Напрыгивание лошадей в шпрингартене нового типа.

Методическое руководство
Материал прислал(а) Николай Чебышев
Источник: ФКСМО
------------------------------------

1. В В Е Д Е Н И Е.

Проблема улучшения системы подготовки спортивных лошадей внашей стране давно является предметом острого обсуждения и постоянных поисков практиков и ученых. С проведением XII Олимпийских игр в г.Москве эта проблема становится еще более острой.

Опыт участия в крупных международных соревнованиях говорит,что для победы в них нужны абсолютно надежные лошади, т.е. такие, которые, наряду с соответствующей физической подготовкой,безотказно идут на прыжок и обладают безупречной техникой. Анализ результатов чемпионатов страны показывает, что лошадей такого уровня подготовки в нашей сборной пока что мало. Даже лошадипобедителей и абсолютных чемпионов страны имеют погрешности втехнике прыжка, нередко встают перед препятствием, преждевременно сходят со спортивной арены. Особую тревогу вызывает состояниедел в конкуре, где в последние годы уменьшается количество лошадей экстра-класса, понижается качество их подготовки и, какследствие этого, низкие технические показатели на всесоюзных иреспубликанских чемпионатах, неудачные выступления за рубежом.

Такое положение дел в конкуре сложилось под влиянием многихфакторов. Это прежде всего низкий уровень мастерства всадников,отсутствие учебно-тренировочных баз, отвечающих современным требованиям, недостаток высококвалифицированных тренеров, и, наконец, несовершенство тренировочного процесса. В последнем фактореследует особо выделить, как наиболее слабое звено - подготовкумолодых лошадей.

Как известно, ведущие зарубежные конно-спортивные командыкомплектуются лошадьми, всесторонне подготовленными в специализированных трендепо. Многие из них в момент поступления к спортсменам способны проходит чисто маршруты высшего или трудногокласса.

У нас же система тренинга и испытаний в коннозаводствепостроена таким образом, что и в конно-спортивные школы молоднякпоступает после интенсивных испытаний в гладких скачках или после непродолжительного специализированного тренинга в конных заводах.

В конно-спортивных школах лошади чаще всего в течение 2-3лет тренируются несистематически, под спортсменами невысокойквалификации или вообще в учебных группах под начинающими всадниками. В возрасте 5-6 лет они поступают к действующим спортсменам и подвергаются интенсивной форсированной тренировке со всемивытекающими из нее последствиями.

Естественно, что для коренного улучшения положения дел вспорте необходимо изменить всю систему подготовки молодняка. Однако, в силу целого ряда причин сделать это в ближайшее время непредставляется возможным. Поэтому пока что приходится ограничиваться совершенствованием отдельных, наиболее ответственных методических приемов в рамках существующей системы. Это относитспрежде всего к выработке основного в конкуре и троеборье двигательного навыка - прыжка.

Подготовка молодой спортивной лошади состоит из 2-3 взаимосвязанных процессов: общефизическое развитие, выездка и напрыгивание. И если тренировочную работу и даже первоначальную выездку может обеспечить всадник невысокой квалификации, то напрыгивание, связанное с выработкой принципиально новой функциональнойсистемы и сложнейшей нервно-мышечной координации, должно проводиться только под опытными спортсменами. При неумелом напрыгивании лошадь приобретает ряд отрицательных навыков, которые чащевсего не поддаются исправлению.

Из практики зарубежного конного спорта и коннозаводства известно, что там даже при наличии высококвалифицированных берейторов молодые лошади в первые годы подготовки напрыгиваются преимущественно без всадника, на свободе или в шпрингартене.

В целях улучшения техники прыжка у лошади и освоения болеесложных препятствий в большинстве наших конно-спортивных школлошадей напрыгивают на корде. Наряду с несомненной пользой этогометода,он не свободен от ряда методических и организационных недостатков. Исследования, проведенные нами на базе Опытного конного завода, показали, что способ напрыгивания в шпрингартенеболее совершенный. Он проще в организации, производительней иэффективней, а самое главное - позволяет обходиться без высококвалифицированного тренперсонала.

Настоящая работа является итогом этих исследований. В нейиспользованы также результаты наших предшествующих исследованийпо координации движений и биомеханики прыжка, собственный практический опыт, опыт отечественного и зарубежного конного спорта.

Работа является методическим пособием и рассчитана на большой круг спортсменов и тренеров по конному спорту.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДА.

2.1. Качественную сторону прыжка лошади, как и любого другого спортивного упражнения, отражает техника его выполнения.Высокая или совершенная техника отличается точностью движений,их слитностью, плавностью и большим размахом, что создает наилучшие условия для эффективного использования активной силы мышци "даровых" сил энерции. Совершенную технику прыжка отличает хорошее проведение подготовительной фазы, когда закладывается успех выполнения всего упражнения. В этой фазе создается необходимое напряжение мышц и скорость движения, определяется оптимальная точка отталкивания.

В безопорной фазе полета основным показателем рациональнойтехники служит величина расстояния, на котором центр тяжести,или нижняя точка груди лошади проходит над вершиной препятствия.Чем оно меньше, тем совершеннее техника. В процессе тренировкилошади между подвижными частями ее двигательного аппарата вырабатываются определенные пространственно-временные отношения, воснове которых лежат сложнейшие закономерности нервно-мышечнойкоординации и биомеханики. Знание их позволяет применять наиболее подходящие методы подготовки лошади, создавать оптимальныеусловия для выявления и всестороннего развития двигательных ипрыжковых возможностей ее.

2.2. В практике конного спорта особое место занимают шейныеи лабиринтные тонические рефлексы, приводящие к изменениям тонуса (напряжения) мышц передних и задних конечностей. Осуществляются они следующим образом: при подъеме головы и шеи вверх относительно туловища в передних конечностях происходит усиление тонуса мышц-разгибателей и ослабление тонуса сгибателей. Одновременно в задних конечностях осуществляется обратная взаимосвязь тонус сгибателей увеличивается, а разгибателей - уменьшается. Врезультате в передних конечностях складываются благоприятные условия для их выпрямления, а в задних - для сгибания.

При опускании головы и шеи рефлекторные воздействия на мышцы конечностей меняются. В передних уменьшается тонус мышц разгибателей и увеличивается тонус сгибателей. В задних - наоборот- увеличивается тонус разгибателей и уменьшается тонус сгибателей. В результате, в передних конечностей улучшаются условия длих сгибания, а в задних - для выпрямления.

При повороте головы и шеи происходит усиление тонуса мышцразгибателей тех конечностей, в сторону которых осуществляетсповорот. Например, голова и шея поворачиваются влево. В обоихлевых конечностях - передней и задней - увеличивается тонус мышцразгибателей, а тонус сгибателей уменьшается. В правых конечностях происходит обратная взаимосвязь - тонус сгибателей увеличивается, а разгибателей - уменьшается. Степень усиления и ослабления тонуса соответствующих мышц зависит от величины смещениголовы и шеи. Чем сильнее поднимается голова и шея животного,тем сильнее рефлекторное воздействие на соответствующие группымышц. Закономерности рефлекторной координации являются общебиологическими и распространяются на всех животных.

2.3. Роль головы и шеи, как важнейшего регулятора ее движений, отмечают многие исследователи. При этом специалисты конногоспорта описывают преимущественно биомеханические функции головыи шеи, ученые отмечают чисто физиологические, т.е. рефлекторно-координационные функции. Однако, все эти функции тесно взаимосвязаны и осуществляются одновременно для решения одних и техже двигательных задач.

Перемещение головы и шеи лошади относительно туловища и горизонтали во время выполнения прыжка в определенной последовательности стабильно повторяются у всех лошадей независимо от типа и сложности препятствия. Следовательно, они закономерны и целесообразно. Одни движения хорошо видны при простом наблюдениипрыжка, другие настолько кратковременны и незначительны по расстоянию, что улавливаются только при анализе киноциклограмм.

2.4. При подходе лошади к препятствию на последнем темпегалопа перед прыжком, голова и шея лошади постепенно опускаетсвниз. Наиболее низкого положения они достигают тогда, когда передние ноги лошади ставятся в точку отталкивания. Угол между линиями спины и шеи уменьшается с 210 до 180 градусов. С этого момента начинается самая ответственная фаза прыжка - фаза группировки (см. рис. 1). Все движения лошади в ней направлены на подготовку наиболее благоприятных условий для последующего отталкивания. В конце фазе тяжесть тела лошади приходится на передниеконечности, а задние в это время сгибаются и быстро выносятсвперед. Заключительная часть фазы сопровождается коротким и резким взмахом головы и шеи вверх, что способствуют сгибанию заднихног, особенно в тазобедренном суставе и выносу их вперед, в идеальных условиях, далеко за точку отталкивания передних. Взмахголовы и шеи вверх, вызывая рефлекторное усиление тонуса мышцразгибателей передних конечностей, способствует их более мощномуотталкиванию о земли. Чем резче взмах головы и шеи, тем дальшевперед выносятся задние конечности, тем эффективнее группировкалошади перед отталкиванием. В момент максимальной группировкипозвоночный столб лошади достигает состояния "сжатой пружины",что часто отмечают многие специалисты конного спорта. Повышениюэффекта тонического воздействия на мышцы передних и задних конечностей способствует предварительное опускание головы и шеипри подходе лошади к препятствию - более низкое положение ихобеспечивает более мощный взмах вверх. Одновременно голова и шевыполняют биомеханические функции. Опускание головы и шеи вниз(в начале фазы) обеспечивает перенос центра тяжести лошади вперед, что способствует выносу задних ног. В результате взмаха головы и шеи лошади вверх, центр тяжести перемещается назад, чтооблегчает отталкивание передних ног и помогает подъему переднейчасти тела лошади.

Таким образом, движение головы и шеи лошади в денной фазепутем рефлекторного воздействия на тонус мышц передних и заднихконечностей, а также перемещением положением центра тяжести, играют исключительно важную роль в подготовке необходимых условийдля осуществления всего прыжка.

2.5. Фаза группировки переходит в фазу отталкивания (см.рис. 2).

В ней осуществляется основная мускульная работа по отталкиванию лошади от земли, создается величина скорости, изменяетснаправление движения. Началом фазы принято считать момент отрываот земли ведущей передней конечности. Взмах головы и шеи вверх,начавшийся в предыдущей фазе, продолжается, вызывая волну сокращения мышц разгибателей шеи, спины, поясницы, крупа. Тяжесть тела переносится на задние ноги, которые при этом несколько сгибаются. Передняя часть тела приподнимается и начинает движение подуглом к горизонту. Вслед за этим начинается перегруппировка подвижных частей тела лошади. Подъем головы и шеи вверх прекращается и далее они движутся параллельно горизонтали, опускаясь внизотносительно поднимающейся холки. Тело лошади как бы "переламывается". К концу фазы, т.е. к моменту отрыва от земли максимально выпрямленных во всех суставах задних конечностей, угол междулиниями спины и шеи может достигать 150-160 градусов. Эта перегруппировка играет также важную роль в осуществлении прыжка. Перемещение головы и шеи вниз относительно туловища усиливает тонус сгибателей передних конечностей и тонус разгибателей задних.В результате этого, передние конечности в момент прохождения ихнад препятствием, сгибаются, задние, выпрямляясь, осуществляютотталкивание. Чем сильнее смещение головы и шеи вниз, тем вышеэффект рефлекторного воздействия на тонус соответствующих мышц.Следовательно, передние конечности сильнее сгибаются, а задние,энергично разгибаясь, более интенсивно отталкиваются. Кроме того, перемещение головы и шеи вниз относительно туловища, согласно законам компенсирующих движений, облегчает переднюю частьего. В комплексе все эти движения улучшают условия выполненипрыжка, способствуют уменьшению усилий лошади.

2.6. В фазе полета (см. рис. 3) голова и шея лошади продолжают движение параллельно горизонтали, в то время как туловищелошади движется по траектории тела, брошенного под углом к горизонтали. В первой половине фазы оно поднимается над землей, вовторой - начинает опускаться вниз. В результате голова и шея лошади по отношению к туловищу постепенно перемещаются вверх. Уголмежду линиями спины и шеи увеличивается. В наивысшей точке параболы он составляет 180 градусов, а к концу фазы, т.е. к моментуприземления передних конечностей может достигать 230-250 градусов. Это вертикальное перемещение головы и шеи также целесообразно с точки зрения обеих функций и необходимо для успешногозавершения фазы полета лошади и эластичного ее приземления.Подъем головы и шеи вверх рефлекторно усиливает тонус сгибателейзадних конечностей и тонус разгибателей передних. В результате,задние ноги проходят над препятствием согнутыми, а передние принимают на себя тяжесть лошади при приземлении. Согласно законамкомпенсирующих движений, подъем головы и шеи вверх, в сочетаниис выпрямлением передних ног и сгибанием задних, утяжеляет переднюю часть тела лошади и создает вращательный момент. Переднчасть тела опускается вниз и приземление осуществляется сначалана передние конечности, а затем на задние (см. рис. 4). Такоепостепенно приземление гасит чрезмерную силу инерции, что в сочетании с осуществлением рессорных функций конечностей амортизирует, уменьшает их удар о землю. По мере опускания задних ног,голова и шея лошади также опускаются. Угол между линиями спины ишеи уменьшается. Эта перегруппировка облегчает переднюю частьтела лошади, способствует сгибанию и выносу передних ног впереди выпрямлению задних.

2.7. Как видно из проведенного анализа, положение головы ишеи относительно туловища в течение прыжка неоднократно меняется. Эти перемещения важны и необходимы для осуществления координационных и биодинамических функций. Причем, чем больше амплитуда движений головы и шеи в основных фазах прыжка, тем эффективнее проявление этих функций, а следовательно, выше техника прыжка. Эта закономерность была выявлена в результате специальныхисследований по искусственному ограничению движений головы и шеилошади. Исследования проводили в лабораторных условиях методомскоростной кинографии. Лошади (без всадников) преодолевали однои то же препятствие высотой 120 см, сначала в условия полнойсвободы, затем с частичным ограничением движений головы и шеи вфазах отталкивания и полета. Все прыжки фиксировали на кинопленку и затем воспроизводили в виде циклограмм (см. рис. 5).

2.8. Было установлено, что даже незначительное ограничениедвижения головы и шеи в фазе отталкивания рефлекторно уменьшаетстепень сгибания передних конечностей (угол сгибания запястногосустава увеличивается вдвое, локтевого). В результате передниеконечности остаются полусогнутыми, нижняя точка груди и, соответственно, центр тяжести лошади, проходит над препятствием значительно выше, что требует дополнительных усилий. Киноциклографические исследования, проведенные в течение ряда лет на чемпионатах СССР, показали, что эта закономерность проявляется и впрыжках под всадником. Для примера на рисунке 6 представленациклограмма прыжков 2-х различных лошадей через одно и то жепрепятствие.

На верхней циклограмме воспроизведен прыжок в условиях полной свободы движений головы и шеи лошади, на нижней - прыжок ссильно натянутым поводом. Верхняя линия на обоих циклограммахпредставляет собой траекторию движения головы, а нижняя - условного центра тяжести. Даже беглого сравнения достаточно, чтобывыявить существенные различия в технике прыжка у этих лошадей.

В прыжке со свободным поводом голова и шея лошади посленезначительного опускания вниз в начале фазы группировки резкоподнимаются вверх и затем почти до приземления передних ног двигаются параллельно горизонтали. При такой траектории движениголовы и шеи создаются наиболее благоприятные условия для осуществления их регулярных функций - физиологических и биодинамических. При анализе другой циклограммы видно, что голова и шелошади поднимаются вверх на протяжении всего прыжка и достигаютнаиболее высокого положения во второй половине фазы полета, перед приземлением отсутствует характерная для рационального техники кривизна траектории в фазах группировки и отталкивания. Условный центр тяжести на второй циклограмме поднимается примернона 10 см выше, чем на первой. Все это ведет к затрате дополнительных усилий и, естественно, сказывается на результатах прыжкаи на всем выступлении лошади, а в конечном итоге на уровне ееработоспособности и продолжительности ее спортивной карьеры.

