О журнале  
Поиск
За рубежом
Конь в укладе жизни сельских тружеников Монголии
Цог Г.

   На национальном гербе Монгольской Народной Республики изображен человек на коне, устремившийся навстречу солнцу. Во многих легендах и сказаниях воспета дружба человека с лошадью. Привязанность к лошадям у монгольского народа сохраняется и в наши дни. На начало 1980 года в Монголии насчитывалось более 1,9 млн. лошадей. На них пасут скот, используют для разъездов. Кроме того лошади в Монголии это предмет экспорта, спорта и источник продовольственной базы.
   С древних времен у скотоводов Монголии существует обычай: когда ребенку исполняется 5 лет, его впервые сажают на коня. Задолго до этого события родители подбирают ему добрую лошадь, седло и уздечку. С этого дня ребенка учат искусству верховой езды, а через год-два он уже может самостоятельно скакать, верхом пасти скот, участвовать в конных соревнованиях. С этого времени жизнь маленького сельского жителя уже надолго связана с конем. В Монголии в массовых скачках участвуют только дети 6—15 лет, а скачки являются непременной частью любого торжества в семье, бригаде, сельхозобъединении или госхозе. Особо же ценится победа на национальных скачках, которые организуются в дни празднования годовщины Победы Народной революции в Монголии. Подготовка к ним начинается заранее. Опытные скотоводы отбирают и тренируют скакунов, уже апробированных в других, менее ответственных, но очень популярных в МНР конных состязаниях, приуроченных к различным торжествам.
   Система подготовки лошадей к скачкам достаточно оригинальна. Первую пробу сил устраивают обычно осенью для жеребят на первом году их жизни. Делают это так: жеребят отделяют от материнского табуна, который перемещают на расстояние до 1 км. Затем малышей выпускают к матерям и фиксируют способность жеребенка к ориентации на местности, красоту бега, четкость и правильность выбранного им пути и т. д. По существу это первый отбор в будущие чемпионы среди жеребят, родившихся в табуне. Аналогичной проверке подвергают жеребят, родившихся от заранее подобранных родительских пар.
   Следующим этапом подготовки являются скачки на молодых лошадях в зимнее и весеннее время на различные дистанции. При этом в скачках не участвуют двухлетки, которые в этом возрасте более слабы и менее выносливы, чем лошади других возрастов.
   Чрезвычайно популярны скачки у аратов на праздниках в честь Дня скотовода, учрежденного в 1955 году. Этот праздник отмечается зимой, в феврале, с наступлением нового года по лунному календарю. Каждый всадник знает, что победа на скачках во многом зависит от подготовки всадника и лошади. Поэтому в народе славят не только имя победителя, но и человека, который вырастил и подготовил лошадь. Такой человек пользуется большим авторитетом, он чтим народом, его труд служит образцом для других, а опыт пропагандируется. Все это служит большим моральным стимулом и заставляет участников тщательно взвешивать свои шансы перед скачками. Любая победа достается нелегко. В деле подготовки к скачкам существуют свои семейные «секреты», традиции и т. п., которые передаются из поколения в поколение, от отца к сыну.
   Иногда за ту или иную ошибку всаднику достается от рядом скачущего тренера-воспитателя. Тренеры обычно бывают отец или дядя. Наказание не считается обидным. Дело в том, что тот, кто занимается коневодством, хорошо знает особенности физиологии и анатомии лошади, в частности ее зрение. Считается, что конь и всадник это единое целое, дополняющее друг-друга, поэтому, если лошадь споткнулась, поскользнулась, говорят, что виноват всадник, он плохо управлял конем, не следил за дорогой. Отсюда и наказание. Здесь воистину торжествует народная мудрость: чем тяжелее тренировка, тем легче победа. Мелочей в подготовке и скачках нет. На все обращается внимание, начиная от конской сбруи и седла и кончая настроением всадника, его одеждой. Предметом особой заботы являются, естественно, лошадь, ее состояние и кормление.
   Монгольские мастера-умельцы издавна уделяют большое внимание изготовлению и украшению конской упряжи. Седла в Монголии делают на свой национальный лад. При этом учитываются назначение седла по национальному признаку, возраст наездника и его пол. Седла могут быть для повседневной езды и для праздников. В снятии седла с лошади (и других операциях по подготовке к верховой езде) имеются определенные правила, нарушение которых считается грубейшей ошибкой. Например, при снятии седла с лошади его нельзя бросать или класть на землю.
   Монгольское седло имеет две луки, причем передняя немного выше задней. Все части седла богато украшены: кожаная поверхность лук — серебряными розетками, стремена — чеканкой и гравировкой, чепрак и тенек — тиснением и вышивкой. В Монголии красят седла в красноваторозовый, в красный с коричневым оттенки, в желтоватый и пестрый цвета.
   Всеобщим признанием пользуются победители скачек в дни празднования Дня Революции 11—13 июля. В эти дни в столице Монгольской Народной Республики в Улан-Баторе проходят скачки республиканского масштаба, где участвуют, как правило, сильнейшие всадники. Одновременно соревнования проходят в аймачных (областных) и сомонных (районных) центрах, участвуют те, кто по тем или иным причинам не попал на финальные старты в Улан-Батор.
   Дистанция скачек, возраст лошадей, возраст участвующих детей — все это регламентировано Правилами соревнований, которые вобрали в себя вековые традиции и обычаи монгольского народа в верховой езде. Ритуал чествования победителя проходит на главном стадионе страны. В его честь, а также в честь тренера и лошади слагаются и декламируются стихи. При этом обязательно упоминается и район, давший стране победителя. Таким образом, как бы отдается дань уважения земле, взрастившей наездника-победителя и его славного коня. Под бурные аплодисменты собравшихся руководитель праздника вручает наезднику ценный подарок,
   Конные скачки популярны в Монголии. Их организация, учитывающая национальные традиции и особенности сельского хозяйства страны, во многом способствует делу развития животноводства в МНР.
  
   Г. ЦОГ, аспирантка МВА
  
"Коневодство и конный спорт" №6, 1982г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом