Для окончательного определения хромоты надо осмотреть лошадь при движении на свободном поводу без всадника.
   Как решить, хромает ли лошадь? Кивает ли лошадь головой или припадает на бедро при каждом движении? Усиливается ли неровность при прохождении углов или кругов в одном направлении по сравнению с другим направлением? Показывает ли лошадь, что она испытывает боль?
   На практике приходится субъективно оценивать какой силы дискомфорт испытывает лошадь прежде, чем остановить езду. Если чувствуете, что лошадь отчетливо выказывает постоянно испытываемую боль, остановите езду. В случаях, когда явный дискомфорт прерывается или исчезает за короткий промежуток времени, ваше решение зависит от степени выказываемой хромоты. В большинстве случаев всадник выездки отдает себе отчет в том, что что-то не так, и снимает лошадь. Всадник, продолжающий выступать на лошади, которая показывает прерывающиеся или повторяющиеся нарушения движений, получит низкие оценки, поскольку главное требование регулярности аллюра не выполнено. Лошади, у которой болит больше, чем одна конечность, либо спина, легче быть ровной и равномерной, но она будет показывать явный недостаток свободы аллюров.
   Следует знать, что самой распространенной причиной недостаточной свободы аллюров является недостаток толчковой силы. Другой причиной потери свободы аллюров является сопротивление воздействию рук всадника.
   Лошадь, которая движется равномерным, свободным, раскрепощенным аллюром с каденцией, свободна также от боли и функционально здорова. Это показывает, что всадник достиг одной из главнейших целей выездки — восстановления естественного аллюра при движении под седлом.
   Лошади необходимо поддерживать равновесие с одной и другой стороны (при боковом движении) так же, как и в вертикальной плоскости. Положение ее ног и форма туловища позволяют говорить о том, что ей гораздо труднее поддерживать боковое равновесие. У новорожденного жеребенка ноги будут подкашиваться до тех пор, пока он не научится контролировать свое боковое равновесие.
   Если равновесие утеряно, рефлексы закрепощают мышцы и могут вызвать шаг в сторону при усилии восстановить равновесие. Если это не удается при более сильном нарушении равновесия, то включаются защитные рефлексы.
   Чем более спокойно и неподвижно (но не напряженно) будет вести себя всадник на лошади, тем легче и быстрее она научится нести его на себе без потери равновесия. Для молодой лошади, еще не закончившей расти, и еще не нашедшей свое собственное равновесие, добавление веса неопытного и неуравновешенного всадника может закончиться катастрофой. Хотя и непохоже, что лошадь может упасть, рефлекс, имеющий место, когда она борется за сохранение своего собственного равновесия, вступает в действие, и она может сбросить всадника, памятуя о способе выхода из этой ситуации. Тренеру, который встретился с проблемой переобучения лошади, всегда гораздо тяжелее, чем обучать ее при отсутствии дурных привычек. Первый опыт обычно самый сильный и самый запоминающийся.
   Для обретения равновесия большинству лошадей требуется время, отсюда практика обучения молодых лошадей на корде, когда внутренняя задняя нога упражняется в помощи движению путем постановки ее вперед под туловище лошади. Обучение определенному движению не только развивает мышцы, участвующие в этом движении, также возрастает вероятность того, что навык этого движения лошадь будет использовать и в других ситуациях. Постановка внутренней задней ноги вперед и под туловище дает лошади возможность уравновеситься и контролировать дополнительный вес (всадника) на спине. Используют также работу на корде и подобные упражнения, чтобы развить равномерные и ровные рысь и галоп. Так лошадь уравновешивается сама и приобретает способность нести себя до того, когда ее начнут заставлять выполнять эти движения под всадником.
   Неопытные лошади теряют свое продольное равновесие, особенно когда всадник внезапно валится вперед или отклоняется назад. Это присуще неопытным всадникам, когда они падают вперед при посыле лошади, или когда они отстают от движения, если лошадь меняет аллюр, а они еще не готовы к этому.
   Лошадь необходимо научить способности нести себя, а всадник должен уметь сидеть спокойно, согласовываясь с движениями лошади, для того, чтобы достичь равновесия. Равновесие необходимо для гармоничного, равномерного, ритмичного, ровного движения.