2.9. В конкуре лошадь и всадник неразделимы и представляютсобой единую биодинамическую систему, двигательной задачей которой является прыжок. Однако функции их различны. Лошадь осуществляет основную физическую работу, всаднику же представлена ведущая роль - направлять и рационально использовать физические возможности ее.

На первый взгляд задачи всадника не так уж сложны. Он должен выбрать и поддерживать необходимую скорость движения, какможно точнее подвести лошадь к точке отталкивания и не помешатьей при прыжке. Однако реализация этих задач связана с осуществлением ряда сложнейших двигательных навыков, которые приобретает он в процессе длительной работы на лошади. Внешнее проявлениенаиболее существенных из этих навыков выражается в степени натяжения повода, в интенсивности посыла, в положении тела всадникаи отдельных частей его в различные моменты прыжка. В совокупности своей они характеризуют технику управления и посадки. Чемточнее и стабильнее действия всадника, тем совершеннее его техника, выше мастерство, тем успешнее выполняет он свои функции поуправлению лошадью, максимально облегчая ей выполнение двигательных задач.

2.10. Как показывает опыт и наши специальные исследования,многие, даже ведущие конкуристы страны, в технике управления ипосадки имеют серьезные погрешности (см. рис. 7). В технике управления основным недостатком является чрезмерное натяжение повода, особенно при подходе лошади к препятствию. В зарубежнойметодической литературе по конному спорту указывается, что напоследних 3-4 темпах галопа перед прыжком действие повода должнобыть прекращено, с тем чтобы дать возможность голове и шее лошади выполнить все необходимые движения, связанные с подготовкой иосуществлением прыжка. Анализ многочисленных кино-циклограмм,сделанных на чемпионатах страны за последние годы, позволил выявить в действиях наших конкуристов обратную закономерность - чемближе препятствие, тем активнее действие поводом. Наиболее интенсивное действие повода отмечается на последних темпах галопаи при первых двух фазах прыжка - в момент группировки лошади ипри ее отталкивании. Ограничение движении головы и шеи в этойчасти прыжка существенно ухудшает технику его выполнения - в фазе группировки задние ноги не доносятся до следа передних, приотталкивании отсутствует "баскюль", не используются силы инерциии т.д. Следовательно, действия большей части конкуристов не направлены на то, чтобы помочь лошади как можно лучше использоватьдля прыжка ее физические возможности. Наоборот, чаще всего, неведая о том, они в той или иной мере затрудняют ее движение.Преодолевая препятствие с натянутым поводом, лошадь вынужденатратить дополнительные усилия, чтобы компенсировать нерациональные действия всадника. В случае систематического ограниченидвижений головы и шеи у лошади закрепляется малоэффективная техника прыжка. Наиболее характерными признаками ее является недостаточная гибкость позвоночника во всех его отделах, плохое сгибание передних и задних конечностей, ошибки в расчете точки отталкивания и траектории полета. Следствием этих недостатков является преодоление препятствий преимущественно за счет работемускулатуры без использования "даровых" сил энерции.

2.11. На результатах прыжка в той или иной мере отражаютси погрешности посадки всадника. Наиболее серьезные из них следующие: недостаточный наклон корпуса при подходе к препятствию и вфазе группировки, излишняя подача его вверх и вперед в фазе отталкивания, смещения ног назад и высокое положение рук во всехфазах, преждевременное опускание седалища в седло, наклон в однуиз сторон в фазе полета и приземления. В результате ошибок приподходе к препятствию центр тяжести всадника отстает от центратяжести лошади, а его вес чрезмерно обременяет поясницу, затрудняет вертикальные движения позвоночника. Ошибки при выполнениипрыжка затрудняют отталкивание, изменяют траекторию полета, нарушают равновесие.

2.12. Выработка рациональной, высокоэффективной техникипрыжка длительный и чрезвычайно трудоемкий процесс. Начинаетсон чаще всего в конном заводе, где закладывается первый фундамент прыжка, и в течение многих лет продолжается в конно-спортивной школе. И на протяжении всего этого периода человек, занимающийся подготовкой лошади, должен руководствоваться преждевсего здравым смыслом и использовать в своей работе те средстваи меры воздействия на лошадь, которые не угнетают ее организм, асовершенствуют и развивают его. Ведь основная цель в конномспорте - максимально использовать физические возможности лошади,ее природные двигательные качества и способности к прыжку. Отсюда и весь тренировочный процесс должен быть направлен на развитие и совершенствование этих качеств. Чтобы успешно выполнятьэту задачу, спортсмены и тренеры должны хорошо разбираться в основных закономерностях физиологии и биомеханики движений и использовать в работе. Однако, даже при самых прочных знаниях вэтой области и самой совершенной технике посадки и управления,всадник, сидящий на лошади, не застрахован от ошибок. Их сбивающее действие, накапливаясь в процессе тренировки и участия в соревнования, может изменить биомеханический рисунок прыжка, ухудшая его параметры. Чтобы это предотвратить, и прибегают к напрыгиванию лошадей (без всадника) - на корде или в шпрингартене.Исследования, проведенные нами с помощью скоростной кинографии,показали, что даже непродолжительная тренировка лошадей в шпрингартене способствует значительному улучшению техники прыжка. Ужепосле одного напрыгивания (10-12 прыжков) в шпрингартене у молодых лошадей повысилась гибкость позвоночника во всех его отделах: в шее, пояснице, спине; увеличился вынос задних ног в фазегруппировки и усилилось сгибание передних при переносе их черезпрепятствие. Улучшение остальных биомеханических параметровпрыжка достигало 10-25%. После 10 тренировок техника прыжка улошадей приблизилась к идеальной. С улучшением техники прыжкаповысилась результативность - уменьшилось количество повалов изакидов.

Испытывая чувство свободы, в шпрингартене лошади прыгаютохотнее, чем под всадником, с хорошим настроением и с высокойдвигательной активностью. Это позволило нам в опытах со взрослыми лошадьми в относительно короткий срок довести высоту препятствия до 150-190 см, что на 30-50 см выше той, что они прыгалипод всадником.

2.13. Сравнительный анализ двух способов напрыгивания - накорде и в шпрингартене, проведенный в процессе эксперимента, выявил несомненные преимущества второго из них. Напрыгивание накорде связано с утомительными пробежками тренперсонала. При преодолении систем длина их достигает 30-40 метров, скорость 300-400 м/мин. Малейшее отставание от лошади приводит к задержкекордой или несвоевременному посылу. При тренировке в шпрингартене все эти недостатки отсутствуют. Зимой, в условиях ограниченной площади крытого манежа, при напрыгивании на корде одновременно можно тренировать не более 3-4 лошадей (одну напрыгивать и2-3 разминать или вываживать). Напрыгивание с использованиемшпрингартена, занимающего часть манежа, позволяет одновременнотренировать группу из 10-15 голов лошадей. На напрыгивание однойлошади на корде уходит не менее 15-20 минут, в то время как приправильной организации тренировки в шпрингартене на напрыгиваниетребуется всего 5-10 минут. И, наконец, немаловажен тот факт,что тренировку на корде могут проводить только высокоспециализированные спортсмены и тренеры. При напрыгивании лошадей в шпрингартене функции тренперсонала значительно проще. В наших исследованиях их наряду с опытными спортсменами успешно выполняли начинающие всадники, женщины и даже дети.

Результаты проведенных исследований и опыт практики конногоспорта дают основание рассматривать тренировку лошадей в шпрингартене как один из наиболее эффективных методов подготовкиспортивных лошадей. На разных этапах спортивного тренинга онпозволяет успешно решать целый ряд важнейших задач.1. При напрыгивании молодых лошадей - закладывать и развивать функциональную систему прыжка и основы рациональной техники, полнее выявлять и совершенствовать природные способности кпрыжку, делать раннее и объективное прогнозирование спортивныхкачеств.

2. У взрослых лошадей - систематически совершенствоватьфункциональную систему прыжка, повышать технический уровень иустранять дефекты техники, возникающие вследствие помех со стороны всадника, развивать силу толчка преодолением препятствийповышенной сложности; быстро восстанавливать и продолжительноевремя поддерживать спортивную форму.

3. Без снижения качества подготовки молодняка использоватьв специализированных тренотделениях конных заводов тренперсоналразличной квалификации; упрощать и облегчать условия труда, повышать производительность.

3. ОБОРУДОВАНИЕ ШПРИНГАРТЕНА.

3.1. При оборудовании шпрингартена следует руководствоваться двумя требованиями: шпрингартен должен быть быть удобен в работе и надежен.

3.2. Для напрыгивания лошадей в летний период делают стационарный шпрингартен. В учебных пособиях по конному спорту рекомендуются шпрингартены круглой или прямоугольной формы. Однаконаиболее удачным по форме является замкнутый коридор в виде прямоугольника с двумя удлиненными сторонами и округлыми поворотами. В круглом шпрингартене лошадь подходит к препятствию с поворота. Это увеличивает нагрузку на внутренние конечности и затрудняет расчет точки отталкивания. В прямоугольном шпрингартенелошадь после прыжка вынуждена резко тормозить и делать крутыеповороты, что также отрицательно сказывается на конечностях.Форма шпрингартена, апробированная нами, исключает эти недостатки: все прыжки выполняются по прямому направлению, округлые повороты и небольшие виражи способствуют сохранению равновесия иснижают чрезмерную нагрузку на внутренние ноги. Шпрингартен такой формы построен в Опытном конном заводе (рис. 8).

3.3. Лучшим материалом для изготовления шпрингартена являются металлические трубы сечением 6-8 см или жерди толщиной неменее 10-12 см. В исключительных случаях можно использоватьтолстую проволоку-катанку. Размещают шпрингартен на ровной площадке вблизи места тренировки лошадей. Металлические столбы ставят на бетон; а деревянные закапывают в землю не менее, чем на70 см и тщательно трамбуют. Расстояние между столбами зависит оттолщины жердей и труб и может составлять 4-5 м. Ограждение шпрингартена делают из 3-х рядов труб (жердей) или 5-6 рядов катанки.Нижний ряд ограждения должен быть не выше 100 см от земли, расстояние между рядами не должно превышать 50 см. Верхнюю нитку ограждения пропускают по верху столбов, высота которых должна бытьне менее 2-х метров. Металлические трубы сваривают впритык состолбами, жерди ошкуривают, очищают от сучьев и прибивают кстолбам с внутренней стороны коридора. Для более прочного крепления жердей на столбах делают выемки глубиной 4-5 см. Для вводалошади на дорожку и внутрь шпрингартена делают две калитки сзадвижками.

3.4. При строительстве и эксплуатации шпрингартена особоезначение необходимо придавать грунту. Лучшим является грунт,состоящий из слоя крупнозернистого песка толщиной 10-15 см сдренажной основой из щебня. После каждой тренировки грунт вшпрингартене выравнивают лопатой и рыхлят легкой бороной. Виражив поворотах делают из глины, которую тщательно трамбуют и покрывают песком. Высота наружного края виража 60-70 см. Ширина дорожки, равная 4,25 м позволяет использовать для напрыгиванистандартные препятствия шириной 4 м. Внешние размеры шпрингартена (20 х 60) соответствуют размерам стандартного манежа. Это помогает лошадям приспосабливаться к движению при переносе тренировок в закрытый манеж и наоборот. Небольшие размеры внутреннейчасти шпрингартена (11,5 х 50 м) позволяют обходиться на тренировке небольшим количеством людей (2-3 человека). Длина прямыхсторон рабочей дорожки (около 45 м) обеспечивает достаточнодлинный разбег для преодоления самых сложных препятствий и позволяет размещать двойные и тройные системы в два и три темпа имногоселекционные клавиши в один темп. Шпрингартен желательноокрасить в яркий цвет и обсадить живой изгородью.

3.5. Для тренировки лошадей в зимнем, т.е. в основном подготовительном периоде, используют разборный шпрингартен, которыйв дни напрыгиваний устанавливают в закрытом манеже. Обычноограждение шпрингартена сооружают из одного-двух рядов жердейили реек, которые закрепляют на конкурных или специальных стойках. Однако, установление такого ограждения дело трудоемкое итребует много времени. При закидках лошади обычно прыгают черезограждение или разрушают его. После длительных поисков и апробации различных вариантов нами было найдено несколько необычное,но исключительно надежное ограждение, состоящее из шнура с цветными тряпочными или полиэтиленовыми флажками. В течение года мынапрыгивали лошадей самого разного уровня подготовки в шпрингартене с таким ограждением и не было ни одного случая его разрушения. Это объясняется тем, что флажки из цветной ткани или блестящей полиэтиленовой пленки являются необычными раздражителямидля лошадей и вызывают у них чувство боязни. Жерди же - привычное для них и легко разрушаемое препятствие.

3.6. Установка шпрингартена из флажков занимает 10-15 мин.Для этого требуется поставить в манеже 12-15 конкурных стоек иповесить на них бечевку в флажками. Ограждение делают из одногоили двух рядов. Один на высоте 100 см, другой на 60-70 см выше.Изготовление такого ограждения не составляет большого труда.Флажки из цветной ткани или полиэтиленовой пленки размером 25 х30 см укрепляют на обычном бельевом шнуре на расстоянии одногометра один от другого. Шнур наматывают на тонкую доску длинойодного метра с выемками на концах (см. рис. 10).

Обычно шпрингартен размещают по всему периметру манежа, аразминку лошадей проводят в середине его. Такая организация напрыгивания имеет серьезные недостатки. Прыгающие лошади, особенномолодые, стремятся проникнуть внутрь шпрингартена к находящимстам лошадям, кроме того лошади и люди в середине шпрингартенамешают проводить напрыгивание, создают путаницу и неразбериху.Гораздо удобнее проводить тренировку в шпрингартене, занимающемлишь часть манежа, с одновременным использованием другой частидля разминки и проводки лошадей.

При такой организации можно одновременно работать с группой12-15 голов непрерывно и более качественно проводить напрыгивание, тщательно разминать и хорошо вываживать лошадей. Кроме того, меньшие размеры шпрингартена позволяют обходиться меньшимколичеством людей.

Опыт показывает, что при движении по шпрингартену на прямыхотрезках его, лошади идут вплотную к наружной стороне дорожки, ав поворотах - ближе к внутренней. Эта особенность отмечается увсех лошадей в шпрингартенах обеих типов. Прыжки рядом с ограждением могут привести к травме лошади, особенно при преодолениисложных препятствий. Чтобы избежать этого, на концах прямых сторон шпрингартена ставят направляющие ограничители (откосы). Длэтого можно использовать стоячие заборы, стойки с жердями илиограждением из шнура с флажками.

4. РАЗМИНКА И ВЫРАБОТКА УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ПОБЕЖКИ.

4.1. Напрыгиванию лошадей в шпрингартене, как и всякой другой интенсивной работе, предшествует разминка. Ее цель - подготовить мускулатуру, сухожильно-связочный аппарат, органы кровообращения и дыхания к обеспечению повышенных физических нагрузок, связанных с прыжком. Продолжительность и интенсивность разминки зависит от уровня подготовки, ее темперамента и характератренировки. Чрезмерная разминка не менее вредна, чем ее отсутствие. Напрыгивание лошадей, доведенных до усталости, связано сперенапряжением мускулатуры, сухожилий и связок, всех функциональных систем, что приводит к травмам, срывам нервной деятельности, дискоординации движений и закидкам. Внешние признаки правильной разминки: появление отчетливой сетки кровеносных сосудовна теле лошади, незначительной выделение пота у основания шеи ина плечах, 2-3-х кратное увеличение частоты дыхания. Для этогочаще всего достаточно сделать реприз рыси 15-20 минут и после2-3 минутного шага реприз галопа со скоростью 300-500 м/мин,продолжительностью 4-6 мин. Разминку проводят под всадником илина корде.

