Версия для печати
 

Лошадиный Бизнес

Сергей Куликов
Мордовские конезаводчики не хотят пускать своих тяжеловозов и рысаков на колбасу
Источник: http://ng.ru/regions/1999-12-03/4_business.html
------------------------------------
ДО РЕВОЛЮЦИИ на ичалковской земле пытался выращивать своих лошадей немец-помещик, все старался вывести какую-то диковинную породу. Потом немца прогнали, а в 1931 г. специальным постановлением учредили конезавод # 27, определив ему правительственное задание: на основе бельгийских брабансонов вывести породу советских тяжеловозов. Сейчас на заводе есть уже свои представители чистокровной английской, американской, арабской, тракененской и русской орловской пород. Все такие красавцы, что даже супруга Юрия Лужкова Елена Батурина во время одного из визитов не удержалась и промчалась на местном скакуне, а митрополит Кирилл вообще долго не мог поверить, что в Мордовии сохранили таких лошадей. Сохранить-то сохранили, но всего лишь пока...
   
    Директор конезавода Геннадий Маскаев в прибыльности коневодства не уверен:
   
    - Судите сами: в прошлом году только на лошадях мы понесли на 600 тыс. руб. убытков. Но в этом отношении я вот что скажу: племенные лошади во все времена были дорогим удовольствием. А тяжеловоз, ради выведения которого мы и создавались в свое время, - это лошадь-работяга, крестьянская. Он нужен для улучшения породы тех колхозных доходяг, которые весят по 300-400 кг (наши силачи - до тонны). Случаем мы нашего богатыря с такой кобылкой, и потомок у них будет уже не 400 кг весить, а все 600! Соответственно и работу он будет выполнять большую. Как же такую породу губить? Хорошо - пустим мы сейчас своих гигантов на мясо-колбасу, благо покупатели есть, и что? Эти породы выводились по 100 лет, а мы их - под нож?! Для того чтобы вывести новую породу коров, нужно всего 5-7 лет, а для лошади - 100. Что там говорить - люди иногда не помнят своей родословной до 4-го колена, а мы лошадей ведем до 7-го - вот вам племенные записи, пожалуйста!
   
    Работник завода Сергей Стрельцов по праву считается главным коневодом Мордовии. Его вопрос о необходимости сохранения коневодства тоже возмущает:
   
    - Если говорить о предельных тяжестях, которые брали питомцы ичалковских конезаводчиков, то на соревнованиях наши тяжеловозы тащили по 9 тонн, а кобыла Вятка в 1985 г. во Львове установила рекорд, протащив на стадионе груз весом 28 тонн!.. Да и как в хозяйстве сегодня обойтись без лошадки на фоне бензинового кризиса? Лошадь, по донской пословице, кормит себя, казака и корову. Ичалковцы только на солярке экономят 10-11 тыс. руб. за зиму благодаря тем же лошадкам.
   
    Несмотря на тяжелое положение, мордовские конезаводчики пытаются выживать, развивая подсобное хозяйство. Работники натуральной оплатой получают зерно, сено, берут на откорм бычков и телок. Зарплату, хоть и небольшую, здесь стараются выплачивать вовремя, "иногда только с небольшим опозданием". Но больше всего приезжих и гостей "убивают" размеры квартирной платы в местном поселке: 20, 35 копеек в месяц. "Какая шутка! Вы у кого хотите спросите: так и есть. Не можем мы пока платить нашим работникам достойную зарплату, поэтому хоть за жилье они у нас почти ничего не платят..." Дает конезавод из собственных средств кредиты на строительство домов, причем процесс выдачи тоже очень интересный: "Просит работник у нас, скажем, 20 тысяч рублей. Мы даем, но как он расплачиваться будет? А очень просто: в течение пары лет выращивает в своем хозяйстве телок, бычков или поросят, а мясо сдает на конезавод, покрывая таким образом долг. Выгода взаимная, потому что корма мы даем практически бесплатно, но касается это, разумеется, только работников конезавода. Вот вам и разгадка секрета, почему от нас люди не бегут".
   
    Гордость местного начальства составляет тот факт, что здесь за эти годы не потеряли ни одной лошади, ни одной коровы - сколько их было в лучшие времена, столько осталось и сегодня. Более того, рядом с конезаводом был развалившийся колхоз, так и его на 10 лет взяли в аренду вместе со всеми долгами и сгоревшими комбайнами.

  -1-  [2]Следующая