   Свобода аллюра имеет место тогда, когда мышцы работают согласованно для поддержания равновесия и координации каждой части тела на каждом шаге. Тогда нет никаких препятствий для движения, сохранения равновесия и нет сопротивления действию рук всадника. Свобода показывает, что лошадь обучена двигаться в равновесии со своим всадником, и у нее достаточно силы двигаться еще легче. Она вновь приобрела «естественные» аллюры.
   Прямолинейность позволяет ровно загружать конечности и использовать мышцы. Большинство лошадей более развиты с одной стороны, и почти всегда необходимо сделать несколько большее усилие в одном и том же упражнении в одном направлении по сравнению с другим, чтобы развить одинаковое мускульное усилие. Большинство лошадей (примерно около 80 %) длиннее слева и короче справа, или у них доминирует левая задняя нога. Они ставят свою правую заднюю ногу между следами двух передних ног, и их задняя правая нога идет справа от правой передней ноги. Почему лошади чаще используют левую заднюю ногу, чем правую заднюю, неясно.
   Если лошадь не идет прямо по своему следу при нормальном движении, надо поработать с ней. Если, конечно, принять во внимание, что эта неровность увеличит проблему в дальнейшем развитии мышц. Лошадь может идти прямолинейно, то есть следы задних ног будут совпадать со следами передних ног, но при этом будет иметь место неровное движение ее конечностей. Если посмотреть на лошадь сбоку, можно увидеть разницу в длине шага по следам каждой задней ноги, или это может означать, что задние ноги просто использованы по-разному. При нормальной работе эти различия уменьшатся, особенно при работе на корде, боковых движениях и упражнениях через жерди (кавалетти), езде по пересеченной местности.
   При развитии прямолинейности очень важно не забывать о всаднике. Основной причиной «неровности» многих лошадей является неровное использование мышц из-за неровного распределения веса всадника и/или неровного применения средств управления. Всадник, сидя на лошади должен чувствовать, что вес его распределен одинаково на каждую сторону спины лошади, даже если ноги у всадника разной длины. Тогда лошадь имеет возможность пропорционально развивать мускулатуру и обрести способность двигаться ровно и прямо.
   Каденция придает особое качество движениям на каждом аллюре благодаря выраженной эластичности сухожилий и связок, так как лошадь в этом случае напрягает и расслабляет их свободно, без чрезмерного мышечного напряжения или скованности. Лошадь работает эффективно путем накопления энергии движения в эластичных тканях сухожилий и связок. Если эластичного напряжения и расслабления мышц нет то большая часть этой энергии не просто пропадает, но также разбалансирует силы, действующие на суставы и другие структуры. Тогда мышцам придется работать гораздо тяжелее, чем необходимо, Потеря каденции аллюра означает, что, вероятно, происходит излишнее изнашивание в некоторых локомоторных структурах, и работоспособный отрезок жизни лошади будет укорочен.
   Гармония возникает и совершенствуется при улучшении взаимопонимания лошади и всадника. По мере улучшения их связи и физического развития лошади в результате обучения и соответствующей практики, гармония совершенствуется. Эмоциональный внутренний контроль со стороны обоих партнеров, взаимоуважение — неотъемлемая составная часть гармонии.
   Партнерам необходимо научиться сосредотачивать и поддерживать взаимосвязь, все время ее контролировать, чтобы быть в состоянии внести изменения в аллюр и направление, как только потребуется, и реагировать соответствующим образом на другие внешние обстоятельства. С практикой концентрация внимания может быть развита и усовершенствована до такой степени, что лошадь станет чувствовать намерения всадника по малейшим изменениям его корпуса, которые предшествуют его действиям. Если всадник сможет также чувствовать и понимать такие изменения в теле лошади, тогда становится возможной настоящая гармония. Каждый партнер сможет постоянно и точно чувствовать, каковы намерения другого. Их взаимосвязь становится языком вместо системы сигналов. Имеется бесконечное разнообразие комбинаций воздействий или очень легких движений, которые позволяют каждому партнеру информировать другого о любом изменении их намерений прежде чем это отразится на их общем движении. Другой партнер может затем приспособить свои собственные движения, чтобы подладиться к тем изменениям, которые имеют место, и пара будет в состоянии двигаться и выглядеть как одно целое.
  
  
   Т. УШАКОВА, международный судья по выездке, член Международного клуба судей по выездке
  
  
"Коневодство и конный спорт" №1, 2002г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом