О журнале  
Поиск
Конный спорт
Всадники Буденного
Маслов С.

   В осуществлении многих государственных мероприятий, связанных с укреплением обороноспособности страны, подготовкой трудящихся и, особенно, молодежи к защите социалистической Родины, каша партия отводила важную роль Осоавиахиму как массовой оборонной организации.
   23 января 1927 года на 1-м Всесоюзном съезде Осоавиахима у С. М. Буденного родилась мысль создать кавалерийское общество в нашей стране, а уже в 1929 году под его личным руководством была основана первая кавалерийская школа в Москве,
   Едва ли много найдется москвичей, знающих, где была расположена конноспортивная школа Осоавиахима. Больше всех, пожалуй, удивятся молодые жители улицы Воровского, если им рассказать, что в самом ее центре располагались обширная конюшня, тир, манеж, спортивный зал и площадка с открытым манежем. А сторожилы расскажут, что когда-то здесь был прокат лошадей, где за небольшую часовую плату обучали верховой езде. Когда же открылась школа, на месте холодного старого маленького манежа, влачившего жалкое существование и бывшего пристанищем редких любителей поездить верхом, возник целый конноспортивный комплекс.
   При организации кавалерийской школы Осоавиахима и до 1933 года конский состав ее пополнялся исключительно за счет бракованых лошадей. Только с 1933 года руководству школы удалось добиться того, что лошади стали поступать в школу из коневодческих хозяйств. За два года школа значительно обновила свой конский состав. Количество лошадей с 20 голов выросло до 100 в 1935 году. Благодаря хорошим лошадям школа добилась больших успехов в соревнованиях.
   Для школы построили прекрасные конюшни, стрелковый тир, светлые классные комнаты для теоретических занятий. Бывшие буденовцы, старые ветераны конной армии, командиры запаса, комсомольцы, пионеры стали завсегдатаями конного клуба. В вечерние часы здесь можно было встретить пожилых рабочих и стройных девушек, ловко сидящих в седлах. 1350 человек систематически проходили в школе курс конной подготовки.
   Конники школы на 4-х Всеармейских соревнованиях, проходивших в Москве 12—18 августа 1935 года, заняли семь призовых мест. Некоторые из них, например, инструкторы И. Я. Коврига и Е. Л, Левин, активисты Курилов, Симонова и Васильева, вполне могли соперничать с лучшими кавалеристами страны.
   Школа участвовала в окружных и всесоюзных конноспортивных соревнованиях и достигала хороших результатов. Она была массовой и доступной для рабочей молодежи Москвы. Девиз школы был таков: «Дать стране сотни ворошиловских всадников».
   Начав с небольшого конноспортивного дела, школа постепенно перерастает в учебное заведение, готовящее кадры конников.
   Теперь мне хочется рассказать о моих товарищах по школе имени С. М, Буденного, которые начинали свою спортивную жизнь в 30-х годах о том, как у них сложилась дальнейшая судьба. Многих уже нет в живых, кто-то погиб в годы Великой Отечественной войны, кое-кто и сейчас находится в трудовом строю, а кто-то пенсионер, продолжающий вести общественную работу, неся в себе огонек, который был зажжен в те далекие годы.
   Была у меня как-то беседа с первым активистом школы имени С. М. Буденного Алексеем Александровичем Николаевым—ныне министром автомобильных дорог РСФСР, который не мог без волнения вспоминать о своей юности и о любви к четвероногому другу.
   «Я никогда не смогу забыть нашу школу,—говорил он,—Я и сейчас храню шинель — ту длинную кавалерийскую, до верхнего обреза каблука—такая была форма одежды кавалеристов. Когда я вижу лошадь, ко мне возвращается юность, в с ней лучшие годы, проведенные в школе на улице Воровского».
   Интересно, что многие мои товарищи по кавалерийской школе имени С. М. Буденного: Степан Анастасович и Владимир Анастасович Микояны, Тимур Фрунзе, Валентин Васильевич Мишин, Михаил Михайлович Громов — впоследствии связали свою жизнь с авиацией. Кажется, ну что общего у конников и авиаторов? Видимо, что-то есть. Ведь старейшим воспитанником нашего Осоавиахима был Герой Советского Союзе Михаил Михайлович Громов. В годы Великой Отечественной войны он командовал 1 -и Воздушной армией, но никогда не расставался с лошадью. При армии всегда был кавалерийский эскадрон. С 1946 года Михаил Михайлович часто бывал главным судьей Всесоюзных соревнований по конному спорту.
   Судьба сыновей Анастаса Ивановича Микояна тоже замечательная. в 1937 году сначала Володя, потом Степан пришли в нашу пионерскую группу на улицу Воровского. В семье Микоянов было пятеро сыновей. У всех разные желания и характеры, но стремление было одно — быть летчиками, однако старших Степана и Володю тянуло и к лошадям. Жизнь Степана сложилась очень интересно. Степан Анастасович рассказывает своему любимому внуку Володе, как он начинал ездить верхом в кавалерийской школе имени Буденного, какие там были хорошие лошади, особенно часто он вспоминает свою кобылу Галочку, на которой занимал первые места. Во время войны Степан и его брат Володя служили в одном авиационном полку.
   18 сентября 1942 года самолет старшего лейтенанта Владимире Микояна был поврежден. Не хотел ждать Володя пока отремонтируют его машину. Вернулся с боевого вылета Степан. Два боя принял он за одно утро. Командир полка приказал ему отдыхать. Владимир попросил разрешения лететь на самолете брата. Такое разрешение получил. И был бой, один из тех, что не на жизнь, а на смерть. В грозном фронтовом небе вдруг скользнула вниз Володина машина, объятая пламенем, а чуть поодаль задымился подбитый им вражеский самолет. В музее Советской Армии хранится орден Красного Знамени — орден Владимира Анастасовича Микояна... А мне вспоминаются радостные дни нашего совместного с Володей пребывания в кавалерийской школе на Воровского. Володя был способным учеником. Он быстро научился хорошо владеть лошадью, ездить в смене и прыгать, а главное был хорошим отзывчивым товарищем. Для конников это главное—быть хорошим товарищем и любить четвероногого друга.
   Однажды наш инструктор Елиазар Львович Левин сказал, что мы будем сниматься в кино на лошадях. Фильм этот назывался «Зори Парижа». В тот раз нам не удалось много участвовать в массовых сценах, а вот Нептуну—это кличка лошади — пришлось часто бывать на съемках, ведь он возил командира коммунаров. Затем мы участвовали в съемке фильма «Александр Невский». Здесь нам и лошадям приходилось принимать ванны в эпизоде, когда идет бой на Чудском озере, лед раскалывается и лошади тонут. В действительности было совсем не так. Лед был сделан из фанеры, все снималось в павильоне, где был бассейн. Лошадям в нем было чуть выше брюха. Мы и купались, и «побеждали» немецких рыцарей. У Володи случилось несчастье, расстегнулась подпруга у седла и оно начало сползать вместе с всадником в воду, и получилось так, как будто он ранен и падает с лошади. Режиссер говорил, что он не ожидал такого замечательного кадра. Володя был героем дня.
   Мы, конники 30-х годов, очень часто собираемся вместе и всегда вспоминаем Володю...
   К тому, что я уже рассказывал о Валентине Васильевиче Мишине, мне хочется добавить, что он был нашим первым старостой в пионерской группе кавалерийской школы.
   Валя Мишин пришел туда раньше нас, в то время набора в пионерскую группу не было, просто он жил рядом в доме № 25. Он теперь часто вспоминает, как ходил «шагать» лошадей, чистить, поить, кормить, убирать денники, отсюда и появилась любовь к четвероногому другу.
   Началась Великая Отечественная война, и Валентин Васильевич Мишин ушел служить в авиацию, где дослужился до звания полковника, но после войны конный спорт не бросил, его голос часто можно слышать по телевидению, когда он комментирует соревнования конников. Сейчас Валентин Васильевич готовит резерв конского состава для будущих олимпийцев.
   Говоря о спортсменах-конниках Осоавиахима, можно бы было вспомнить многих и конечно... Михаила Федоровича Моисеева-Черкасского, Михаила Сергеевича Иванова, Игоря Яковлевича Ковригу и Елиазара Львовича Левина. Это они были основоположниками конноспортивных клубов «Спартак», «Гортранссоюз», «Пищевик», «Строитель». Они начали свой путь в Осоавиахиме, но понимали, что надо широко распространять массовый конный спорт, ибо в нем они видели будущее конного спорта СССР.