4.2. Для проведения первых, а также всех ответственных тренировок, связанных с освоением прыжков через сложные препятствия, необходимо не менее 3-х человек. Один из них проводит вповоду, выпускает и ловит лошадь. Как правило, это должен бытьспортсмен (берейтор), постоянно тренирующий лошадь. В его задачувходит также по мере необходимости в паузах между прогонками успокаивать лошадь голосом, оглаживанием, давать подкормку (хлеб,сахар, морковь, горсть зерна, травы). Второй человек сопровождает лошадь по длинным (рабочим) сторонам шпрингартена. Эти функции берет на себя тренер или поручает их наиболее опытномуспортсмену. Третий человек помогает тренеру, сопровождая движение лошади в повороте и при выходе из него. У тренера и его помощника должны быть длинные бичи (шамборьеры).

4.3. Независимо от уровня подготовки лошади первую тренировку проводят без прыжков. Цель ее - ознакомить лошадь с коридором и выработать целенаправленную двигательную реакцию. Лошадьпроводят по дорожке шпрингартена шагом, давая ей возможность ознакомиться с необычной обстановкой. Робких лошадей оглаживают иуспокаивают голосом. После проводки приступают к выработке у лошади самостоятельной побежки. Схема тренировки изображена нарис. 12. Спортсмен (N1) проводит лошадь примерно на одну третьдлины прямой стороны шпрингартена. Миновав тренера (N2), он произносит команду "вперед", и, переведя лошадь на рысь, выпускаетее. Тренер, находясь несколько сзади лошади, щелчком или легкимударом по бедрам понуждает лошадь двигаться вперед по дорожке.Перед входом в поворот лошадь "принимает" помощник тренера (N3),который сопровождает ее до выхода на вторую прямую. Туда за этовремя переходит тренер и опять берет лошадь под свой контроль.Спортсмен (N1) также переходит на другую сторону шпрингартена ивстречает лошадь, ловит, оглаживает и дает подкорку. Проводку изатем прогонку лошади по коридору делают в обе стороны одинаковое количество раз. На первой тренировке достаточно дважды провести лошадь (направо и налево) и 6-8 раз прогнать.

4.4. Условно-рефлекторная пробежка по коридору у большейчасти лошадей вырабатывается и закрепляется в течение одной тренировки. Признаками этого является: четкий и активный переход сшага в галоп по команде "вперед", целенаправленной движение безснижения скорости и остановок, смелый подход к человеку.

Успешное проведение каждой тренировки и достижение наилучших результатов во многом зависит от четкой и слаженной работытренперсонала. Во время проводки лошади в поводу спортсмен должен заранее предугадывать и предупреждать нежелательные действилошади: попытки остановиться, закинуться или вырваться. При нарастании нервного возбуждения у лошади следует удлинить паузы,чаще оглаживать и подкармливать ее. Команда "вперед" должна бытьчеткой и достаточно громкой. Ее подача должна сопровождаетсмгновенным освобождением повода. В момент подачи команды тренердолжен быть готов к энергичному посылу лошади вперед. С этойцелью он поднимает бич на уровень плеча лошади и, двигаясь следом за лошадью, держит его на таком расстоянии от нее, чтобы влюбой момент можно было достать до бедер или до крупа. Интенсивность и характер посыла следует соразмерять со степенью двигательной активности лошади. В одном случае необходим чувствительный удар, в другом легкий щелчок или просто угрожающий взмах ввоздухе. Чрезмерный, тем более ненужный посыл лошади в случае ееактивного движения вперед, не менее вреден, чем отсутствие его вмомент остановки или закидки. Многие лошади проходят поворот излишне резво. При выходе из поворота некоторые из них неожиданноостанавливаются, увидев препятствие. Все это должен предусматривать и предупреждать помощник тренера (N9). При переходе на другую сторону шпригартене, тренер не должен отставать от движенилошади, тем более опережать ее. Спортсмен, встречающий лошадь вконце коридора, не должен делать резких, пугающих движений. Обстановка в шпрингартене во время тренировки должна быть деловито-спокойной, без лишних криков, разговоров и бестолковой беготни.

4.5. У большей части лошадей, даже после интенсивной разминки на свободе, возрастает двигательная активность. Проявляется она в желании бегать резвым галопом, прыгать, "козлить". Чтобы это, в общем-то нормальное явление не переросло в чрезмерноенервное возбуждение, связанное с неповиновением, дискоординациейи переутомлением, после каждой прогонки следует делать непродолжительную паузу (15-20 сек.), в течение которой лошадь водят шагом, оглаживают, дают подкормку. Если лошадь не останавливаетси не подходит к человеку, дорожку шпрингартена перегораживаютбечевкой с флажками. Делает это спортсмен, выпускающий лошадь.Поворот ее в обратную сторону предупреждает тренер, который вслучае необходимости выходит на дорожку.

Прыжок в тренировку включают после того как у лошади прочнозакрепится условно-рефлекторная побежка по коридору без сниженискорости и остановок.

5. НАПРЫГИВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛОШАДЕЙ

5.1. Одной из важнейших задач первого этапа подготовки молодой лошади является формирование так называемых двигательныхнавыков - фундамента всей последующей спортивной деятельности. Воснове тренировки этого периода должны лежать методы, направленные на выявление и всемерной развитие природных особенностей лошади к правильным продуктивным движениям на естественных аллюрахи на прыжке. Метод напрыгивания в шпрингартене наиболее отвечаетспецифике начального этапа подготовки и способствует решению основных задач его. Однако, впечатление легкости, с которой лошадив шпрингартене овладевают навыком прыжка и осваивают очередныевысоты, не должно побуждать тренера форсировать события. Ничтоне бывает таким пагубным для организма молодой лошади, как чрезмерные нагрузки по объему и сложности препятствий. Поэтому,приступая к тренировкам, необходимо прежде всего составить ориентировочный план прыжковых нагрузок и постоянно придерживатьсего. Принцип постепенности при условии умеренных требований повысоте препятствий должен быть основой плана.

5.2. На первой тренировке по напрыгиванию в качестве препятствий используют массивные жерди, положенные на землю. Предварительно лошадь проводят по коридору в поводу, останавливаютперед жердью, дают ознакомиться и затем заставляют перешагнутьчерез нее. В случае задержки тренер должен быть готов выслатьлошадь угрожающим взмахом, щелчком или легким ударом бича. Послетого, как лошадь перешагнет через жердь, ее поощряют голосом,оглаживанием, подкормкой и обязательно проводят по всему коридору. Проводку делают в обе стороны. Вторую и последующие проводкиможно делать рысью. Когда лошадь привыкнет к препятствиям и станет без задержки преодолевать его, ее, по методике, описаннойвыше, прогоняют по всему коридору 8-10 раз. Направление движенименяют после 2-3 прогонок. После каждой прогонки лошадь обязательно ловят, оглаживают, дают подкормку и в течение 15-20 сек.водят шагом в повороте шпрингартена. Ставить более сложные препятствия на первой тренировке ни в коем случае не следует, дажеесли лошадь легко и без задержек преодолевает лежащие на землежерди. Не имея прочных навыков прыжка, чувства расстояния и стабильной техники, на более сложных препятствиях лошадь может делать ошибки, что совершенно недопустимо. На следующей тренировкеусловия напрыгивания усложняют. С этой целью очень удобно использовать препятствия, построенные в виде небольшой пирамиды из3-х массивных жердей. Их кладут на землю между стойками, двежерди рядом, а третью сверху. Такое препятствие легко перестроить в более сложную, но удобную для прыжка с обеих сторон пирамиду. Для этого верхнюю жердь приподнимают на стойки, а нижниеоткатывают, делая из них заложение. Такие препятствия можно ставить по одному на каждой из сторон шпрингартена.

5.3. Начинают тренировку одной - двумя прогонками с прыжками через лежащие на земле жерди. Затем верхнюю жердь приподнимают на высоту 40-50 см и делают 8-12 прогонок по 3-4 в каждуюсторону. Увеличивать высоту препятствия в процессе напрыгиванине следует, так как цель тренировок - не достижение рекорднойвысоты, а освоение основ навыков прыжка, выработка стабильнойкоординации движений и точного расчета.

Спортсмен (N1) проводит лошадь из поворота шпрингартена кначалу прямой стороны его и по команде "вперед" выпускает. Наэтом этапе подготовки у лошадей должна быть четкая и активнадвигательная реакция, поэтому нет необходимости сопровождать еепо всему коридору. Тренер занимает исходное положение вблизипрепятствия с таким расчетом, чтобы, сделав два - три шага, онмог достать ее кончиком бича. После преодоления первого препятствия он переходит на противоположную сторону шпрингартена и занимает такое же исходное положение перед вторым препятствием.Спортсмен, перейдя к началу другой стороны коридора, ловит лошадь, дает подкормку и в течение 15-20 сек. водит ее в поворотешпрингартена.

5.4. После того, как будут освоены основы техники прыжка,для чего необходимо не менее 2-3 тренировок, условия напрыгивания усложняют. Достигается это постановкой препятствий разноготипа, увеличением их высоты и количества. Осваивать разные типыпрепятствий следует постепенно, переходя от простых к болеесложным. Наиболее удобными для преодоления являются пологие препятствия в виде двойников, тройников и пирамид. Затем по сложности идут высотно-широтные препятствия и, наконец, отвесные заборы. Препятствия любого типа нужно ставить таким образом, чтобыони были преодолимы с обеих сторон постоянно или после незначительной перестройки. Это облегчит и ускорит напрыгивание. Напервых порах работы более 2-х препятствий ставить не рекомендуется. Размещают их одно против другого посередине прямых стороншпрингартена. Наиболее рациональная схема тренировок следующая:разминка, преодоление знакомых препятствий минимальной сложности(2 прогонки), преодоление усложненных препятствий (4-8 прогонок), преодоление пониженных препятствий (2 прогонки), шаг 20-25мин. Таким образом за одну тренировку лошадь 8-12 раз проходиткоридор, делая от 16 до 24 прыжков.

5.5. Преодоление из 3-х жердей является подготовительнымупражнением к освоением наиболее легких препятствий пологого типа. На следующих тренировках их усложняют некоторым увеличениемвысоты, с добавлением еще 2-3-х жердей. К освоению препятствийвысотно-широтного типа можно переходить после 1-2 тренировок стройниками и пирамидами. Наиболее целесообразно это делать вследующей последовательности: преодоление препятствий простейшего типа (1-2 прогонки), преодоление препятствий плановой высоты(3-4 прогонки), перестройка пирамиды в параллельные брусья ипреодоление их (4-6 прогонок), преодоление препятствий минимальной сложности (1-2 прогонки). Перестройка тройника или пирамидыв параллельные брусья не представляет большой сложности и не занимает много времени.