Как испытывают тяжеловозов

Оценки работоспособности тяжеловозной лошади

Испытаниям тяжеловозов придавали большое значение уже с самого начала появления этих пород в нашей стране. Из исторических документов следует, что первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Обычно их приурочивали к конским ярмаркам. Периодически проводили так называемые возовые испытания на грузоподъемность в различных повозках или в санях с разными нагрузками и на разные расстояния. Иногда во время таких испытаний груз прибавляли, подбрасывая его во время движения лошади.

 

Попытка наладить регулярные испытания тяжеловозов была предпринята уже в советское время зоотехником В. Кожушко, который с 1926 года организовал систематический тренинг и испытания арденов в Новоалександровском, а затем и в Хреновском конных заводах. На основе опыта его работы, по инициативе и при участии ВНИИ коневодства испытания лошадей стали проводиться в ряде других мест. Но все они, по свидетельству Д. Лебедева, носили в значительной мере случайный характер, а в годы войны были прекращены.

 

Только в 1949—1950 годах учеными Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства Г. Карлсеном и А. Воейковым была разработана научно обоснованная система тренинга и испытаний племенных лошадей тяжеловозных пород, обеспечивающая выявление комплекса качеств, необходимых рабочей лошади,— силы, выносливости и подвижности — и способствующая повышению работоспособности. Новое наставление по тренировке и испытаниям было создано на основе данных, полученных при детальном изучении условий использования рабочих лошадей в народном хозяйстве и в результате физиологических исследований работающего организма. Система, широко внедрялась в сельскохозяйственное производство, и в этот период развернулось массовое испытание тяжеловозных лошадей. Только за один 1951 год было испытано более 800 лошадей, то есть примерно такое же количество, что и за все предыдущие годы.

 

Всего за период с 50-х по 60-е годы на областных, республиканских ипподромах и непосредственно в хозяйствах были получены данные по работоспособности более чем 5 тыс. лошадей. Наибольший массив из них составляли лошади 2—2,5-летнего возраста. Так, например, из испытанных 1470 советских тяжеловозов двухлетний молодняк составлял 1269 голов, а из 1489 русских тяжеловозов — 1347 голов. К сожалению, с 1960 года массовые испытания молодняка в хозяйствах были прекращены, хотя, безусловно, они открывали большие возможности для отбора лучших по работоспособности лошадей с целью дальнейшего широкого племенного использования.

 

С 1957 года Всесоюзные соревнования на лошадях тяжеловозных пород стали проводиться регулярно, а с 1960 года—с едиными нагрузками и по единым правилам. Причем испытывают только взрослых лошадей (четырех лет и старше). За весь период Всесоюзных соревнований было испытано более 2 тыс. лошадей.

 

В некоторых республиках кроме всесоюзных проводятся и республиканские соревнования. Положителен в этом отношении опыт Латвии: республиканские соревнования здесь проходят ежегодно и позволяют отобрать 10 лучших лошадей, которые затем участвуют в соревнованиях союзного уровня. В РСФСР подобные соревнования проводились лишь дважды — в 1979 и 1980 годах. Проведение республиканских соревнований, несомненно, дает существенный эффект. Они позволяют отобрать не только лучших лошадей на Всесоюзные соревнования, но, главное, дают возможность во много раз увеличить численность испытанных лошадей, что способствует более эффективной селекции по работоспособности.

 

Совершенно очевидно, что использование показателей работоспособности в племенной работе с тяжеловозными породами лошадей имеет большое значение в их совершенствовании как племенных улучшателей в рабочепользовательном коневодстве. Так, в период массовых испытаний молодняка имелись многочисленные данные по работоспособности и был достигнут значительный прогресс по ряду тяжеловозных пород. Например, в русской тяжеловозной породе эти испытания выявили высокую работоспособность потомков жеребца Лазутчика. В результате интенсивного племенного использования лучших из них была выведена новая линия, которая в настоящее время по своему качеству является лидирующей в породе. Лошади пинии Лазутчика отличаются хорошей подвижностью -на шагу и рыси, вследствие чего они неоднократно завоевывали призовые места в этих видах испытаний на Всесоюзных соревнованиях и дважды становились рекордистами породы в испытаниях на срочную доставку груза шагом.

 

После прекращения массовых испытаний молодняка селекция по работоспособности велась по результатам Всесоюзных соревнований, которые хотя и не охватывали всего массива пород, но давали надежную информацию о рабочих качествах лошадей, испытанных на высоком техническом уровне.

 

История Всесоюзных соревнований показывает, что с начала проведения соревнований по единой системе (1960 год) и по настоящее время значительно улучшены рекорды работоспособности по всем тяжеловозным породам (см. таблицу).

 

Рекордисты, призеры и победители Всесоюзных соревнований обладают, как правило, крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают большое влияние на совершенствование тяжеловозных пород по работоспособности, типу и экстерьеру.

 

Ярким примером может служить высокий результат селекции советской тяжеловозной породы по работоспособности, который отмечен в таблице.

 

В этой породе огромное влияние оказал выдающийся по работоспособности, а также по типу и экстерьеру жеребец Режим. От него пошла новая ценная линия, которая за последние 15 лет заняла лидирующее положение в породе (до 30 % поголовья), она дала ряд рекордистов и призеров Всесоюзных соревнований и в том числе трех абсолютных чемпионов. Аналогичное позитивное влияние на породу оказали победители и рекордисты из линии Флейтиста. Это выдающийся по максимальной силе тяги жеребец Миномет, 1956 г. р., установивший рекорд породы (796 кг силы тяги), который стоял шесть лет; внук Миномета, абсолютный рекордист по скорости доставки груза шагом (11 мин 51,9 с) Зубр, 1964 г. р.; победители и призеры, сыновья Зубра Резвый и Разбег, оба 1977 г. р. Аналогичный селекционный успех был получен и в ряде других пород.

 

Большое внимание развитию и оценке разносторонней работоспособности племенных лошадей тяжеловозных пород уделяют в ряде зарубежных стран (Польше, Чехословакии и др.). Здесь считают, что система испытаний работоспособности является одним из основных методов в улучшении пород лошадей. Общепризнанной является установка, что не испытанные и не показавшие определенной работоспособности жеребцы и кобылы не должны быть записаны в племенные книги и не должны использоваться в племенном деле. Испытание проходит молодняк 2—2,5-летнего возраста, а результаты испытаний с оценкой класса лошадей по работоспособности учитывают при определении племенного назначения жеребцов и кобыл.

 

Зарубежные специалисты уделяют большое внимание не только развитию силы тяги, подвижности и выносливости, но также предъявляют определенные требования в отношении добронравности и доброезжести, а в испытаниях парных запряжек оценивают съезженность. Для определения этих качеств в Чехословакии, например, успешно развивают фигурную езду.

 

Как показывает опыт мирового и отечественного тяжеловозного коннозаводства, только при многосторонней оценке работоспособности лошадей возможно добиться значительных успехов в их совершенствовании по этому признаку. Поэтому оценку работоспособности как одного из важнейших признаков для рабочей лошади необходимо проводить в три последовательных этапа, начиная с заводских испытаний всего 2—3-летнего молодняка. Затем лучших заводских жеребцов и кобыл испытывать в старшем возрасте на республиканских и всесоюзных соревнованиях.

 

Внедрение такой системы испытаний лошадей дает -возможность получать необходимый материал для комплексной оценки работоспособности тяжеловозной лошади и, несомненно, более широко использовать этот показатель в селекции, что, в свою очередь, повысит качественный уровень наших тяжеловозных пород и будет способствовать их выходу на мировой рынок.

 

Так как ряд зарубежных стран проводит испытания тяжеловозов по аналогичной системе, желательно в перспективе организовывать и проводить международные соревнования на лошадях тяжелоупряжных пород.

 

Л. ЛОЗОВИЧ, аспирант ВНИИ коневодства

"Коневодство и конный спорт" №12, 1990г.