   Одним из первых учеников ветерана Осоавиахима М. Ф. Моисеева-Черкасского был Елиазар Львович Левин. 14-летним мальчиком Левин впервые переступил порог манежа в 1927 году. С каким нетерпением он ждал момента, когда представится возможность сесть на лошадь. Как-то он мне признался, что приходилось экономить на завтраках и обедах только бы собрать 1 руб. 25 коп. на верховую езду. Его настолько увлек конный спорт, что он бросил работу техника-строителя и с 1932 года перешел в штат школы инструктором. С этого момента началась настоящая серьезная и упорная работа на этом поприще, которая дала неплохие результаты. Среди спортсменов школы имени С. М. Буденного Левин стал одним из первых.
   Получив в школе имени С. М. Буденного блестящую кавалерийскую подготовку, Е. Л. Левин старался передать это умение своим воспитанникам, ведь в это время ему дали задание создать пионерскую группу. Много сил и энергии отдавал Е. Л. Левин для воспитания в кавалерийской школе хороших спортсменов. В конце 1938 года он был направлен для создания кавалерийской школы в общество «Пищевик», где проработал до войны. В годы войны Е. Л, Левин готовил конский состав для армии, выезжал диких лошадей для пополнения наших кавалерийских корпусов. Это была очень тяжелая работа, вот здесь пригодилась осоавиахимовская выучка, ведь в школе находились и бракованные лошади. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, многие московские конники-спортсмены влились в 1-й Московский особый кавалерийский полк, которым командовал подполковник Шахрадинов. Кое-кто пошел со своими лошадьми. В полку я встретил Павла Ивановича Рамоненко, Елиазара Львовича Левина, Володю Дроздова, Юру Алексеева, Николая Ситько, Григория Череду, Юру Малинина, капитана Корзинкина и многих других наших конников-москвичей. В мирные дни Е. Л. Левин продолжал заниматься конным спортом и до конца своей жизни не оставлял любимого дела.
   С Константином Филипповичем Гридневым меня также свела наша кавалерийская школа.
   Хочется мне рассказать и о женщинах, которые с самого начала развития массового конного спорта устремились в осоавиахимовскую школу. Комсомолка, работница 1-го Московского часового завода Галина Пальмина любила лошадей с детства. Однажды на заводском дворе что-то грузили на телегу ломового извозчика. Галя подошла к лошади, стала ее гладить и кормить хлебом. Извозчик посоветовал девушке заняться конным спортом. Так, в 1931 году Галя появилась в школе имени Буденного.
   В сформированном женском санитарном эскадроне обучали девушек уходу за ранеными, теории и практике управления конем, стрельбе, рубке.
   В годы Великой Отечественной войны Галя спасла жизнь многим бойцам Советской Армии. Галина Пальмина привела в кавалерийскую школу на Воровского, 23 и своих подруг Т. Карханину, Н. Осипову, 3. Рекстынь, Н. Борисову, Т. Иванову, М. Жирнакову. Многие из них мужественно прошли по нелегким дорогам войны в составе кавалерийских соединений.
   Отличительной чертой конников кавалерийской школы имени С. М. Буденного была универсальность. Огромное внимание уделялось физической подготовке обязательным условием занятий была вольтижировка. Конники школы легко вскакивали на лошадь, умели правильно падать. Школа давала отличную закалку.
   Теперь мне хочется рассказать о 1-х Всесоюзных конноспортивных соревнованиях Осоавиахима. Они состоялись в Ростове-на-Дону с 24 августа по 27 августа 1936 года. Состязания, где приняли участие более 500 человек, стали также смотром сил Осоавиахима. На этих соревноваваниях демонстрировали свои успехи многочисленные конноспортивные клубы и кружки, в которых к 1936 году обучалось уже свыше 10 000 «ворошиловских всадников».
   Обычно в программу соревнований входили: конкур, стипль-чез, рубка, джигитовка, фигурная езда, 50километровый пробег, школьная езда. В этих состязаниях участвовали лихие казаки Дона. джигиты Кавказа, колхозники Украины, рабочие «ворошиловские всадники» крупных промышленных центров страны.
   На ипподроме Ростова-на-Дону кавалеристы давали отчет всей стране о первых победах в большом и ответственном деле - подготовке многочисленных резервов Красной конницы и спортсменов, и клялись по зову партии и советского правительства стать на защиту социалистического отечества. В годы Великой Отечественной войны эту клятву наши конники выполнили с честью.
  
  
   С. МАСЛОВ. ветеран Великой Отечественной войны
  
  
"Коневодство и конный спорт" №5, 1985г.
К оглавлению

Прочитал сам, поделись с другом


На фото слева направо: Н. Васильева-Роге, А. Левина, Г. Пальмина, Н. Жукова, Айзина н Шорина.