О журнале  
О чем печатал журнал более ста лет назад
Наш журнал — один из старейших сельскохозяйственных журналов страны. О чем же в нем печаталось, например, 100 с лишним лет назад? В аннотации, опубликованной в январском номере журнала за 1889 год, сообщалось, что «он будет знакомить читателей со всеми мероприятиями и действиями Главного управления государственного коннозаводства, помещать отчеты о скаковых, рысистых испытаниях и выставках, статьи, посвященные вопросам коннозааодства, коневодства, ветеринарии и конского дела вообще». Цена за годовое издание без доставки 6 руб., с доставкой и пересылкой во все города — 8 руб., за границу — 10 руб.
Интересно отметить, что в официальной части № 1 за 1889 год была помещена информация о распределении в 1889 году призов государственного коннозвводства. Для рысистых испытаний самый крупный приз (императорский), разыгрываемый на жеребцах и кобылах на дистанцию 4 версты, был выделен ипподрому в Ст.-Петербурге. Стоимость приза равнялась 2750 руб., в том числе за первое место — 2250 руб., включая стоимость Кубка — 150 руб. и золотой медали коннозаводчику —200 руб. Аналогичный приз для Московского ипподрома устанавливался в сумме 2250 руб., а всего для рысистых испытаний в Ст.-Петербурге, Москве, Тамбове, Орле и в Хреновом было распределено 19 призов от 200 до 2750 руб. на общую сумму 17 750 руб. Для скаковых испытаний на Кавказе было выделено 22 приза стоимостью от 100 до 500 руб.
В отчете о проведении случной компании заводскими конюшнями в 1888 году сообщалось, что «всего к 1630 казенным жеребцам подводили 37 703 кобылы частных владельцев и выручили; случного сбора—102 086 руб. и гербового сбора — за случные свидетельства — 28 554 руб. 40 коп. Итого — 130 640 руб. 40 коп. «Из общего числа покрытых кобыл помещикам принадлежало 44,5 %, крестьянам —40,5 %. Наибольшая средняя нагрузка на одного жеребца была в Полтавской конюшне — 38 кобыл.
С деятельностью этой конюшни связана статья «Предположения Полтавского сельскохозяйственного общества по вопросу об улучшении местной рабочей лошади». В 1888 году на 24 случных пунктах конюшни содержались 62 жеребца, было приведено 2434 кобылы. Зажеребляемость составила 60 %.
Сто лет назад лошади стоили намного дешевле. «В течение 1887 года, по сведениям министерства финансов, в Россию было ввезено 2541 лошадь, на сумму 314 979 руб. Средняя стоимость одной лошади—123 руб. 96 коп. За то же время из России вывезено всего 21 052 лошади на сумму 2631 130 руб., средняя стоимость лошади — 124 руб. 50 коп.»
В другой корреспонденции сообщалось, что на осенней конской ярмарке в Тамбове было продано около 1100 голов, из них за границу—в Австрию, Баварию и Пруссию —156 лошадей. Цены на заводских лошадей были установлены от 100 до 500 руб., на крестьянских — от 40 до 75 руб. На ярмарке в станице Раздорской из 368 лошадей «местной донскои_породы» было продано 345 (в том числе «верхового сорта» — 114, упряжного—231). Цены колебались от 25 до 100 руб. за голову. Стоимость фуража на той же ярмарке составила: за пуд сена — 20—30 коп., за меру овса — 50 коп.

Ю. ГУСЕВ



Статья к 150-летию журнала
Карета, запряженная парой гнедых рысаков, завернула на Невский проспект и быстро понеслась по мостовой, гулко рассыпая цокот копыт. Академик Всеволод Иванович Всеволодов, откинувшись на спинку сиденья, любовался городом и полноводной Новой, над которой поднималось яркое солнце, как бы благословляя новый весенний День 1841 года. Петербург уже давно проснулся. По его широким красивым улицам взад и вперед неслись кареты, обгоняя друг Друга, тянулись тяжелые обозы. Петербург жил своеобразной жизнью начала сороковых годов XIX века.
Всеволод Иванович невольно перевёл взгляд на мчавшихся лошадей и подумал:
- Как долго еще находился бы человек в плену необузданных стихий природы, если бы тысячелетия, то есть еще от самой рани человечества, не служил ему верой и правдой, не трудился, не был на поле брани вместе с ним, не расходовал свою могучую мускулистую силу приученный ко всему его безмолвный помощник и друг - конь.
Как один из просвещенных людей своего времени Всеволодов понимал, каков значение имела лошадь для тогдашней России. Да и можно ли было тогда представить Россию без коня, Россию с ее огромными просторами и без единой железной дороги, если не считать 25-километровую веточку, проложенную от Петербурга до Царского Села. Он почти зримо видел, как по бескрайним трактам мчатся почтовые и пaccaжиpcкиe тройки, день и ночь тянутся тяжело груженые обозы как на обширных полях трудятся лошади.
Размечтавшись, Всеволод Иванович не заметил, как карета остановилась у здания Имперской медико-хирургической академии. Всеволодов вошел в свой кабинет, там его уже ждали профессор ветеринарного отдела медико-хирургической академии Прозоров, председатель комитета коннозаводства РОССИЙСКОГО генерал Левашов и другие крупные ветеринарно-зоотехнические специалисты. Они собрались, чтобы обсудить план создания журнала по одной из важнейших отраслей хозяйства того времени - коневодству.
На этом совете была выработана программа будущего журнала, его цель и назначение -28 ноября 1841 г. издание журнала было разрешено правительством, а в январе 1842 г. в свет выходит первый номер под названием "Журнал коннозаводства и охоты". В предисловии к нему говорилось, что "Журнал коннозаводства и охоты" посвящен исключительно собранию сведений, нужных для руководства всех сословий, с изложением же полезного соединяется занимательное как по части наук естественной истории, так и литературных произведений. Все просвещенные соотечественники приглашаются к участвованию в трудах, имеющих целью общественную пользу. Журнал быстро завоевывает популярность, что неслучайно. Его содержание богато и разнообразно, материалы охватывают различные направления за длительный период. Он рассказывает об истории коневодческих учреждений, развитии скачек и бегов, деятельности поощрительных обществ, известных конных заводов, о процессе формирования и закрепления пород лошадей.
Журнал знакомит читателей с трудами не только видных, российских, но и западноевропейских специалистов. В разделе хроники сообщалось о важнейших событиях из коннозаводской жизни России и других стран, освещалась также история конюшенного дела в России, описывались скачки, рысистые бега и возовые призы.
К каждому номеру журнала прилагались литографические рисунки, изображающие деятелей коневодства, спортивные сцены. Журнал играл прогрессивную роль в развитии отечественного коневодства и издавался без перерыва до 1917 г.
Отгремели раскаты гражданской войны, и наш народ принялся за большие дела.
В числе многих проблем - стояла проблема возрождения коневодства, которому за годы войны был нанесен громадный урон. Помочь в решении этой задачи был призван и наш журнал, выпуск которого был возобновлен. В течение долгих лет его возглавлял, будучи ответственным редактором, Семен Михайлович Буденный. Журнал становится активным боевым органом советских конников, ведет борьбу за быстрейшее развитие коневодства, создание государственных конных заводов, улучшение конского поголовья.
Наряду со статьями производственного характера в литературном отделе журнала печатались рассказы, очерки, стихи.
Сейчас наш журнал уже немолод, ему 150 лет. Но он не утратил своего значения и в наши дни, потому что его подопечный - конь - остается в строю. Даже сейчас, в век атома и космических ракет, в деревне без доброго коня не обойтись. Сколько, например, требуется лошадей для транспортных работ в период снежных заносов и затяжных дождей. На их долю остается еще и часть полевых работ. Ведь в нашей стране сотни тысяч плодороднейших земель расположены на склонах гор, среди болот и лесов, недоступных для машин.
Лошадь незаменима для геолого-разведывательных отрядов и погранвойск, она необходима для развивающегося конного спорта, цирков и конноспортивных аттракционов, наконец, для съемок в кино. Словом, конь нужен человеку, а значит, нужен и журнал по этой отрасли.
Несколько последних десятилетий журнал издается под названием "Коневодство и конный спорт". Он широко иллюстрируется, выходит с цветными обложками и вкладками. В журнале из номера в номер ведется интересный рассказ о быстроногом красавце, верном друге человека - коне, о том, как он продолжает служить человеку в наше время. В нем говорится о том, как разводить, выращивать и использовать лошадей, сообщается о конноспортивных Соревнованиях в нашей стране и за рубежом. Журнал знакомит своих читателей с работой конных заводов, госплемстанций, племенных конеферм, ипподромов, конноспортивных школ и клубов, с передовым опытом и достижениями в развитии коневодства, рассказывает об экономике и организации использования лошадей, об улучшении их качества, а также о табунном коневодстве.
На его страницах выступают работники конных заводов и ипподромов, спортсмены, любители конного спорта, крупные советские военачальники. В нем печатались произведения советских писателей и поэтов: А. Твардовского, П. Савельева, А. Меркулова и многих других.
Журнал читают не только специалисты-конники, но и тысячи любителей природы и животных, люди преклонного возраста и совсем юные -школьники. И это не удивительно. Замечено, что в век машин и электричества человек сильнее тянется к живой природе, а конь - это одно из лучших ее созданий. С какой любовью говорили о лошади Л. Н. Толстой в непревзойденном "Холостомере", А. И. Куприн в своем блестящем "Изумруде" и другие русские писатели. А сколько песен, стихов и рассказов написано о Красной коннице и легендарной Первой Конной.
Таков наш журнал, один из старейших журналов нашей страны-"Коневодство и конный спорт", которому сегодня исполняется 15O лет.

Н. МОИСЕЕНКО

Адрес:
(почтовый)
121601, Москва, Россия,
Филевский бульвар, д.12, кв.70
Котову А.С.
Тел.:(095) 738-65-97
Главный редактор:Котов
Александр Сергеевич