О журнале  
Поиск
.
Хреновская школа коннозаводства и коневодства
Пуксинг А.
С первых чисел октября минувшего года начала функционировать Хреновская школа Коннозаводства и Коневодства. Еще в 1926 г. было решено возсоздать школу наездников, построив ее, однако, на новых началах.
   Как гласит первый параграф Устава, «Школа при Хреновском Государственном конном заводе имеет своей целью подготовку наездников, тренеров, штутмейстеров, маточников и лиц для обслуживания нужд кооперативного коневодства соответствующим персоналом».
   Социалистическое строительство страны пред'являет к квалифицированным работникам всякой специальности новые требования, подводя их под единый профессиональный уровень. Параллельно с этим, жизнь выдвигает свои требования к специалистам и как к общественным работникам; к выполнению общественной работы они должны быть всегда готовы.
   Исходя из этого рода предпосылок, ведомство выработало устав школы и учебный план, предусматривающий в одинаковой степени поднятие уровня общего образования и специализацию как с теоретической стороны, так и с практической.
   В 1927—1928 учебном году школу открыть не представилось возможным в силу ряда причин формального и хозяйственного характера, а в конце августа минувшего года, после необходимых ремонтов здания, обветшавшего за последние годы, и подготовительных работ по педагогической части, появилась возможность произвести приемные испытания. Состав приемной комиссии был предложен Областным Отделом Народного Образования.
   Принятыми оказалось 14 человек, из которых 78,6% рабочих или детей рабочих и крестьян, и 21,4% детей служащих. Поступивших непосредственно с производства (конюхов) 36% и прочих 64%. По партийности: 42,8% членов партии и комсомольцев и 57,2% беспартийных. По возрасту: до 20-ти лет 42,8%, , старше этого возраста 57,2%.
   Состав учащихся по степени их подготовленности и уровня общего развития равным назвать нельзя: есть окончившие школу 2-й ступени, семилетку, и давно окончившие сельскую школу. При школе имеется интернат, которым пользуются 85%. Слушатели получают стипендию в размере 20 рублей в месяц и 57% из них ведут столовое довольствие коммунальным порядком. Школа содержит прислугу, которая готовит на них; выборный староста производит закупку продуктов и ежемесячно отчитывается перед коллективом.
   Рабочий день учащегося распределяется таким образом: с 6 часов до 8 час. утра производственная практика на конюшне, с 8 до 9 часов завтрак и чай. С 9 часов до 2-х школьные занятия. В 2 часа обед и затем отдых. В 7 часов вечера чай вместе с ужином. В этот промежуток времени более успевающие ученики занимаются с отстающими, ведутся беседы, нередко с участием преподавателей, на коневодческие темы, сообща читаются журналы, иные идут на вечернюю уборку проведать своих питомцев, некоторые идут на работу по ликвидации неграмотности. Посещая собрания, ученики втягиваются в общественную жизнь завода, из среды их избран профуполномоченный, увязывающий свою работу с рабкомом завода.
  
   К началу занятий в качестве преподавателей были приглашены частью преподаватели Хреновского Лесотехникума, частью сотрудники научно-исследовательского отдела Госконзавода — все лица с высшим специальным образованием.
   Детализируя учебно-производственный план, учебная часть нашла необходимым внести некоторые изменения в схему плана, приложенного к уставу. Так, согласовав эти вопросы с Наркомземом и Облоно, введен курс ботаники с основами луговодства, без коего было бы трудно проходить курс кормления, и неразрывно связанные с ним общие понятия о вопросах кормодобывния, особенно важные для будущих общественников и работников заводов. Введен этот предмет за счет одного часа физики, одного часа анатомии и одного часа математики.
   В цикле специальных предметов также пришлось провести некоторые изменения, расчленения и передвижки: так из предмета «Биология лошади с общезоологическими основами» по смыслу об'яснительной к учебному плану записке пришлось обособить «Анатомию и Физиологию лошади с общезоологическими основами», а «Биологию лошади» соединить с «происхождением д.ж. и лошади»; изучение пород лошадей передвинуть на второй курс, а «экстерьер» начать со 2-го триместра 1-го курса. При этих изменениях предметной сетки недельная нагрузка учащегося осталась, согласно уставу профессональных школ равной 42 часам.
  
   Общеобразовательные предметы.
   Родной язык .............. 3 часа
   Обществоведение. ........... 3 »
   Математика .............. 3 »
   Физика. ................ 3 »
   Химия. ................ 4 »
   Ботаника с осн. луг........... 3 »
   Физкульзура.............. 1 »
   Обществ, круж. и внеш. работа. .... 2 »
   22 часа
  
   Специальные предметы. Анатомия и физиология лошади с общ.
   зоол. основами .......... 4 часа
   Биология лошади и происхождение . . 2 »
   Экстерьер ............... 2 »
   Производственная практика. ....'.. 12 »
   20 час.
   Итого... 42 часа
  
  
   Первое время часы общественно-кружковой работы были использованы на ознакомление учеников с племенным составом Хреновского завода, его историей и основными моментами его коннозаводской работы. С начала их пребывания в школе, им необходимо было получить хотя бы элементарные знания об заводе, в котором находится их школа, в котором они живут, и должны работать до окончания курса. Около половины часов 1-го триместра было проведено в экскурсиях по заводу. Во 2-м триместре половина отведенных по плану часов будет использована для самостоятельных докладов учеников на несложные коневодческие темы и для прений по этим докладам; другая половина часов должна быть использована для общественной работы с коневодческим уклоном, выражающейся в содействии конкурсу выращивания, намечаемому для проведения при Хреновском животноводческом объединении.
  
   Производственная практика началась с работы в Госзавконюшне. Ученики знакомились с распорядком на конюшне, с кормовыми рационами, самостоятельно убирали прикрепленных к ним лошадей, сперва самых благонравных, затем более строгих. Чистку начали с легких для чиски мастей, закончив белыми и вороными. Два раза, иногда раз в неделю, ученики упражнялись в выводке. Часто сокращая свой утренний отдых, ученики принимали участие в гонке жеребцов в манеже на вожжах, в проезде лошадей под верхом вначале на тяжеловозах, затем на рысистых и, наконец, на текинских. Постоянное общение с лошадьми разного темперамента, разных характеров и повадок должно выработать в молодых людях наблюдательность, сметливость и ловкость и пробудить дальнейший интерес к изучению лошади. В половине ноября ученики перешли в жеребятник, где к каждому ученику прикреплено по от'емышу, который останется под его попечением до окончания школы; ученик все время наблюдает его развитие в росте, весе и проч., должен заездить его, следить за ним все время и затем работать его.
   С 15 января ученики должны начать езду на взрослых доброезжих лошадях под руководством наездника. В марте и апреле присутствовать и принимать участие при пробе, случке, выжеребке и проч. В настоящее время администрация школы озабочена подысканием и приглашением лица для преподавания тренинга. С мая, июня м.м. такое лицо должно начать свою работу с учениками.
   Составлением производственного плана на летний триместр мы пока воздерживаемся, ибо не можем быть уверены в какой степени мы выполним нашу зимнюю программу. Школа, единственная в СССР строится впервые; в процессе строительства мы ошибаемся и должны выправляться. Наш план должен быть гибким; за три почти месяца работы мы констатируем огрехи, которые должны быть устранены на следующем первом курсе.
   Самая слабая сторона школы это ее необорудованность наглядными пособиями, кабинетами и проч. При получении ассигноващий по смете этого года, необходимо будет приступить к обзаведению, хотя бы самым необходимым.
   Опытные работы Московского Ипподрома с новейшими научными подходами к вопросам тренинга, с имеющимися уже достижениями позволяют нам надеяться, что в ближайшее время издано будет соответствующее руководство, в каковом ощущается острая нужда.
   В заключение нельзя не пожелать, чтобы работники ипподрома, заводов, коневодческой кооперации и иных коневодных учреждений, и интересующиеся лошадью лица, поделились на стралицах настоящего журнала своими соображениями и пожеланиями, касающимися Хреновской школы.
"Коневодство и конный спорт" №1001, 1929г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом