Высшая школа верховой езды

 

Часть вторая.

Шаг

- это аллюр, в котором можно отчетливо услышать четыре удара кот землю через равные промежутки времени. В таком случае мы говорим о правильном шаге. Если же ноги лошади двигаются не через равные интервалы времени, то мы имеем дело с неправильным шагом или с вялой работой скакательных суставов, иногда - с иноходью. Для исправления ошибок на ходу рекомендуется применять жерди, разложенные на грунте. Переступая через жерди лошадь вынуждена идти правильным четырехтактным шагом. Шаг должен быть энергичным, но не поспешным, в легком поводу. Если лошадь движется в контакте с всадником, то это значит, что установлен ритм движения и может быть создан импульс. Пока лошадь не научилась двигаться свободно, без напряжения спокойно, контакт с ее ртом на шагу должен быть минимальным, иначе стремление сохранить контакт, создать преждевременный сбор вызовет сопротивление лошади, что приведет к потере ритма движения и качества аллюра. Различаются собранный, средний, прибавленный и свободный шаг. Для собранного шага (рис, 15) обязательна активная работа задних ног и округленность поясницы. Движение лошади смелое и энергичное. Голова ее - по отвесу, шея приподнята и округлена, то есть лошадь ведется на собранном шагу хорошем сборе, когда не теряется легкий контакт повода со ртом, а движения передних ног выше и захват пространства меньше, чем при других видах шага.

На среднем шагу лошадь движется энергично, спокойно, в поводу, но более непринужденно, чем на собранном шагу. Степень ее сбора уменьшена, шаг удлинен.

На прибавленном шагу лошади разрешается немного вытянуть шею и нос, но связь с всадником не должна нарушаться. Лошадь при этом идет максимально широким шагом, спокойно и энергично.

Свободный шаг - это аллюр отдыха. Лошади предоставляется полная свобода она может вытянуть шею, опустить голову. Это награда за ее груд и послушание.

Как же практически добиться, чтобы лошадь двигалась на шагу вперед? Это делается так: руки всадника чутко "прислушиваются" к намерениям лошади. Если она собирается перейти от посыла в рысь или трот (короткая рысь), нужно встретить ее перебором повода и тем дать понять, что работа продолжается на шагу.

Шенкель на шагу работает либо одновременно (если она затормаживает движение), либо попеременно то левым, то правым в темп движения (при выносе левого плеча усиливается правый шенкель, при выносе правого - левый). Ни в коем случае нельзя подключать к посылу поясницу всадника: это не только некрасиво, неэстетично, но и сбивает лошадь с четкою ритмичного и правильного шага, нарушая ее естественное равновесие. Особенно часто это наблюдается, когда требуется выслать лошадь на прибавленный шаг.

Известно, что на лошадь оказывает большое влияние перемещение центра тяжести, и это можно использовать при работе над прибавленным шагом. Чтобы лошадь двинулась вперед, расширив шаг (а не ускорив!), достаточно немного подать седалище вперед. Такое перемещение центра тяжести вперед освободит от нагрузки задний отдел лошади, и этого может оказаться достаточно, чтобы она расширила шаг. Разумеется, только длительная и терпеливая работа над расширением шага со свободным выносом плечей может привести к нужному результату.

Для улучшения любого вида движения, требующего расширения, очень полезно использовать работу в поле, особенно движение по направлению к конюшне. Нередко можно увидеть, как при переходе из среднего или прибавленного шага на собранный у лошади резко меняется рисунок самого движения на шагу: она начинает вышагивать прямыми, не сгибающимися ногами (как на ходулях). Это результат одной "болезни" всадника - затянутого повода. Исправление требует много времени и терпения, так как за малейшее воздействие поводом реакция будет однозначной - неправильное движение передних ног. Лучше всего исправлять этот порок работой на кавалетти и в поле, так как там лошадь идет энергично сама, без понуждения. Всякий раз, когда она не будет сбиваться на такой шаг, ее надо поощрять.


 Предыдущая[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]  -10-  [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26]Следующая